СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: Деление слов на слоги. Перенос слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок русского языка способствует формированию умения различать слово и слог, делить слова на слоги.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: Деление слов на слоги. Перенос слов.»

 Тема: Деление слов на слоги. Перенос слов.

        Цель: Раскрыть значимость гласных звуков и их особенности.

        Задачи:

1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слова, на которые оно делится при произношении.

 2. Развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных звуков. Учиться переносить слова с одной строки на другую.

  3. Развивать у ребят логическое мышление, кругозор, внимание и память.

  4. Воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма.

                             Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Улыбнёмся друг другу и начнём урок.

                Разминка «Да» или «Нет».

- В алфавите 33 буквы.

- В неделе 8 дней.

- Гласный звук образует слог.

- В радуге 7 цветов.

-В слове конь 3 буквы.

- В слове цветы ударение падает на первый слог.

  1. Объявление темы урока.

Сегодня будем продолжать учиться делить слова на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков, учиться списывать слова, произнося их по слогам.

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. )

Откройте свои рабочие тетради и приготовьтесь к письму. Обратите внимание на правила при письме. Записываем число и классную работу. Ребята а какое первое задание мы выполним в тетради?(минутка чистописания). Правильно . а вот какую мы с вами будем прописывать букву подскажет загадка. Слушаем и отгадываем.

Стер с бумаги ластик наш

Все что сделал карандаш

А чернила не сумел

Превратился в букву…(Л)

3.Минутка чистописания.

-Ребята, а какие буквы Л вы знаете?(заглавная и строчная). Молодцы.

-А когда мы пишем заглавную букву?

- Когда пишем строчную букву Л?

- Сколько нужно элементов, чтобы написать заглавную букву «Л»?

- Какие это элементы?

- Сколько нужно элементов, чтобы написать строчную «л»?

- Какие это элементы?

- Давайте напишем заглавную букву Л соблюдая дистанцию между буквами. Теперь пропишем строчную букву л.

- Отметьте у себя самую красивую заглавную и строчную букву и отметьте букву которая не получилась.


4. Словарно-орфографическая работа.

К рзина, яг да, м рковь, в робей, п суда, м роз, гор д, л пата, ж вёт.

Какое слово лишнее и почему?

Какая орфограмма в слове живёт?

 Что общего у остальных слов?  (Во всех словах пропущена буква О).

- Какие это слова?

- Почему мы должны их выучить наизусть?

Вам предстоит записать в тетрадь слова в алфавитном порядке.

Поднимите руки, кто не уверен в своих силах, что справиться с заданием и ему перед выполнением работы нужно повторить алфавит?

Поставьте ударение, подчеркните буквы, которые надо запомнить.

Обратите внимание на каллиграфию письма.

- С какими орфограммами мы работали?

        Вывод. Мы работали с безударными гласными, непроверяемыми ударением. Это словарные слова, правописание их надо запомнить.

Проверка по готовому образцу.

        Поднимите руки, кто записал слова без ошибок?

        Молодцы!

5.Усвоение нового материала, построенное как развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса.

- Какое сейчас время года?

- Чья картина перед вами?

- Как она называется?

                Мы с вами знаем, что многие известные художники, писатели и поэты любили это прекрасное время года и посвятили весне свои замечательные произведения.

        И мы сегодня на уроке поговорим о весне.

        1. Зрительный диктант.

На доске:

Весной я шёл по лесной тропинке.

Внимательно прочитайте предложение и запомните его.

Закройте глаза и представьте предложение зрительно (запись на доске закрывается).

Запишите предложение по памяти.

Проверка. (Открывается запись предложения на доске).

- На какие орфограммы мы должны обратить внимание? Проверку будем делать с конца предложения.

(Дети называют орфограммы, опираясь на алгоритм правописания безударных гласных в корне).

- В какой части слова пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? Выделите корень в именах существительных.

  6.Формирование цели урока.

        Прежде чем выполнить следующее задание скажите, что нужно знать, чтобы переносить слова? ( Уметь делить на слоги ).

                На что обращаем внимание, когда делим слова на слоги? ( На гласный ).

 Гласные звуки          слог        перенос слов

- О чём вы должны помнить? (В слове столько слогов, сколько гласных).

- Может ли слог состоять только из одного звука?

- Да может, но только из гласного звука. Любой слог образует только гласный.

- Назовите такие слова . (О-са, и-ва ).

Вывод. Вы правы, все слова «держатся» на гласных. Значит, гласный звук – главный в слове.

- А теперь скажите, можем ли мы перенести слова с одной строки на другую так, как мы разделили их на слоги?  (Нет, не можем).

        - Почему? ( Потому что есть определённые правила, как надо переносить слова с одной строки на другую).  

-Какие правила переноса мы знаем?

Нельзя оставлять и переносить на другую строку одну букву. Например:………..

                Букву Й при переносе нельзя отделять от стоящей перед      ней буквы. Например…………

                Букву Ь при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы. Например…………

        Если в слове есть удвоенные согласные…      

По ходу выполнения упражнений будем закреплять наши знания.

(Открывается запись на доске).

Тра_ка з_ленеет , солнышко бл_стит.

- Какие орфограммы пропущены?  (Устный разбор слов с пропущенными орфограммами.

Запишите предложение. Вставьте пропущенные буквы.

- Что вы записали? Докажите, что это предложение. Дайте ему характеристику.

-Над какими орфограммами работали?

- Вызвало ли что-то у вас затруднения?

-Как проверяли написание безударной гласной?

Задание. Подчеркните главные члены предложения, сверху напишите, какой частью речи они выражены. (Ученик работает у доски).

                - Разделите слова на слоги.        

                - Ребята, давайте устно добавим несколько предложений к предложению на доске:

 _______________________________               

(Дети добавляют свои предложения).

- Что у нас получилось? (текст).

- Докажите, что это текст.

- Как можно его озаглавить?

7. Психологическая физминутка.

Тихо звучит музыка А.Вивальди «Времена года».

- Сядьте прямо, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы в весеннем лесу, и послушайте музыку леса.

- Давайте улыбнёмся друг другу и продолжим наш урок.

8. Развитие умений. 

- А теперь выполним упражнение. Вам понадобятся и внимание, и память, и умение быть сосредоточенными.

                Внимательно прочитайте записанные на доске пары слов, постарайтесь запомнить их. Через полторы минуты я сотру вторые слова каждой пары, а вы, опираясь на первое слово, запишите в столбик по памяти вторые слова с чёрточкой для переноса слов.

                - Подберите к ним проверочные слова и напишите их, подчеркните орфограммы, выделите корень.

                почта                        п__сьмо

             лейка                      гр__дка

                шум                        в__да

                мост                        р__кА

                квартира                в__нна

                Проверка. Дети по очереди комментируют с места написание орфограмм, учитель на доске записывает слова

                - Разделите все слова на слоги вертикальной линией.

                - Подчеркните слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую. (шум, мост)

                Почему?

Какую задачу мы ставили перед собой? (Научиться делить слова на слоги и переносить их с одной стороны на другую).

        Научились? Молодцы!

9.Дифференцированная работа.

Сейчас у нас будет работа по карточкам.

Поставьте на полях знак самооценки:

уверен в своих силах – плюс;

сомневаешься – знак вопроса;

не уверен – минус.

Перед вами на столе лежит по 2 карточки и вы должны выбрать одну на выбор по своим силам.

Кто выбрал карточку №1? (Вызвать одного ученика к доске из этой группы).

Кто выбрал карточку №2? (Вызвать одного ученика из этой группы).

(Дети выполняют работу.)

Проверка заданий у детей, работающих у доски. Остальные сигналят «светофорами», верно выполнено задание или нет.

Проверка работ у всех детей.

- Кто поставил себе плюс и не сделал ошибок? Правильная самооценка. Молодцы!

- Кто поставил знак вопроса, но не сделал ошибок? Тоже молодцы, внимательно работали.

- Кто поставил минус и допустил некоторые ошибки? Вы правильно оценили свои силы, видите свои проблемы, и это поможет вам их ликвидировать.

  1. Итог урока.

- Чем мы занимались на уроке?

- Что нужно делать для того, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую?

Вот и закончился урок

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Всем спасибо!