СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка: «Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка: «Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п»»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

- Давайте приведём своё рабочее место в порядок. Все готовы к уроку?


Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работою нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех,

И каждый из нас ощутит свой успех.



Приветствуют учителя.


Включаются в деловой ритм.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- умение выражать положительное отношение к процессу познания

II.Актуализация знаний


1.Самоопределение к учебной деятельности.





































2.Повторение


Прочитайте: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Г.Паустовский


— Определите, какое это предложение по цели высказывания и интонации.


— С какой интонацией вы его должны прочитать? Прочитайте.


–Что вы чувствуете, когда читаете эти строки?


— О чём это предложение?


-Как писатель говорит о языке?


-Слова какой части речи он использует?


— Назовите художественные определения, как их называют в литературе? (эпитеты)


-Писатель выбрал такие определения, которые позволяют представить не только предмет, но и состояние, настроение автора. Кого напоминает поэту наш язык?


-Наш язык таит в себе много секретов, а для незнаек – немало ловушек. Хотите научиться не попадать в них? Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка.



— Как вы думаете, чтобы разгадать тайну и узнать новое, с чего бы нам следовало начать урок? (С повторения.)

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Записывем прилагательные ( со слайда)


Б_гатый, ме_кий,м_ гучий, в_ лшебный, ру_кий.


— Укажите общие признаки имён прилагательных. (Прилагательные в форме единственного числа мужского рода – в начальной форме)


-Как вы определили число и род имён прилагательных?


2.Групповая работа.


Вам предстоит работа в группах. Подготовьте сообщение об изменениях имён существительных и имён прилагательных по плану. Заполните таблицу. (Карточка)


1.Могут ли имена существительные и имена прилагательные изменяться по числам и падежам?


2.Какая из названных частей речи изменяется ещё и по родам, а какая не может этого делать?


3.Какая из двух частей речи, имя существительное или имя прилагательное, главная, а какая – зависимая?

-Занесите данные в таблицу.



Изменяется по числам

Изменяется по родам

Изменяется по падежам

Существительное

+

+

+

Прилагательное

+

-

+


-Занесите данные в таблицу.


Учащиеся каждой из групп по очереди читают свои ответы (Сверка с таблицей на слайде 4).


— Правила бывают не только орфографические. В речи нам приходится соблюдать ещё и правила употребления слов, правила их связи друг с другом.



1.Упражнение


Красные щёчки,


Пёстрые платочки,


Хлопают в ладошки


Весёлые матрёшки.


-Выпишите словосочетания имени прилагательного с существительным. Укажите грамматические признаки имён прилагательных.





Оно повествовательное




Ответы детей.








Ответы детей.























По окончанию.












Выполняют работу по таблице.






























Красные щёчки, пёстрые платочки, веселые матрешки. (все они множественного числа)











Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.








Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);




















Коммуникативные:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;


III.Постановка учебной задачи












2. Целеполагание.
























— Что не смогли определить у этих прилагательных? Почему?


— Как изменяются имена прилагательные единственного числа? (по падежам — склоняются)


— Как вы определяли падеж имён прилагательных множественного числа? (по падежу существительных)

- Что мы уже знаем про имена прилагательные во множественном числе?

-Что хотите ещё узнать и научиться?



— Как же нам разрешить возникшую проблему? Каковы ваши предположения?


(Учащиеся высказывают свои мнения)


— Кто же прав?


— Итак, какая тема нашего урока?

- «окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п.»


— Какую цель поставим перед собой, употребляя слово научиться?




— В каких ситуациях пригодятся нам эти знания? ( в учёбе, в жизни, быть грамотными, чтобы сочинять)

- Давайте прочтем таблицу на слайде и перепишем ее к себе в тетрадь.

И.п. (какие?) -ые, -ие,


Р.п. (каких? ) —ых, -их


В.п.( каких? какие?)- -ых,-их,-ые,-ие одуш. сущ.


Д.п.( каким?) -ым, -им,


В.п. (какие?) -ые, -ие,- неодуш. сущ


Т.п. (какими?) -ыми, -ими,


П.п. (о каких?) -ых, -их.

Ответы детей (падеж).

















окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п



(склонять имена прилагательные во множественном числе, правильно писать окончания, использовать прилагательные в устной и письменной речи)







Личностные: уровень развития морального сознания









Познавательные:

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке











IV. Первичное усвоение новых знаний.

- Давайте откроем учебник на странице 139. Выполняем задание 160.

- Нам нужно найти в тексте имена прилагательные и определить, к каким существительным они относятся.

- Выполним это задание у доски :


Выпиши эти словосочетания в следующем порядке:

  1. существительное + прилагательное в форме ед.ч.,

  2. 2) существительное + прилагательное в форме мн.ч.

В 1-й группе над двумя словами укажи падеж. Окончания прилагательных выдели в обеих группах.


1) кругом (каким?) широк/им (м.р., Т.п.);

в погоне (какой?) удал/ой (ж.р., П.п.);


2) кони (какие?) стройн/ые (И.п.);

кони (какие?) точён/ые (И.п.);

сбруи (какие?) золочён/ые (И.п.);

в санях (каких?) лаков/ых (П.п.);

в санях (каких?) узорн/ых (П.п.);

на конях (каких?) сер/ых (П.п.);

фонарей (каких?) пёстр/ых (Р.п.).

- Молодцы!



Выполняют задание

1) кругом (каким?) широк/им (м.р., Т.п.);

в погоне (какой?) удал/ой (ж.р., П.п.);


2) кони (какие?) стройн/ые (И.п.);

кони (какие?) точён/ые (И.п.);

сбруи (какие?) золочён/ые (И.п.);

в санях (каких?) лаков/ых (П.п.);

в санях (каких?) узорн/ых (П.п.);

на конях (каких?) сер/ых (П.п.);

фонарей (каких?) пёстр/ых (Р.п.).




Физминутка

- Сейчас мы отдохнём немного, а затем приступим к работе.

Выполняют упражнения.


V. Первичная проверка понимания

- А теперь выполним задание 161 самостоятельно.



Найди в тексте имена прилагательные. Выпиши словосочетания, в которые они входят. Запиши вопросы, которые ты задаёшь к зависимым словам. Окончания вопросов и прилагательных выдели.


сны (как/ие?) зелён/ые;

сны (как/ие?) весенн/ие;

иглы (как/ие?) зелён/ые;

иглы (как/ие?) мягк/ие;

листья (как/ие?) зелён/ые;

листья (как/ие?) липк/ие;

стрекоз (как/их?) зелён/ых;

в листве (как/ой?) зелён/ой;

мотыльки (как/ие?) зелён/ые;

кузнечик (как/ой?) зелён/ый;


- Какие орфограммы вы встретили ?


В тексте мы встретили следующие орфограммы:

«безударный гласный в корне, проверяемый ударением»: зелёные (зéлень), сосны (сóсны), листве (ли́стья), летят (полёт), трава (трáвы);

«безударный гласный в корне, не проверяемый ударением»: берёз, весна;

«удвоенный согласный»: весенние;

«парный по звонкости/глухости согласный в середине слова»: мягкие (мягок);

«разделительный Ь»: листья;

«безударные падежные окончания существительных»: в небе;

«парный по звонкости/глухости согласный на конце слова»: берёз (берёзы), шелест (шелестеть), стрекоз (стрекозы).


- Молодцы!




сны (как/ие?) зелён/ые;

сны (как/ие?) весенн/ие;

иглы (как/ие?) зелён/ые;

иглы (как/ие?) мягк/ие;

листья (как/ие?) зелён/ые;

листья (как/ие?) липк/ие;

стрекоз (как/их?) зелён/ых;

в листве (как/ой?) зелён/ой;

мотыльки (как/ие?) зелён/ые;

кузнечик (как/ой?) зелён/ый;

В тексте мы встретили следующие орфограммы:

«безударный гласный в корне, проверяемый ударением»: зелёные (зéлень), сосны (сóсны), листве (ли́стья), летят (полёт), трава (трáвы);

«безударный гласный в корне, не проверяемый ударением»: берёз, весна;

«удвоенный согласный»: весенние;

«парный по звонкости/глухости согласный в середине слова»: мягкие (мягок);

«разделительный Ь»: листья;

«безударные падежные окончания существительных»: в небе;

«парный по звонкости/глухости согласный на конце слова»: берёз (берёзы), шелест (шелестеть), стрекоз (стрекозы).

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, доказательно отстаивать свою точку зрения


VI .Первичное закрепление. Работа по карточкам.

- Ребята, сейчас выполним задания на карточках.

- Давайте проверим.

Определите род имён прилагательных. Выделите окончания.

Голуб/ая лужа ж.р, поздн/ий листопад м.р., ленив/ое течение ср. р., вечерн/яя мгла ж.р., детск/ий театр м.р., ночн/ой разбойник м.р., хлебн/ое растение ср.р.

2. Определи род имён прилагательных, поставив их в единственное число .

Синие сумки= синяя сумка ж.р

Интересные книги= интересная книга ж.р

Воздушные облака= воздушное облако ср.р

Чёрно-белые зебры= черно-белая зебра ж.р

Алые розы= алая роза ж.р

Чистые озёра= чистое озеро ср.р

Мясные котлеты= мясная котлета ж.р

Хрустящие батоны=хрустящий батон м.р.

3.. Определите падеж имён прилагательных и выделите окончания.

Лёгк/их задач р.п, лёгк/ие задания в.п, слаб/ых рук р.п, хорош/их друзьях п.п, мелк/их рыб р.п, стар/ых книг р.п, птичь/их гнезд р.п.

4. Допиши окончания имен прилагательных.

В колхозе началось строительство детского сада. С раннего утра до позднего вечера кипит работа. Из соседнего города на стройку приехали студенты. Они привезли саженцы для фруктового сада.


Выполняют задания самостоятельно.



Проверяют свои работы.



Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

VII . Рефлексия. Итоги урока

- Ребята,какая тема урока была?

- Смогли ли мы достичь тех целей. которые поставили вначале урока?

- Понравился ли вам урок?

- Сейчас я вам предлагаю выбрать дорожку. Зеленая- я доволен своей работой а уроке, желтая- доволен ,но мог бы и лучше, синяя- не доволен своей работой на уроке.

- Вы все большие молодцы! Спасибо вам. Урок окончен.

Ответы детей.

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения



















Предмет: Русский язык

Дата: 25.04.2020г.

Тема: «Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п»

Класс:

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: изучение особенности склонения имён прилагательных множественного числа в Р.п., В.п. и П.п

Задачи:

  • овладение способом проверки окончаний прилагательных мн. числа;

  • развитие устной и письменной речи учащихся, мышления;

  • воспитание положительного отношения к предмету, умения работать в малой группе.

Оборудование: учебник 3 класс, 3 часть

















Конспект урока русского языка:

«Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!