I Организа-ционно-мотива-ционный | «Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Будем грамотно писать, На вопросы отвечать.» - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Николаевна. Сначала тихо садятся девочки, теперь так же тихо садятся мальчики. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к нашему уроку. - Открываем тетради, записываем сегодняшнее число. - Я напоминаю вам правила письма: Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь! («Двадцать третье октября». «Классная работа»). -Записываем, выделяя орфограммы (опасные места). | Приветствуют учителя. Сначала садятся девочки, потом мальчики. | Прием эмоционального настроя на работу. Слово учителя. Словесный метод. Фронтальная форма работы. Практический метод. |
III Постановка учебной задачи | - А какие языки еще вы знаете? - Кто-нибудь знает поговорки и пословицы о языке? -Молодцы, ребята! -Что же мы можем сказать о слове «язык»? -Можете обратиться к словарю и сравнить, какие значения слов там указаны. -Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы будем о говорить? -Верно, ребята. Сегодня пойдет речь о словах, у которых несколько значений. | -Русский, немецкий, английский. - «язык без костей», «язык и до Киева доведет» - Что это слово имеет несколько значений. -Обращаются к словарю. -О словах, у кото-рых не одно, а нес- колько значений. | Словесный метод (беседа) |
IV Открытие новых знаний Физминутка | - Откройте учебник на стр. 100 и внимательно послушайте стихотворение. (Читаю стихотворение). Посмотрите на рисунки, изображенные выше. - Одинаковые предметы названы одним и тем же словом? -А что у этих слов общего? -Верно, ребята. - Теперь прочитаем первую строчку. (Вызываю одного ученика) - Почему головка булавки называется головкой? - Слово «головка» в разных словосочетаниях – это одно и то же слово, потому что верхушка булавки названа так не случайно, а по причине сходства с головой человека. Давайте запишем пары словосочетаний. (головка булавки, головка человека) - Откройте толковый словарь (с. 103, 2-я часть) и найдите слово «головка»: оно записано всего один раз, что подтверждает мнение: этим словом могут быть названы и головка булавки, и голова человека. Прочитайте содержание словарной статьи. - Прочитайте хором правило Летучей Мыши.(с.101) Проверьте еще раз в толковом словаре, что слово «головка» записано только один раз, а разные значения даны под разными цифрами. -Перечитайте вторую строчку стихотворения. Почему часть чайника, из которой наливают чай, так названа? На что похожа эта часть? - Слово «носик» в значении «носик чайника» и это слово в значении «носик девочки» – это разные слова или одно и то же слово? Сколько раз будет записано слово «носик» в толковом словаре? Давайте запишем эти пары словосочетаний. - Проверьте себя, откройте толковый словарь и прочитайте статью про слово «носик». –Объясните, почему так названы «ушко» иголки, «язычок» туфель. Запишите эти пары словосочетаний. – Как вы думаете, словом «кисти» люди назвали сначала плоды рябины или руки человека? У слова «кисть» три разных значения. Если у слова несколько значений, то значение, которое родилось первым, записано и в словаре первым. Откройте толковый словарь и найдите слово «кисть». Запишите словосочетания. – Сколько значений у слова «глазок»? Какое значение слова «глазок» будет записано первым – глазок картошки или ласковое название глаза человека или животного? - Что об этом сказано в плакате Летучей Мыши?(с.102) -Ну, что, ребята, устали? Давайте проведем физминутку. Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. - Молодцы, ребята, присаживайтесь. - Прочитайте стихотворение Романа Сефа про шишки. О какой шишке идет речь? Выпишите словосочетания. Почему шишку на лбу так назвали? На что похож этот вырост после ушиба? -Раз шишка в значении «шишка на лбу» названа так не случайно, а из-за сходства с шишкой на дереве, значит, есть одно слово «шишка» с несколькими значениями, причем можно даже установить, какое значение появилось первым. Проверим по толковому словарю. Что написа но на плакате у Мыши (с. 103)? | Открывают учеб- ники, слушают стихотворение. Рассматривают рисунки. - Нет, не одинаковые. -Они одинаково произносятся, но называют разные предметы. 1 ученик читает первую строчку. (Она такая же круглая, как голова человека.) Записывают пары словосочетаний. 2 ученика читают 2 статьи. Читают правило, работают со словарём. Читают вторую строчку. - Носик чайника так назван не случайно, а из-за сходства с носом человека. -Одно и то же слово. - 1 раз. Делают записи. Проверяют себя по толковому словарю. Делают записи. - Плоды рябины. Работают со словарем. - Глазок в значении «ласкового названия глаза» будет записан первым. Читают правило хором. Проводят физминутку. Делают записи. - На шишку хвойных деревьев. - Слова, у которых несколько значений, называются многозначными. | Методы словесной передачи и слухового восприятия. Методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности |
V Закрепле- ние новых знаний и способов действий | - Прочитайте стихотворение М. Бородицкой. Как вы думаете, слова «Галька» и «галька» – это разные слова или это одно слово, у которого два разных значения? -Прочитайте стихотворение Я. Козловского про норку и лисичек. -Обратите внимание на то, что в самом тексте стихотворения возле каждого слова «норка» – своя звездочка, возле каждого слова «лисичка» – своя звездочка. Если бы это было одно и то же слово, то достаточно было бы только один раз поставить звездочку. Если у каждого из похожих слов свое значение, то в толковом словаре каждое из этих слов будет записано самостоятельно, то есть будут записаны два разных слова «лисичка», будут записаны два разных слова «норка», которые случайно звучат и пишутся одинаково. Давайте сразу уточним это, заглянув в толковый словарь. - Что же выяснили? – В упражнении 73 подумайте, являются ли слова «лиса» и «лисий» родственниками какому-то из этих слов: лисичка1 (гриб), лисичка2 (животное). - Запишите слова: (гриб), (зверек). Выделите в записанных словах корни. У какого слова корень короче? - Посмотрите в толковом словаре, как записаны слова «лисичка»1 и «лисичка»2. -Подумайте, слова «лиса» и «лисий» являются родственниками? - Чтобы выделить в слове корень, надо подобрать к этому слову родственные слова. Их общая часть и будет корнем! - В словах «норка» – зверек и «норка» – жилище животных нет никакой связи и сходства между словами, это два разных слова, поэтому в толковом словаре записаны два разных слова «норка». Давайте поработаем в парах. У вас на столах лежат листочки. Вам нужно записать 4 предложения, используя разные значения слов норка и лисички: 1-е :норка-как название зверька, 2-е норка – как жилище животного, 3-е лисичка – как зверек, 4-е лисичка – гриб. | - Слова «Галька» и «галька» – разные слова. Читают стихотворение. - Слово «лисичка» записано два раза, потому что лисичка – гриб и лисичка – животное – это два разных слова. Когда-то гриб был назван так из-за сходства с лисичкой-зверьком: гриб такой же рыженький. Но в дальнейшем значения этих слов разошлись, поэтому в настоящее время это два разных слова. - У слова «лисич- ка» – зверек. Смотрят в словарь. - Да, являются. | Методы словесной передачи и слухового восприятия. Методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. |
VI Итог урока. Рефлексия. | -Что нового узнали на уроке? - Какие слова называются многозначными? - Что понравилось на уроке? - Были ли трудности? - У вас на столах лежат листочки, вам нужно раскрасить его цветами: Красный-если занятие понравилось; Желтый-если занятие не понравилось. -Встаньте пожалуйста. Спасибо за урок, до свидания. | -многозначные слова, омонимы. - Слова, у которых несколько значений, у которых есть сходство.) | Практический, словесный, наглядный м-ды, м-ды проверки и самопроверки, приемы зрительного, слухового восприятия. |