I. Актуализация знаний. Постановка задач урока. Минутка чистописания (с. 8) | Организует работу в рабочей тетради № 1. – Сравните написание заглавных букв И иШ. Обратите внимание, что крючковая наклонная перед «секретом» должна быть переведена за верхнюю линеечку рабочей строки на 1‒2 мм. – Запишите буквы, соблюдая интервал между ними. – Прочитайте слово. Почему это слово написано с заглавной буквы? Где вы можете найти информацию о художнике? – Запишите фамилию художника. – Определите, каллиграфически правильно ли записано слово «машина». Что для этого необходимо сделать? – Отметьте простым карандашом под графическим знаком «v» – 2. – Что необходимо выполнить далее? – Отметьте простым карандашом под графическим знаком «• » – 12. Что необходимо выполнить далее? – Отметьте простым карандашом под графическим знаком «–» – 12. Что еще надо посчитать? – Отметьте под графическим знаком «×» – 5 | Выполняют чистописание. Соблюдают гигиенические правила при письме. – Шишкин. Это фамилия художника. – Необходимо посчитать, сколько «гнездышек» – просветов в верхних частях букв – и их соединений в слове. Их 2. – Посчитать, сколько «шалашиков» – просветов в нижних частях букв – и их соединений в слове. Их 12. – Посчитать, сколько элементов «середина наклонной линии» в слове. Их 12. – Посчитать, сколько элементов «1/3 сверху или снизу». Их 5 | Проявлять эмоциональное отношение в учебно-познавательной деятельности. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
II. Постановка учебной задачи. Наблюдение | Организует беседу по вопросам. Создаёт условия для обобщения имеющихся сведений. – Приходилось ли вам слышать слово «текст»? – Что такое текст? – О чём будем говорить на уроке? Как назвать тему урока? – Что мы должны выяснить? Почему нам важно ответить на эти вопросы? Когда сможете использовать эти знания? | Обобщают сведения о предложении и тексте, опираясь на личный опыт. Называют отличительные признаки. Приводят примеры предложений. Формулируют тему урока | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
III. Изучение нового мате- риала. Работа по учебнику. Упражнение 1 | Организует работу по теме урока. – Прочитайте две записи и попробуйте определить, где текст. Медведь – это животное. Мальчик любит свою собаку. Художник нарисовал зверя. Медведь – это дикое животное. Живёт в лесной зоне. Зимой впадает в спячку. Любит мёд и ягоды. – Какая запись является текстом? Почему? – Какой вывод можно сделать? Организует работу по учебнику. Задаёт вопросы: – Сравните две записи. – Какую из них можно назвать текстом? Почему? – В каком предложении текста выражена главная мысль? – Выберите название к тексту | Читают две записи, отвечают на вопросы. Определяют, какая запись является текстом. Объясняют своё предположение. Формулируют вывод. ‒ Текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу. Находят в учебнике упражнение, рассматривают задание. Определяют последовательность действий. ‒ Вторую запись. Потому что предложения связаны по смыслу. ‒ В первом предложении. ‒ «Весна» | Определять последовательность действий: прочитать записи, ответить на вопросы. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы |
Знакомство с правилом | Проводит работу по ознакомлению с правилом. – Прочитайте в учебнике правило. Что же такое «текст»? | Читают правило. Отвечают на вопрос | Получать новые сведения |
Упражнение 2 | Организует работу по выполнению заданий учебника. Задаёт вопросы. – Прочитайте задание, определите порядок выполнения. Можно ли это назвать текстом? – Придумайте название текста. – Выпишите из текста первое предложение | Читают задание. Планируют действия. ‒ Это текст. ‒ «Котёнок» | Строить монологические высказывания |
IV. Обобщение знаний. Работа с лентой букв | Организует работу по нахождению информации в учебнике по ленте букв. – Какие буквы пропущены? – Какие это буквы? – Какие звуки обозначает буква х? – Какие звуки обозначает буква э? | Рассматривают ленту букв. Называют пропущенные буквы. ‒ Буквы х, э. ‒ Согласная х, гласная э. ‒ Согласный глухой твёрдый [х] и мягкий [х’]. ‒ Гласный звук [э] | Анализировать информацию |
Упражнение 3 | Организует работу по выполнению заданий учебника. Задаёт вопросы. – Прочитайте задание. – Это текст? – Восстановите текст. – Выпишите из текста последнее предложение. – Какой знак стоит в конце предложения? | Читают задание. Восстанавливают текст. Вова и Никита сделали кормушки для птиц. В воскресенье ребята пошли в парк. Они развесили кормушки на деревьях. В кормушки ребята насыпали зерно. Добро пожаловать, птицы! | Планировать действия по выполнению упражнений |
Упражнение 4 | Организует работу по выполнению заданий учебника. Задаёт вопросы. – Прочитайте запись. – Что означает слово «снуют»? – Спишите. Поставьте точки. Замените, где нужно, строчные буквы прописными. – Сколько предложений в этом тексте? | Называют правило оформления предложения на письме. ‒ Снуют – торопливо двигаются в разных направлениях. Наступило утро. Ожили улицы города. Люди спешат на работу. Всюду снуют машины. ‒ Четыре предложения |
Упражнение 5 | – Рассмотрите рисунок. Составьте по нему рассказ из 3–4 предложений | Рассматривают рисунок. Составляют рассказ. Наступила весна. Скоро вернутся перелётные птицы. Дети решили повесить скворечники. Возвращайтесь, скворцы! | |
Знакомство со словарным словом | Организует знакомство со словарным словом. Город – крупный населённый пункт, место большого поселения людей. В старину, чтобы защитить это место от врагов, захватчиков, люди обносили его забором, частоколом, стеной (деревянной или каменной). Такое огороженное и укреплённое стеной место, крепость, и стали называть городом. Город – городить = огороженное, укреплённое место | Записывают словарное слово и родственные слова, подчёркивают непроверяемую орфограмму. Гóрод | Строить монологические высказывания |
Работа в тетради (с. 8) | Организует выполнение заданий в рабочей тетради с взаимопроверкой. ‒ Прочитайте предложения. Восстановите их порядок и запишите в клетках соответствующие цифры. ‒ Озаглавьте текст, используя слова для справок. ‒ Допишите предложение, используя слова для справок | Выполняют задания в рабочей тетради, осуществляют взаимопроверку. – «Кораблик». На небе светит яркая звезда (луна) | Осуществлять контроль по результату |
V. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – На какие вопросы планировали найти ответ? Как вы на них теперь ответите? – Что такое текст? Какой вывод о признаках текста вы сделали? | Отвечают на вопросы, формулируют вывод | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |