СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Однородные и неоднородные определения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Однородные и неоднородные определения

 

Цели: дать понятие неоднородных определений; помочь уяснить разницу между однородными и неоднородными определениями; отработать навык постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: памятки (индивидуально каждому), карточки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Однородные и неоднородные определения"»

Однородные и неоднородные определения


Цели: дать понятие неоднородных определений; помочь уяснить разницу между однородными и неоднородными определениями; отработать навык постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: памятки (индивидуально каждому), карточки.

Ход урока

I. Целеполагание.

На доске: В комнате стоял большой деревянный стол.

Задание: подчеркнуть все члены предложения.

– Что мы увидели?

(Два определения.)

Они отвечают на один вопрос?

(Да.)

Относятся к одному и тому же слову?

(Да.)

Выражены одинаковыми частями речи?

(Да.)

Это однородные члены?

Почему же между ними не стоит запятая?

На эти вопросы мы постараемся ответить на сегодняшнем уроке.

II. Работа со словарным словом: мерещится.

III. Устная разминка по теории ОЧП.

IV. Цифровой диктант.

Задание: записать номера тех предложений, в которых встречаются однородные члены.

1. Видны были только белые стволы ближайших берез.

2. Виднелись или необозримые песчаные равнины, или далекие горы.

3. Мал золотник, да дорог.

4. Плотно стоящие друг к другу ели отражались в воде.

5. Самолет, летящий по небу, оставлял за собой длинный белый след, похожий на туман.

6. Друзья мои, прекрасен наш союз!

7. У самого родника росли не только дубы, но и ели.

8. И верного друга прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой.

9. Им приходилось как рыть землю, так и камни обтесывать.

10. Он бежал домой, напевая веселую песенку.

Ключ: 2, 3, 7, 8, 9.

V. Работа по теме урока.

– Что обозначало прилагательное большой в предложении, записанном на доске? (Размеры.)


А прилагательное деревянный?

(Материал, из которого он сделан.)

Может быть стол большим, но не деревянным? А деревянным, но небольшим? Как вы думаете, почему же не поставлена запятая между этими определениями?

(Потому что они неоднородные.)

Что же в них неоднородное?

(Они называют разные признаки.)

1. Знакомство с теоретическим материалом § 42 (с. 114).

Вывод: какие определения называются неоднородными, как их определить в предложении?

(Устный ответ на вопрос.)

2. Устная фронтальная работа по упражнению 243.

3. Составление предложений с однородными и неоднородными определениями.

На слайде выведена таблица:

Цвет

Размер

Вкус

Форма

Материал

белый

синий

красный

зеленый

черный

большой

маленький

огромный

крохотный

мелковатый

сладкий

горький

кислый

соленый

пресный

круглый

овальный

квадратный

продолговатый

прямоугольный

деревянный

стеклянный

серебряный

шерстяной

ситцевый

– Составьте предложения (4–5), используя в каждом из них 2–3 определения из таблицы таким образом, чтобы они были неоднородные (I вариант) или однородные (II вариант). Как надо расставить знаки препинания? Устно зачитать предложения.

– Часто бывает трудно отличить однородное и неоднородное определения? Вот несколько способов разграничения.

Памятка

1. Между однородными определениями можно поставить союз «и»: На столе лежали красные, желтые, голубые ленты (красные и желтые).

2. Определения могут быть однородными, если объединены общим понятием: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (небо осеннее, невзрачное).

3. Определения однородные, если последующие поясняют первое: Раздался страшный, оглушительный удар грома.

4. Определения однородны, если одно из них имеет значение причины: Надвигался знойный, тяжелый день (тяжелый, потому что знойный).

5. Однородными являются определения, одно из которых одиночное, а второе выражено причастным оборотом: Нивы печальные, снегом покрытые.


VI. Объяснительный диктант.

1) Великолепное, ласковое солнце весны улыбалось в ясном небе. (М. Горький.)

2) Река уходила торжественным поворотом в золотые, синие от осени леса. (К. Паустовский.)

3) Люди мечтают о длинном лете, а я мечтаю о длинной, теплой, туманной осени. (К. Паустовский.)

4) В морозные зимние дни продолжается скрытая жизнь в лесу. (И. Соколов-Микитов.)

5) У девушки была длинная черная коса на спине, смуглое лицо с маленькими темными родинками, узкий правильный нос. (И. Бунин.)

6) На ней было длинное шелковое платье цвета золотистой луковой шелухи. (И. Бунин.)

7) И вдруг я близехонько увидел длинный скалистый берег и пустые зеленые равнины. (И. Гончаров.)

8) Мы переходили речку через длинный каменный мост. (И. Гончаров.)

VII. Проверочная работа.

Задание: записать номера предложений с однородными определениями (знаки препинания не расставлены). При выполнении задания можно пользоваться памяткой.

I вариант

1. Он легко справлялся с трудными математическими задачами.

2. Незатейливая деревянная резьба наличников привлекла его внимание.

3. Собака смотрела на зловещий красный диск луны.

4. Темные плотно стоящие ели отражались в воде.

5. По каменной белой ограде разросся плющ.

6. Приятный нежный голосок птички звенел не умолкая.

7. Вечернее бледное море лежало спокойно.

8. Снова потянулись длинные однообразные дни.

9. Веселые белые облака плыли над синими отрогами.

10. День стоял туманный безветренный.

II вариант

1. На поляне росли большие красные маки.

2. Я всегда любил наблюдать трудовую хлопотливую жизнь скворцов.

3. Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи.

4. Свежий морской ветер принес прохладу.

5. Шел тяжелый затяжной дождь.

6. Приятно возвратиться на старое давно понравившееся место.

7. Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей были темны.

8. Летние московские вечера бесконечны.

9. Вагон выделялся своей желтоватой деревянной обивкой.

10. По темной пыльной дороге бежала собака.


Ключ: I вариант – 3, 4, 6, 8, 10; II вариант – 2, 3, 5, 6, 10.



Домашнее задание: § 41, упр. 241. Словарное слово: микроэлемент.


Для инд. работы

Карточка
на закрепление материала

Задание: подчеркните однородные члены предложения.

Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза. И вот из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды. Странно было видеть и слушать, как этот маленький человечек извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным. Бледные губы его слегка полуоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими!

(По А. Куприну.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!