СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "н"и "нн" в именах прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "н"и "нн" в именах прилагательных»





Конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе






ТЕМА: Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.


ЦЕЛИ: 1) Обобщить и систематизировать знания учащихся, связанные с написанием суффиксов имен прилагательных –АН, -ЯН, -ОНН, -ЕНН, -ИН, -Н;

2) Сформировать умение осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их и употреблять на письме слова с этими суффиксами;

3) Закрепить умение различать части речи, в особенности прилагательное и причастие;

4) Повторить навыки анализа текста, разряды имен прилагательных; морфологические признаки имени прилагательного;

5) Совершенствовать навыки аналитического разбора, развивать орфографическую зоркость, монологическую речь учащихся, навыки орфографического и пунктуационного , морфемного и морфологического разборов; развивать самостоятельность.

6) Воспитывать чувство патриотизма на краеведческом материале.



ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, карточки с текстами заданий, сигнальные карточки, слайды


Ход урока

I. Орг. момент.


II. Актуализация знаний

1. Коллективная работа с текстом на основе технологии учебного диалога.( слайды, где объясняется лексическое значение непонятных слов)

-Прочитайте текст. Объясните лексическое значение непонятных слов.

- Можно ли данный фрагмент считать текстом и почему?

- Определите тему и основную мысль теста.

- Определите стиль речи и тип текста, обоснуйте свое мнение. Расставьте знаки препинания, объясните постановку запятых

23 августа 1936 года по пр..казу НКВД СССР на базе бывшего м..настыря была созда(нн,н)а к..лония –ко(мм,м)уна для бе..пр..зорников, условно нак..зуемых д..тей репрессирова(н,нн)ых родителей. Р..ботала она по с..стеме А.С. Макаренко. Р..здетые, г..лодные бе..пр..зорники нав..дили ужас на ж..телей гор..да Бузулука и окрес?ных сел. Ко(м,мм)уна –к..лония, эти слова имели в те годы одно значение, ведь пр..ступники и бе..пр..зорники содержались вместе.


2. Всему классу выписать слова с пропусками, графически обозначить орфограммы, выполнить морфемный разбор слов: Беспризорников, наводили, содержались, наказуемых, создан, репрессированных.

Один ученик выполняет морфемный разбор у доски.

3. Индивидуальное задание.

А) Морфологический разбор имени прилагательного ОКРЕСТНЫХ

Б) Два человека работают по карточкам: тест по теме «Имя прилагательное»


Тестовый контроль.

1.Какие прилагательные могут иметь категорию полноты/краткости?

А) качественные;

Б) относительные;

В) притяжательные.


2. Полная форма качественного прилагательного в предложении может быть:

А) именной частью составного сказуемого;

Б) согласованным определением;

В) несогласованным определением.


3. Краткая форма качественного прилагательного в предложении может быть:

А) именной частью составного сказуемого;

Б) согласованным определением;

В) несогласованным определением.


4. Определить синтаксическую функцию выделенного прилагательного.

После уроков, в своё свободное время, она занимается только со способными учениками.

А)согласованное определение;

Б)именная часть составного сказуемого;

В)несогласованное определение.


5.Отметьте относительные прилагательные:

А) двойная ширина;

Б) чистое бельё;

В) птичий базар;

Г) хрустальный бокал;

Д) заводская столовая;

Е) львиный рык.


6. Отметьте качественные прилагательные:

А) воронье гнездо;

Б) торжественный момент;

В) льняной лоскут;

Г) красный сарафан;

Д) долгий день;

Е) осенний дождь.


7. Отметьте притяжательные прилагательные:

А) лисий хвост;

Б) верблюжий горб;

В) вечерний просмотр;

Г) вкусная конфета;

Д) прибрежная растительность;

Е) лунное сияние.


8.Определите прилагательные в форме сравнительной степени:

А) старейший;

Б) самый бедный;

В) беднее;

Г) умнее всех;

Д) более яркий.


9.В какой форме стоит выделенное в предложении прилагательное?

Она прощалась с ними в самых трогательных выражениях, извиняла свой поступок неодолимою силою страсти.

А) простая (синтетическая) сравнительная;

Б) простая (синтетическая) превосходная;

В) составная (аналитическая) сравнительная;

Г) составная (аналитическая) превосходная.

__________________________________________________________________


4. Проверка

1)орфографии (1 человек объясняет, на слайде информация появляется),

2) задания по тестам я проверю после уроков.

3) морфологический разбор (ученик читает ответ, на слайде появляется информация)

4) морфемный разбор проверяем, сверяя с записями у доски, исправляем недочеты


5. Синтаксический разбор предложения ( один ученик у доски – остальные в тетрадях, предложение заранее записано на доске)


Раздетые, голодные беспризорники наводили ужас на жителей города Бузулука и окрестных сел. ( повеств., невосклиц., простое, двусоставн., распр,полное, осложнено однородными дополнениями и определениями.)


III. Актуализация опорных знаний

Выделите из текста прилагательные с Н и НН и объясните правописание.

Репрессированных, голодных



  1. МОЗГОВОЙ ШТОРМ

Внимание, на слайдах помещены слова. Как вы думаете, как они пишутся?( по каждому слову отвечает один ученик, появляется информация на слайдах)

Новая це(н,нн)а

Вещь це(н,нн)ая

Бандероль це(н,нн)а

Уцене(н,нн)ые товары

Старания оцене(н,нн)ы

Оторвать це(н,нн)ик

Отчет по це(нн,н)образованию


  1. цена – имя существительное

  2. ценная – имя прилагательное, образованное от существительного цена

  3. ценна – краткое прилагательное

  4. уцененный – причастие, от глагола уценить (Сов. вид)

  5. оценены – краткое причастие

  6. ценник – имя существительное, от сущ. цена + -ник

  7. ценообразование – сложное имя существительное ( цена + о +образование


IV. Сообщение темы и целей урока учителем

-Ребята, тема нашего урока «Правописание Н и НН в именах прилагательных, образованных от существительных», почти весь материал нашего урока будет построен на краеведческом материале, это информация о городе Бузулуке или районе, в 2011 году городу исполнится 275 лет .(Выставка книг)


V. Объяснение нового материала.

1. Презентация учителя, устная работа учащихся

2. Чтение правила в учебнике.(обращение к алгоритму)

3. Презентация учащегося о правописании н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях.


VI. Закрепление нового материала

  1. Работа в парах : Выборочный диктант

- У вас на столах лежит газета «Российская провинция», ваша задача – найти прилагательные с Н и НН и выписать в тетрадь, обозначая орфограмму.

Проверка: прочитайте слова, объясните написание.

  1. Работа в группах:

А) Распределительный диктант

-Разделимся на три группы, у каждого члена группы на столе лежит текст с заданием, ваша задача – выписать слова с н и нн в тетрадь, распределить их на две группы.


1 группа: Выборочный диктант ( 1 группа)

Выберите из текста слова с одной и двумя Н, выпишите в тетрадь, обозначьте орфограмму, объясните написание.

Более ста лет в Бузулуке простоял деревя (н,нн) ый вокзал. В 1975 году стари (н,нн) ое здание снесли, радовались построе (н,нн)ому новому. Это совреме(н,нн)ое здание с очень удобной, тщательно продума(н,нн)ой планировкой украсило степ(н,нн)ой город.



2 группа: Выборочный диктант ( 2 группа)

Выберите из текста слова с одной и двумя Н, выпишите в тетрадь, обозначьте орфограмму, объясните написание.

Прославле(н,нн)ый летчик Юрий Романенко родился в поселке Колтубановский, в самом сердце Бузулукского бора. Здесь в деревя(н,нн)ом доме со стекля(н,нн)ой верандой жил будущий космонавт. Мальчишкой он лазал по дли(н,нн)ым веткам деревьев, играл на песча(н,нн)ом берегу реки Боровки, зимой катался с ледя(н,нн)ой горки, бегал на лыжах по са(н,нн)ому следу.



3 группа:

Выберите из текста слова с одной и двумя Н, выпишите в тетрадь, обозначьте орфограмму, объясните написание.

Никольская церковь была построе(н,нн)а камее(н,нн)ой, внутри была оштукатуре(н,нн)а и окраше(н,нн)а масля(н,нн)ой краской. Часть колокольни была камее(н,нн)ой, часть деревя(н,нн)ой. Колокольня имела два стекля(н,нн)ых окна, наружнюю и внутре(н,нн)юю створчатые двери.



Проверка: каждый текст читается отдельным учащимся, а затем объясняется написание слов с Н и НН (появляется слайд)


Б) Работа в группах с дифференцированным заданием.

1 группа: (слабые учащиеся)

Замените данное словосочетание словосочетанием «прилагательное + существительное»: кисель из овса – овсяный кисель, одну и две Н в суффиксах прилагательных выделите, запишите в тетрадь, выполните морфемный разбор трех имен прилагательных.


Стая журавлей, шея лебедя, уши осла, гнездо воробья, упряжь лошади, банка из жести, кувшин из глины, браслет из серебра, ограда из чугуна, бой барабана, почта редакции, бюро экскурсий, буфет на станции, отдых после обеда, пропуск на время.


2группа:

Перестройте предложения так, чтобы получился связный текст, раскройте скобки, вставьте пропущенный буквы. Выполните морфологический разбор прилагательного КАМЕННЫМ ( СОБОРОМ)


а) Это было величестве(н,нн)ое здание.


б) Внутре(н,нн)ее убранство храма выдавало великие замыслы.


в) В монастыре хранилась це(н,нн)ая святыня – серебря(н,нн)ый ковчег с мощами святых.


г)Бузулукский Тихвинский женский м..настырь был камее(н,нн)ым с..бором с х..зяйстве(н,нн)ыми постройками


3 группа:

Выпишите из данных предложений словосочетания с Н и НН, заполните таблицу.

1)Василий Иванович Крюков построил церковь в станцио(н,нн)ом поселке.

2)В бывшем доме помещика Ковзана торговали учебниками, письме(н,нн)ыми принадлежностями.

3)Во фруктовых подвалах торговали суше(н,нн)ыми дынями, обыкнове(н,нн)ым черносливом, ви(н,нн)ыми ягодами, лимо(н,нн)ыми цукатами.

4)На базар у Петропавловской церкви привозили конопля(н,нн)ое семя, кури(н,нн)ое, гуси(н,нн)ое, ути(н,нн)ое мясо, топле(н,нн)ое и сливоч(н,нн)ое масло, деревя(нн,н)ые лопаты и посуду.

5)Во время святок ходили ряже(н,нн)ые.

7) На местах наблюдалась контреволюцио(н,нн)ое оживление, поэтому начали организовываться революцио(н,нн)ые отряды.

8)На месте Петропавловского собора должен быть построе(н,нн) кинотеатр.

9) Замечательный деревя(н,нн)ый сруб, сдела(н,нн)ый из мощ(н,нн)ого соснового бруса, был прочее(н,нн) и ладе(н,нн).

10)В одно лето вое(н,нн)ые строители для вынужде(н,нн)ых переселенцев из деревень выстроили дома в Искре.

11)А родом он был из потомстве(н,нн)ой крестьянской семьи.

12) Идеологическая работа в 70-е годы была очень насыще(н,нн)ой и разносторо(н,нн)ей.

.

Н

НН

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________


________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________


В) Работа со всем классом: Творческий диктант (текст на слайде)

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Путь на (юго)восток от (в,В)олги пок..зался Пушкину … и … . Но на под..езде к (Б, б)узулуку его (не)надолго принял в свои об..ятия … бор. Это было неожида(н,нн)ым – после … , голых мест вдруг … сосны, … их шум, удары к..лес о корни по … дороге, лесная … благодать._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Слова для справок : пр..скуч(?)ным , дли(н,нн)ым, с..сновый, ст..пных, в..ковые , зн..комый, песча(н,нн)ой, осе(н,нн)яя


Задание: вставьте подходящие по смыслу слова, раскройте скобки, объясните правописание, определите разряд прилагательных. Продолжите текст , напишите несколько предложений о Бузулукском боре.


Проверка: один учащийся объясняет орфографию, другой пунктуацию. Третий читает текст в преобразованном виде.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ: (контрольное списывание по группам) списать предложения, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.


1ГРУППА:списать, вставить н и нн, выполнить морфологический разбор одного прилагательного)

1)Василий Иванович Крюков построил церковь в станцио(н,нн)ом поселке.

2)В бывшем доме помещика Ковзана торговали учебниками, письме(н,нн)ыми принадлежностями.

3)Во фруктовых подвалах торговали суше(н,нн)ыми дынями, обыкнове(н,нн)ым черносливом, ви(н,нн)ыми ягодами, лимо(н,нн)ыми цукатами.

4)На базар у Петропавловской церкви привозили конопля(н,нн)ое семя, кури(н,нн)ое, гуси(н,нн)ое, ути(н,нн)ое мясо, топле(н,нн)ое и сливоч(н,нн)ое масло, деревя(нн,н)ые лопаты и посуду.

5)Во время святок ходили ряже(н,нн)ые.

7) На местах наблюдалась контреволюцио(н,нн)ое оживление, поэтому начали организовываться революцио(н,нн)ые отряды.

8)На месте Петропавловского собора должен быть построе(н,нн) кинотеатр.

9) Замечательный деревя(н,нн)ый сруб, сдела(н,нн)ый из мощ(н,нн)ого


2 ГРУППА:

10)В одно лето вое(н,нн)ые строители для вынужде(н,нн)ых переселенцев из деревень выстроили дома в Искре.

11)А родом он был из потомстве(н,нн)ой крестьянской семьи.

12) Идеологическая работа в 70-е годы была очень насыще(н,нн)ой и разносторо(н,нн)ей.

13) Юдин никому не отказывал, сразу же брался за телефо(н,нн)ую трубку.

14) Все железнодорожные службы имели постоя(н,нн)ых и време(н,нн)ых служащих и рабочих, а также поде(н,нн)ых рабочих.

15)На обширных пространствах уезда паслись бесчисле(н,нн)ые стада скота.

16) Городская Ратуша вела обществе(н,нн)ые и казе(н,нн)ые дела.

17) Купец И.Попов открыл в Бузулуке в 1844 году винокуре (н,нн)ый завод.

18)Бузулукский уезд занимал территорию семи совреме(н,нн)ых районов.


3 ГРУППА:

19) Наполняли бочку специальными черпаками с дли(н,нн)ой ручкой, и бочка всегда стояла среди двора.

20)Василий Никитин степе(н,нн)ый, рассудитель(н,нн)ый, с рыжей бородой и многочисле(н,нн)ыми веснушками.

21) Сикрит Миронович был настоящим потомстве(н,нн)ым крестьянином второй половины 19 века.

22)Ямщики почтовых станций перевозили почту, начальство и командирова(н,нн)ых чиновников.

23)Правительстве(н,нн)ые чиновники не стремились создавать запасов продовольствия.

24)Новая крепость была укрепле(н,нн)а земля9н,нн)ым валом со рвом и деревя(н,нн)ой стеной с рогатками, чугу(н,нн)ыми пушками.

25) Дома строились, как правило, деревя(н,нн)ые, сама(н,нн)ые, крылись камышом и дерном.

26)В совреме(н,нн)ом значении это было скорее большое, плохо организова(н,нн)ое, без всякого плана застрое(н,нн)ое село.

27) Дома в Бузулуке имели дерновые, камышлвые и соломе(н,нн)ые крыши, а окна были не стекля(н,нн)ые, а делались из бычьих пузырей.

28)В селе Державино был ко(н,нн)ый двор.


VII. Рефлексия

- А сейчас я предлагаю вам заполнить анкету.

Анкета

  1. На уроке я работал (активно /пассивно).


2.Своей работой на уроке я ( доволен / не доволен).


3.Урок для меня показался ( коротким /длинным).


4.За урок я (не устал /устал ).


5.Мое настроение ( стало лучше /стало хуже).


6.Материал урока мне был ( понятен / не понятен), (полезен/ бесполезен), (интересен / скучен).


7. Поставьте себе оценку за урок.____


VIII. Итог урока: оценки учащимся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!