СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Род имен существительных." для учащихся 7 класса с ОВЗ (легкая умственная отсталость)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Род имен существительных." для учащихся 7 класса с ОВЗ (легкая умственная отсталость)»

Урок русского языка

Тема урока: Род имен существительных.

Цель: углубить понятия о трех родах  существительных; познакомить с существительными общего рода; сформировать навыки определять род имен существительных; формировать навык правильного употребления существительных общего рода в устной и письменной речи; развивать речь (чтение, говорение); воспитывать культуру поведения.


Ход урока

1. Орг. момент.

2.Минутка чистописания.

3. Актуализация опорных знаний.

Подбери имена прилагательные (выделены красным шрифтом) к существительным (выделены жирным шрифтом) и определите их род, запишите словосочетания.

  • злая собака (она, моя – женский род)

  • спелый помидор (он, мой – мужской род)

  • яркое солнце (оно, моё – средний род)

4. Сообщение темы и цели урока.

Посмотри и запомни, как определить род существительного.

( Можно предложить для заучивания небольшую рифмовку:

            Женский род запомню я

            И скажу : « Она моя».

            И запомню род мужской,

            И опять скажу: « Он мой».

            Средний род: « Оно мое».

            Это правило твое! )

Практические упражнения.

А) Определи род имен существительных, распределив их в три колонки. Обозначь окончания.

Телефон (он, мой – мужской род), желание (оно, моё – средний род), брошюра (она, моя – женский род), ламинат (он, мой – мужской род), волна (она, моя – женский род), герой (он, мой – мужской род), удивление (оно, моё – средний род), миксер (он, мой – мужской род), чудо (оно, моё – средний род), зарядка (она, моя – женский род), корова (она, моя – женский род), село (оно, моё – средний род).

Б) Спиши, в каждой строке найди «лишнее» слово.

Деревня, дядя, воля, земля; (дядя – он, мой – мужской род), остальные женский род

Дерево, перо, стул, село; (стул – он, мой – мужской род), остальные средний род

Поле, огонь, конь, окунь; (поле – оно, моё – средний род), остальные мужской род

Место, стена, ведро, весло (стена– она, моя – женский род), остальные средний род


5. Таким образом, все имена существительные относятся к одному из трех родов: 

мужской род — конь, мальчик, папа, воевода;

женский род — земля, мать, дочь, рожь;

средний род — кольцо, знамя, село
Но в русском языке есть слова общего рода — плакса, тихоня, сирота.

Группа имен существительных с окончанием () общего рода, которые могут обозначать лицо мужского и женского пола:

большой (большая) сластена, мой (моя) коллега. Имена прилагательные при них согласуются либо в мужском, либо в женском роде, например: такой задира Андрюша, такая задира Таня.   

Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и женского пола, например: врач Иванов и врач Иванова.

Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем-существительном ставится в мужском роде, если речь идет о мужчине: Врач Иванов выписал рецепт,

и в женском роде, если речь идет о женщине: Врач Иванова выписала рецепт.


В русском языке еще есть существительные (щипцы, сливки, сумерки, каникулы, которые имеют только форму множественного числа и поэтому у них нельзя определить род.

Правило: имена существительные, не имеющие формы единственного числа, не имеют рода.


6.  Подведение итогов урока.

 7. Домашнее задание

Определи род имен существительных


Глушь, сторожка, заяц, море, шоссе, печка, карандаш, звездочка, мороз, печь, лисица, картофель, полюшко, солнце, ножницы.

АВТОР: Эта история произошла в нашей школе. Среди ухоженных, аккуратных детей один мальчик

оказался неряхой. Ученик старшего класса, взялся его перевоспитывать.

№1 – Вот видишь, ты такая большая неряха.

№2 – Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.

№1– Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм и тебе сразу станет ясно, что ты самая

большая неряха.

№2– Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая неряха. Зачем такое

говоришь?