тему урока « Глагол») Слайд 3: Что объединяет все написанные слова? Действие, лицо, число, время, род, спряжение Все слова обозначают грамматические признаки глагола. Кто сможет уверенно назвать тему урока? Слайд 4 ( Глагол, грамматические признаки глагола, правописание без. оконч. глагола) Какие задачи мы поставим? ( познать новое) Какие цели ставим перед собой? ( Я хочу закрепить правописание окончаний глагола, вспомнить глаголы- исключения и т. д)
Работа по алгоритму: Слайд 5 Что мы знаем? ( По теме урока) Глагол-…. Время… Что мы хотим узнать? Что мы узнали? Сегодня мы, конечно, всё повторить не сможем. Но многое вспомним и расширим наши знания. Я, надеюсь, что в конце урока мы с вами убедимся, что узнали новое о глаголах. Учитель: Прежде чем мы с вами сможем ответить на последний вопрос, нам необходимо выполнить некоторые задания. Предлагаю начать работу со слов известного русского лингвиста А.М. Пешковского, который утверждал, что Слайд 6 « …глаголы могут « оживлять». Возникла проблема Фронтальный опрос: обмениваются мнениями, как они относятся к этой фразе с позиции информации, эмоции. Слайд 7 Послушайте отрывок из рассказа В. Драгунского. Определите, какие части речи преобладают? Слайд 8 Читает ученик. Ксюша.
А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в цирк-то хочется! И тут я вспомнил про горчицу. С горчицей почти все можно съесть всё! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол. Как он называется? (« Каша») - О чём рассказывается в тексте - Что заметили при чтении текста? -Каких частей речи было много? ( совершается много дейсвий) - Хорошо ли сделал мальчик? ( воспит. момент) -В каких словах заключена главная мысль рассказа? ( Я часто вам об этом говорю) Всё тайное становится явным. - Зачем автор использовал такое большое количество глаголов? Дети: Чтобы точнее передать события. Глаголы помогают более наглядно представить происходящие события. - С помощью глаголов мы зрительно представили всё происходящее. Какие действия совершал мальчик? - Давайте перечислим несколько глаголов, которые встретились в отрывке. ( Дети называют)
Учитель: Сейчас мы с вами поработаем с глаголами из текста. В отрывке нам встретились глаголы в настоящем и прошедшем времени. Для выполнения этой работы мы глаголы поставим глаголы в настоящее время , единственное число, 2 лицо. Записывать будем в виде диктанта, отмечая только гласную в безударном окончании. - Кто повторит задание? Записывать только безударную гласную в окончании. Кому потребуется помощь- могут воспользоваться карточками- помощницами. Они у вас на столе. (слайд 9), пробовал – пробу…шь Глотаю – глота…шь Люблю –люб.шь Сжимал – сжима…шь Выталкивает – выталкива..шь Глаголим- глагол..шь Вспомнил – вспомина…шь Вылил – вылива…шь лезли – лез…шь терял – теря…шь Сел – сид…шь Карточки – инструкции.( для слабых) дифференцированный подход Слайд 10 е е и е е и е е е е и ( проверка- эталон) ( обмен тетрадями) Оценки Оцените работу. Кто допустил ошибку. Какую? Запомни и больше не допускай. Как проверить безударное окончание глагола? Вывод: во 2 лице ед. числе пишется ь Какого глагола не было в тексте? Глаголим- глаголишь
Как вы понимаете его смысл? Если мы сомневаемся в значении слова. Что мы должны сделать? ( Обратиться к словарю) Я смотрю у некоторых ребят есть словари. Ваня, найди значение слова, а мы выполним пока следующее задание. Глаголить- Подберите синонимы к данному глаголу.( разговаривать, болтать) Ваня зачитывает значение слова. Вот видите, насколько глаголы оживляют картину. Физминутка ( испытание на прочность) Вертеть- 2 бережет 1 помашешь 1 Мыть-1 бреем- 1 увидим- 2 Волнует 1 подсмотрим- 2 веселить- 2 Молодцы! Учитель: Давайте еще раз вспомним, что же обозначает глагол. - Действия. Значит, глаголами легко рассказать о выполняемой нами работе, то есть о наших действиях, о нашем труде. Слайд 11 Работа в парах. Проверка (Эталон) Критерии оценки Перед вами карточки с устойчивыми выражениями. Вам нужно заменить выражения одним словом и соединить с устойчивым выражением ) Оценки каждый себя Бить баклуши- бездельничать | Клевать носом- дремать, спать | Чесать языками- болтать, глаголить | Выходить из себя – злиться | Задирать нос- зазнаваться | Надуть губы- обидеться | Вывод: какое слово здесь лишнее? ( обидеться – искл.) Какие ещё слова –искл. знаете? Кто допустил ошибки? В чем она заключалась? Какую цель вы должны поставить, чтобы не допускать такие ошибки. Запомнить. Учитель: Послушайте текст. ( Рассказывает ученица) Музыка Хорошо оказаться июльским днем на цветущем лугу возле ручья. Тебе откроется необозримая картина прекрасного. Сколько различных ароматов можно почувствовать, сколько различных звуков можно услышать! Кругом цветы, цветы, цветы! Желтеет зверобой, синеют темно- голубые бубенчики и среди яркой изумрудной зелени белеет благовонная купена. Алеют зрелые ягоды клубники. Если прислушаться, то можно услышать, как барабанит дятел, свистит иволга. В траве скрипит кузнечик. Над цветком усердно жужжит шмель. В солнечный летний денёк каждое растение источает нежный сладкий аромат благовонья. В воздухе пахнет свежестью. Благоухает цветущая купена, доносится аромат спелой клубники. Купена - лекарственная, многоцветковая, душистая
Работа в группах. Задание- инструкция у вас. ( Дети получили задания, в которых текст разбит на смысловые отрывки, у каждой группы свои задания: Найти и подчеркнуть глаголы, передающие цвет. Разбор глагола как часть речи- желтеет. Найти предложение с однородными сказуемыми. Найти и подчеркнуть глаголы, передающие аромат. Разбор глагола по составу- привлекаешь. Найти предложение с однородными сказуемыми.
Найти и подчеркнуть глаголы, передающие звуки природы. Звуко- буквенный анализ глагола течь. Найти предложение с однородными сказуемыми.
Какую особенность имеет слово ТЕЧЬ? ( разные части речи) Группы защищают свои ответы и делают выводы: глаголы могут передавать цвет, аромат, звуки. Вывод: мы убедились, что глаголы могут передавать цвет, аромат, звуки. А вот следующее задание вы попробуете сформулировать сами. Перед вами пейзажи. Как связать с нашей темой? Это предположение. Молодцы! Творческая работа ( работа с пейзажами) Вам нужно оживить картину. Музыка Задание: Напишите рассказ из 3-4 предл., используя опорные слова по картине, стараясь наиболее ярко показать увиденное. ( по репродукции картин) 1. группа Что происходит со снегом зимой? ( падает, кружится, сверкает, летает, сыплется, тает. Ели укутаны.
Зимний лес просыпается, прохладный ветерок летает, сверкает, искрится, переливается. - Тропинку замело, яркое солнце, серебристый снег, белоснежный ковер, сверкает, блестит, мохнатый иней
переливается Проверка. Дети зачитывают записанное. Какими словами известных строк мы можем закончить творческую работу? Пришла, рассыпалась клоками, Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами , Среди полей вокруг холмов. Чьи это строки? А. С. Пушкин. О чем они? Почему именно они пришли на ум? Чем интересны строки? ( однор. сказ.)
Подводя итог урока, мы вспомним главное, выполнив тест. ( листочки) Проверка ( эталон) Вернёмся к началу урока, к таблице. Не будем останавливаться на первых двух графах. - Чему удивились? Восхитились?
Что ты можешь сказать, ты добилась поставленной цели? Какое задание наиболее удалось? Дети отвечают на вопросы, поставленные в начале урока и приходят к выводу, что глаголы действительно оживляют речь и придают ей красоту и выразительность. - Что помогло добиться цели? ( наша дружная работа) Карточка. Прочитайте задание. Домашнее задание будет содержать материал подготовки к региональному экзамену. С заданием вы легко справитесь, потому что подобные задания были на уроке. Заполни, где нужно, пропуски, поставь запятые. 4 предложение- полный разбор. Выделить все орфограммы. Ре_к_й и х_лодный в_т_рок пр_б_жал по лесу. В_сной п_ля с_ды и л_са н_п_лняют__ щ_б_танием птиц. Княз_ у синя моря ход_т с син я моря гла_ не свод_т. Мор_ взду_т__ бурливо з_кипит п_дым_т вой хлын_т на б_р_г крутой. А ц_рица у _кна села ждат_ е_о _дна.
|