СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: «Слова, у которых несколько значений.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Слова, у которых несколько значений.»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: «Слова, у которых несколько значений.»»

Тема урока: «Слова, у которых несколько значений.»

УМК: Перспективная начальная школа.

Учебник: Русский язык, 2 класс, часть 1. Авторы: М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели деятельности учителя: учить правильно читать словарную статью, посвященную многозначному слову; дать представление о многозначных словах.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно объяснять значения многозначных слов; работать со словарем и учебником.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных):

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента);

личностные – осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Методы обучения: практический, словесный, наглядный, работа с раздаточным материалом.

Формы организации обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Формы контроля: взаимопроверка, самопроверка, самооценка.

Оборудование урока: конверты со словами, презентация, учебник, таблицы со словами.

1. Организационно-мотивационный этап (3 мин);
2. Актуализация опорных знаний (3 мин);
3. Постановка учебной задачи (3 мин);

4. Открытие новых знаний (16 мин);

5. Закрепление новых знаний и способов действий (12 мин);

6. Итог урока. Рефлексия (3 мин).













Содержание урока


Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методические рекомендации

I Организа-ционно-мотива-ционный

«Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.»

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Николаевна.

Сначала тихо садятся девочки, теперь так же тихо садятся мальчики.

Проверьте, пожалуйста, свою готовность к нашему уроку.

- Открываем тетради, записываем сегодняшнее число.

- Я напоминаю вам правила письма:

Тетрадь с наклоном положу, 
Ручку правильно держу. 
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь! («Двадцать третье октября». «Классная работа»).

-Записываем, выделяя орфограммы (опасные места).

Приветствуют учителя.







Сначала садятся девочки, потом мальчики.

Прием эмоционального настроя на работу. Слово учителя. Словесный метод. Фронтальная форма работы.














Практический метод.

II Актуализа-ция опорных знаний.

Каллиграфи-ческая минутка.


Спишите, соблюдая правильное написание букв и их соединений.

– Что означает слово «язык»? Какие значения этого слова вы знаете?






-Мышечный орган во рту, предмет русский язык, язык жестов (без слов).

Практический метод.

Словесный метод (беседа)

III Постановка учебной задачи

- А какие языки еще вы знаете?

- Кто-нибудь знает поговорки и пословицы о языке?




-Молодцы, ребята!

-Что же мы можем сказать о слове «язык»?

-Можете обратиться к словарю и сравнить, какие значения слов там указаны.

-Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы будем о говорить?



-Верно, ребята. Сегодня пойдет речь о словах, у которых несколько значений.

-Русский, немецкий, английский.

- «язык без костей», «язык и до Киева доведет»


- Что это слово имеет несколько значений.

-Обращаются к словарю.


-О словах, у кото-рых не одно, а нес- колько значений.


Словесный метод (беседа)

IV Открытие новых знаний





















































































Физминутка

- Откройте учебник на стр. 100 и внимательно послушайте стихотворение. (Читаю стихотворение). Посмотрите на рисунки, изображенные выше.

- Одинаковые предметы названы одним и тем же словом?

-А что у этих слов общего?




-Верно, ребята.

- Теперь прочитаем первую строчку. (Вызываю одного ученика)

- Почему головка булавки называется головкой?

- Слово «головка» в разных словосочетаниях – это одно и то же слово, потому что верхушка булавки названа так не случайно, а по причине сходства с головой человека.

Давайте запишем пары словосочетаний. (головка булавки, головка человека)

- Откройте толковый словарь (с. 103, 2-я часть) и найдите слово «головка»: оно записано всего один раз, что подтверждает мнение: этим словом могут быть названы и головка булавки, и голова человека. Прочитайте содержание словарной статьи.

- Прочитайте хором правило Летучей Мыши.(с.101) Проверьте еще раз в толковом словаре, что слово «головка» записано только один раз, а разные значения даны под разными цифрами.

-Перечитайте вторую строчку стихотворения. Почему часть чайника, из которой наливают чай, так названа? На что похожа эта часть?


- Слово «носик» в значении «носик чайника» и это слово в значении «носик девочки» – это разные слова или одно и то же слово? Сколько раз будет записано слово «носик» в толковом словаре? Давайте запишем эти пары словосочетаний.

- Проверьте себя, откройте толковый словарь и прочитайте статью про слово «носик».

–Объясните, почему так названы «ушко» иголки, «язычок» туфель. Запишите эти пары словосочетаний.

– Как вы думаете, словом «кисти» люди назвали сначала плоды рябины или руки человека? У слова «кисть» три разных значения. Если у слова несколько значений, то значение, которое родилось первым, записано и в словаре первым. Откройте толковый словарь и найдите слово «кисть». Запишите словосочетания.

– Сколько значений у слова «глазок»? Какое значение слова «глазок» будет записано первым – глазок картошки или ласковое название глаза человека или животного?

- Что об этом сказано в плакате Летучей Мыши?(с.102)

-Ну, что, ребята, устали? Давайте проведем физминутку. Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

- Молодцы, ребята, присаживайтесь.

- Прочитайте стихотворение Романа Сефа про шишки. О какой шишке идет речь? Выпишите словосочетания. Почему шишку на лбу так назвали? На что похож этот вырост после ушиба?

-Раз шишка в значении «шишка на лбу» названа так не случайно, а из-за сходства с шишкой на дереве, значит, есть одно слово «шишка» с несколькими значениями, причем можно даже установить, какое значение появилось первым. Проверим по толковому словарю. Что написа но на плакате у Мыши (с. 103)?

Открывают учеб- ники, слушают стихотворение.

Рассматривают рисунки.

- Нет, не одинаковые.


-Они одинаково произносятся, но называют разные предметы.


1 ученик читает первую строчку.


(Она такая же круглая, как голова человека.)






Записывают пары словосочетаний.







2 ученика читают 2 статьи.

Читают правило, работают со словарём.





Читают вторую строчку. - Носик чайника так назван не случайно, а из-за сходства с носом человека.

-Одно и то же слово.



- 1 раз.



Делают записи.


Проверяют себя по толковому словарю.






Делают записи.

- Плоды рябины.








Работают со словарем.

- Глазок в значении «ласкового названия глаза» будет записан первым.

Читают правило хором.


Проводят физминутку.












Делают записи.



- На шишку хвойных деревьев.







- Слова, у которых несколько значений, называются многозначными.

Методы словесной передачи и слухового восприятия.


Методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.


Методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.


Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.


Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.



Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

V Закрепле-

ние новых

знаний и

способов

действий

- Прочитайте стихотворение М. Бородицкой. Как вы думаете, слова «Галька» и «галька» – это разные слова или это одно слово, у которого два разных значения?

-Прочитайте стихотворение Я. Козловского про норку и лисичек.

-Обратите внимание на то, что в самом тексте стихотворения возле каждого слова «норка» – своя звездочка, возле каждого слова «лисичка» – своя звездочка. Если бы это было одно и то же слово, то достаточно было бы только один раз поставить звездочку. Если у каждого из похожих слов свое значение, то в толковом словаре каждое из этих слов будет записано самостоятельно, то есть будут записаны два разных слова «лисичка», будут записаны два разных слова «норка», которые случайно звучат и пишутся одинаково.

Давайте сразу уточним это, заглянув в толковый словарь.

- Что же выяснили?

– В упражнении 73 подумайте, являются ли слова «лиса» и «лисий» родственниками какому-то из этих слов: лисичка1 (гриб), лисичка2 (животное).

- Запишите слова: (гриб), (зверек). Выделите в записанных словах корни. У какого слова корень короче?

- Посмотрите в толковом словаре, как записаны слова «лисичка»1 и «лисичка»2.

-Подумайте, слова «лиса» и «лисий» являются родственниками?

- Чтобы выделить в слове корень, надо подобрать к этому слову родственные слова. Их общая часть и будет корнем!


- В словах «норка» – зверек и «норка» – жилище животных нет никакой связи и сходства между словами, это два разных слова, поэтому в толковом словаре записаны два разных слова «норка». Давайте поработаем в парах. У вас на столах лежат листочки. Вам нужно записать 4 предложения, используя разные значения слов норка и лисички: 1-е :норка-как название зверька, 2-е норка – как жилище животного, 3-е лисичка – как зверек, 4-е лисичка – гриб.





- Слова «Галька» и «галька» – разные слова.


Читают стихотворение.





















- Слово «лисичка» записано два раза, потому что лисичка – гриб и лисичка – животное – это два разных слова.

Когда-то гриб был назван так из-за сходства с лисичкой-зверьком: гриб такой же рыженький. Но в дальнейшем значения этих слов разошлись, поэтому в настоящее время это два разных слова.

- У слова «лисич- ка» – зверек.

Смотрят в словарь.

- Да, являются.













Методы словесной передачи и слухового восприятия.

Методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.


VI Итог урока. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

- Какие слова называются многозначными?

- Что понравилось на уроке?

- Были ли трудности?

- У вас на столах лежат листочки, вам нужно раскрасить его цветами:

Красный-если занятие понравилось;

Желтый-если занятие не понравилось.

-Встаньте пожалуйста. Спасибо за урок, до свидания.

-многозначные слова, омонимы.

- Слова, у которых несколько значений, у которых есть сходство.)

Практический, словесный, наглядный м-ды, м-ды проверки и самопроверки, приемы зрительного, слухового восприятия.























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!