Тема урока: «Слово и слог. Деление слов на слоги».
Цель урока: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги.
Задачи:
- расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги;
- научить выделять слоги в словах;
- активизировать и расширять словарный запас учащихся;
- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Осваиваемые УУД
Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.
Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, самостоятельно создавать алгоритм действий, выполнять действия по алгоритму.
Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Ход урока
1 Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Как же мы начнём урок?
На уроке мы сидим –
Не шумим и не кричим,
Руки тихо поднимаем,
Если спросят, отвечаем.
Мы хороший дружный класс!
Всё получится у нас.
- Откройте тетради.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
- Запишите сегодняшнее число.
2.Чистописание
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб.)
Какую букву мы сегодня будем прописывать? (Д)
Работа в тетради.
Дд Дд
Дятел дуб дерево
На опушке вырос дуб.
3. Словарная работа. Знакомство с новым словарным словом. Лисица- лиса- лис.
У кого из всех зверей Хвост пушистей и длинней? (Лиса)
Какую букву в этом слове нам нужно запомнить?
Давайте составим предложение со словом лисица.
(Дети составляют предложения).
- Какие правила написания предложения вы знаете?
Запись предложения у доски:
Лисица живет в норке.
- Назовите знакомые орфограммы.
- Разделите слова на слоги.
4.Физминутка.
- Как называются слова, которые состоят из одного слога? (односложные)
- Как называются слова, которые состоят из двух слогов? (двусложные)
- Что такое трехсложные слова?
- Я буду называть вам разные слова, а вы, если в слове 1 слог, хлопаете в ладоши; если 2 слога – топаете ногами; если три слога – приседаете.
Лес, кашка, звон, дом, слон, медуза, собака, тапки, школа, курица, соль, мама, мир.
5. Сообщение темы урока
Завтра мы будем учиться правильно, переносить слова, а для этого нужно уметь делить слова на слоги. Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем делению слов на слоги.
Бродит стадо по лугам.
1-ое правило
Здесь порядок очень строгий
Делим все слова на слоги
Переносим по слогам
Бро-дит( 2 слога) ста-до( 2 слога) по лу-гам( 2 слога).
Загадка
Бродят в поле в беспорядке То овечки, то лошадки. От порывов ветерка Вид меняют… (Облака)
Разделим слово на слоги
Об-ла-ка ( 3 слога).
Давайте составим предложение со словом облака.
(Дети составляют предложения).
- Какие правила написания предложения вы знаете?
Запись предложения у доски:
По синему небу плывут облака.
- Назовите знакомые орфограммы.
- Разделите слова на слоги.
- Отрабатываем правило переноса
По синему небу плывут об-лака.
По синему небу плывут обла-ка.
6. Выполнение упражнений по учебнику.
- Откройте учебник .
Найдите упражнение 6.
Прочитайте задание.
(Один ученик читает задание вслух).
- Поработаем в парах. Выполним это задание.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
7.Физминутка.
Тихо встали, потянулись,
Раз – присели, Два – нагнулись,
Три – вдохнули глубоко и подпрыгнули легко.
Ручками похлопали, ножками потопали.
Сели тихо, хорошо. Поработаем ещё.
8.Работа с учебником(продолжение)
- Выполним упражнение 7.
- Как называется эта сказка?(«Репка») Прочитаем. Каких героев не хватает? Спишите только первое предложение и разделите слова на слоги. Не забывайте о правилах написания предложения. Назовите односложное слово (дед). Почему оно так называется?(один слог) А как вы это узнали?(один гласный)Назовите двусложное слово.(репка) Почему? Как узнали? Назовите трёхсложное слово.(посадил) Почему? Как узнали?
9.Закрепление.
- Давайте поиграем. Сделайте первый слог вторым. У вас получатся новые слова.
(камыш, навес, насос, рады)
- Запишите новые слова.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
- Снова поменяйте тетради. Прочитаем, что у вас получилось.
10.Итог урока.
- Зачем нам был нужен этот урок?
- Чему вы научились?
11.Рефлексия
- Подумайте и ответьте на вопрос:
- За что я могу себя похвалить?
- За что я могу похвалить своих одноклассников?
- За что я могу похвалить учителя?
- Выберете смайлик нужного цвета и покажите мне, как вы оцениваете свою работу на уроке.
- А мне очень понравилось, как работали… (назвать фамилии).
- Я тоже думаю, что урок наш цели своей достиг. Вы все молодцы и очень хорошо потрудились. На улице до сих пор холодно, лежит снег, но посмотрите, какая замечательная веточка распустилась в нашем классе благодаря вашим знаниям и стараниям.
- Спасибо за урок!