Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организационный момент. | -Здравствуйте, ребята! - Давайте приведём своё рабочее место в порядок. Все готовы к уроку? Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работою нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех, И каждый из нас ощутит свой успех. | Приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм. | Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - умение выражать положительное отношение к процессу познания |
II.Актуализация знаний 1.Самоопределение к учебной деятельности. 2.Повторение | Прочитайте: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Г.Паустовский — Определите, какое это предложение по цели высказывания и интонации. — С какой интонацией вы его должны прочитать? Прочитайте. –Что вы чувствуете, когда читаете эти строки? — О чём это предложение? -Как писатель говорит о языке? -Слова какой части речи он использует? — Назовите художественные определения, как их называют в литературе? (эпитеты) -Писатель выбрал такие определения, которые позволяют представить не только предмет, но и состояние, настроение автора. Кого напоминает поэту наш язык? -Наш язык таит в себе много секретов, а для незнаек – немало ловушек. Хотите научиться не попадать в них? Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка. — Как вы думаете, чтобы разгадать тайну и узнать новое, с чего бы нам следовало начать урок? (С повторения.) - Открываем тетради, записываем число, классная работа. Записывем прилагательные ( со слайда) Б_гатый, ме_кий,м_ гучий, в_ лшебный, ру_кий. — Укажите общие признаки имён прилагательных. (Прилагательные в форме единственного числа мужского рода – в начальной форме) -Как вы определили число и род имён прилагательных? 2.Групповая работа. Вам предстоит работа в группах. Подготовьте сообщение об изменениях имён существительных и имён прилагательных по плану. Заполните таблицу. (Карточка) 1.Могут ли имена существительные и имена прилагательные изменяться по числам и падежам? 2.Какая из названных частей речи изменяется ещё и по родам, а какая не может этого делать? 3.Какая из двух частей речи, имя существительное или имя прилагательное, главная, а какая – зависимая? -Занесите данные в таблицу. | Изменяется по числам | Изменяется по родам | Изменяется по падежам | Существительное | + | + | + | Прилагательное | + | - | + | -Занесите данные в таблицу. Учащиеся каждой из групп по очереди читают свои ответы (Сверка с таблицей на слайде 4). — Правила бывают не только орфографические. В речи нам приходится соблюдать ещё и правила употребления слов, правила их связи друг с другом. 1.Упражнение Красные щёчки, Пёстрые платочки, Хлопают в ладошки Весёлые матрёшки. -Выпишите словосочетания имени прилагательного с существительным. Укажите грамматические признаки имён прилагательных. | Оно повествовательное Ответы детей. Ответы детей. По окончанию. Выполняют работу по таблице. Красные щёчки, пёстрые платочки, веселые матрешки. (все они множественного числа) | Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
III.Постановка учебной задачи 2. Целеполагание. | — Что не смогли определить у этих прилагательных? Почему? — Как изменяются имена прилагательные единственного числа? (по падежам — склоняются) — Как вы определяли падеж имён прилагательных множественного числа? (по падежу существительных) - Что мы уже знаем про имена прилагательные во множественном числе? -Что хотите ещё узнать и научиться? — Как же нам разрешить возникшую проблему? Каковы ваши предположения? (Учащиеся высказывают свои мнения) — Кто же прав? — Итак, какая тема нашего урока? - «окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п.» — Какую цель поставим перед собой, употребляя слово научиться? — В каких ситуациях пригодятся нам эти знания? ( в учёбе, в жизни, быть грамотными, чтобы сочинять) - Давайте прочтем таблицу на слайде и перепишем ее к себе в тетрадь. И.п. (какие?) -ые, -ие, Р.п. (каких? ) —ых, -их В.п.( каких? какие?)- -ых,-их,-ые,-ие одуш. сущ. Д.п.( каким?) -ым, -им, В.п. (какие?) -ые, -ие,- неодуш. сущ Т.п. (какими?) -ыми, -ими, П.п. (о каких?) -ых, -их. | Ответы детей (падеж). окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п (склонять имена прилагательные во множественном числе, правильно писать окончания, использовать прилагательные в устной и письменной речи) | Личностные: уровень развития морального сознания Познавательные: -находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
IV. Первичное усвоение новых знаний. | - Давайте откроем учебник на странице 139. Выполняем задание 160. - Нам нужно найти в тексте имена прилагательные и определить, к каким существительным они относятся. - Выполним это задание у доски : Выпиши эти словосочетания в следующем порядке: существительное + прилагательное в форме ед.ч., 2) существительное + прилагательное в форме мн.ч. В 1-й группе над двумя словами укажи падеж. Окончания прилагательных выдели в обеих группах. 1) кругом (каким?) широк/им (м.р., Т.п.); в погоне (какой?) удал/ой (ж.р., П.п.); 2) кони (какие?) стройн/ые (И.п.); кони (какие?) точён/ые (И.п.); сбруи (какие?) золочён/ые (И.п.); в санях (каких?) лаков/ых (П.п.); в санях (каких?) узорн/ых (П.п.); на конях (каких?) сер/ых (П.п.); фонарей (каких?) пёстр/ых (Р.п.). - Молодцы! | Выполняют задание 1) кругом (каким?) широк/им (м.р., Т.п.); в погоне (какой?) удал/ой (ж.р., П.п.); 2) кони (какие?) стройн/ые (И.п.); кони (какие?) точён/ые (И.п.); сбруи (какие?) золочён/ые (И.п.); в санях (каких?) лаков/ых (П.п.); в санях (каких?) узорн/ых (П.п.); на конях (каких?) сер/ых (П.п.); фонарей (каких?) пёстр/ых (Р.п.). | |
Физминутка | - Сейчас мы отдохнём немного, а затем приступим к работе. | Выполняют упражнения. | |
V. Первичная проверка понимания | - А теперь выполним задание 161 самостоятельно. Найди в тексте имена прилагательные. Выпиши словосочетания, в которые они входят. Запиши вопросы, которые ты задаёшь к зависимым словам. Окончания вопросов и прилагательных выдели. сны (как/ие?) зелён/ые; сны (как/ие?) весенн/ие; иглы (как/ие?) зелён/ые; иглы (как/ие?) мягк/ие; листья (как/ие?) зелён/ые; листья (как/ие?) липк/ие; стрекоз (как/их?) зелён/ых; в листве (как/ой?) зелён/ой; мотыльки (как/ие?) зелён/ые; кузнечик (как/ой?) зелён/ый; - Какие орфограммы вы встретили ? В тексте мы встретили следующие орфограммы: «безударный гласный в корне, проверяемый ударением»: зелёные (зéлень), сосны (сóсны), листве (ли́стья), летят (полёт), трава (трáвы); «безударный гласный в корне, не проверяемый ударением»: берёз, весна; «удвоенный согласный»: весенние; «парный по звонкости/глухости согласный в середине слова»: мягкие (мягок); «разделительный Ь»: листья; «безударные падежные окончания существительных»: в небе; «парный по звонкости/глухости согласный на конце слова»: берёз (берёзы), шелест (шелестеть), стрекоз (стрекозы). - Молодцы! | сны (как/ие?) зелён/ые; сны (как/ие?) весенн/ие; иглы (как/ие?) зелён/ые; иглы (как/ие?) мягк/ие; листья (как/ие?) зелён/ые; листья (как/ие?) липк/ие; стрекоз (как/их?) зелён/ых; в листве (как/ой?) зелён/ой; мотыльки (как/ие?) зелён/ые; кузнечик (как/ой?) зелён/ый; В тексте мы встретили следующие орфограммы: «безударный гласный в корне, проверяемый ударением»: зелёные (зéлень), сосны (сóсны), листве (ли́стья), летят (полёт), трава (трáвы); «безударный гласный в корне, не проверяемый ударением»: берёз, весна; «удвоенный согласный»: весенние; «парный по звонкости/глухости согласный в середине слова»: мягкие (мягок); «разделительный Ь»: листья; «безударные падежные окончания существительных»: в небе; «парный по звонкости/глухости согласный на конце слова»: берёз (берёзы), шелест (шелестеть), стрекоз (стрекозы). | Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, доказательно отстаивать свою точку зрения |
VI .Первичное закрепление. Работа по карточкам. | - Ребята, сейчас выполним задания на карточках. - Давайте проверим. Определите род имён прилагательных. Выделите окончания. Голуб/ая лужа ж.р, поздн/ий листопад м.р., ленив/ое течение ср. р., вечерн/яя мгла ж.р., детск/ий театр м.р., ночн/ой разбойник м.р., хлебн/ое растение ср.р. 2. Определи род имён прилагательных, поставив их в единственное число . Синие сумки= синяя сумка ж.р Интересные книги= интересная книга ж.р Воздушные облака= воздушное облако ср.р Чёрно-белые зебры= черно-белая зебра ж.р Алые розы= алая роза ж.р Чистые озёра= чистое озеро ср.р Мясные котлеты= мясная котлета ж.р Хрустящие батоны=хрустящий батон м.р. 3.. Определите падеж имён прилагательных и выделите окончания. Лёгк/их задач р.п, лёгк/ие задания в.п, слаб/ых рук р.п, хорош/их друзьях п.п, мелк/их рыб р.п, стар/ых книг р.п, птичь/их гнезд р.п. 4. Допиши окончания имен прилагательных. В колхозе началось строительство детского сада. С раннего утра до позднего вечера кипит работа. Из соседнего города на стройку приехали студенты. Они привезли саженцы для фруктового сада. | Выполняют задания самостоятельно. Проверяют свои работы. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других |
VII . Рефлексия. Итоги урока | - Ребята,какая тема урока была? - Смогли ли мы достичь тех целей. которые поставили вначале урока? - Понравился ли вам урок? - Сейчас я вам предлагаю выбрать дорожку. Зеленая- я доволен своей работой а уроке, желтая- доволен ,но мог бы и лучше, синяя- не доволен своей работой на уроке. - Вы все большие молодцы! Спасибо вам. Урок окончен. | Ответы детей. | Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения |