I. Актуализация знаний. Минутка чистописания (с. 44) | Организует работу в рабочей тетради № 1. – Прочитайте буквы. Какие из них имеют сходство в напи- сании? – Какие общие элементы у букв Ф и а? В чём их различие? – В чём различие написания букв а и ь? Запишите буквы. – Прочитайте слово. Назовите сходство и различия в написании заглавной и строчной букв Ф, ф. – Прочитайте буквы с пропущенными элементами. Самостоятельно допишите недостающие элементы | Демонстрируют посадку при письме, положение тетради, ручки. Отвечают на вопросы. Выполняют письменные задания. В букве Ф имеются все элементы буквы а, кроме последней «качалочки» и крючковой наклонной линии. – Фамилия. – Буквы с пропущенными элементами: к, У, Н, и, к, Б, Ф, Л, б, ф, с, е | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей |
II. Постановка учебной задачи. Наблюдение | Помогает в постановке учебной задачи. Читает лингвистическую задачу-шутку: «Лида написала на доске: «Шил-пыл у папужкизеренький гослиг». – Ну и придумала! – сказали ребята. – Это ж надо шифр знать специальный, чтобы правильно прочесть! Лида ответила: – Во-первых, это не я придумала: все вы знаете эту строчку. А во-вторых, чтобы её прочитать правильно, надо знать всего одно свойство русской фонетики». – Права ли Лида? Что заметили? – Назовите парные звонкие и глухие согласные; непарные звонкие и глухие согласные | Формулируют учебную задачу. Слушают задачу-шутку. Отвечают на вопросы учителя, формулируют вывод. ‒ Звонкие и глухие согласные заменены на свои пары | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения |
III. Изучение нового мате-риала. Работа по учебнику. Упражнение 1 | Организует работу по учебнику. – Прочитайте слова. Изменится ли значение записанных слов, если к словам первого ряда добавить мягкий знак, а из второго ряда его убрать? – Сравните количество звуков и букв в словах | Выполняют задания по учебнику. ‒ Изменится. Жар – жарь конь – кон хор – хорь ударь – удар мел – мель примерь – пример был – быль составь – состав ел – ель угол – уголь Кон (3 б., 3 зв.) – конь (4 б., 3 зв.). Ел – (2 б., 3 зв.) – ель (3 б., 3 зв.) | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Упражнение 2 | – Прочитайте пословицы. Выберите одинаковые по смыслу. – В каких ситуациях их можно применить? | 1) Поспешишь – людей насмешишь. Делано наспех – сделано на смех. 2) Труд кормит, а лень портит. Готовь сани летом, а телегу – зимой | Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Упражнение 3 | – Выпишите слова с мягким знаком в середине и разделите их для переноса. – Подчеркните мягкий знак и стоящую перед ним букву согласного звука | Паль-то, школь-ник, шпиль-ка, пись-мо, борь-ба, аль-бом |
Упражнение 4 | – Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните их | Прошла зима. На дворе апрель. А ещё совсем недавно в полях и лесах лежал глубокий снег |
Работа с лентой букв | Организует работу по учебнику с лентой букв. – Какие буквы пропущены? – Какие это буквы? – Какие звуки обозначает буква ч? – Какую роль выполняет ь? | Определяют, какие буквы пропущены, характеризуют их. ‒ Буквы ч, ь. ‒ Согласная ч. Мягкий знак (ь). ‒ Глухой согласный всегда мягкий звук [ч’]. ‒ Он показатель мягкости согласного | Строить монологические высказывания |
Упражнение 5 | – Прочитайте внимательно текст. О чём в нём говорится? – Определите начало и конец предложений. Спишите. Поставьте знаки препинания | Выполняют задание, определяют границы предложений. Хорошо в лесу в жаркий полдень. Высокие сосны развесили свои иглистые вершины. Красуется кудрявая берёзка. Могучий дуб раскинул шатром вырезанные листья | Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону |
Упражнение 6 | – Подберите слова, близкие по смыслу. – Запишите их по образцу | Алый – красный работа – труд зной – жара | Понимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные высказывания |
Упражнение 7 | – Сколько месяцев в году? – Назовите их по порядку. – Запишите названия весенних месяцев в правильной последовательности. – Подчеркните в словах буквы, которые обозначают непарные звонкие согласные звуки | Март, апрель, май |
Знакомство со словарным словом (происхождение слов) | Сообщение учителя или заранее подготовленного ученика. Январь, одиннадцатый по счету месяц древнеримского календаря, был посвящён двуликому богу Янусу, охранителю входов и выходов. У русского народа были свои названия месяцев, отражающие сезонный круговорот природы и трудовые циклы земледелия. Январь – просинец – увеличивалась, просинивалась светлая часть суток | Записывают словарное слово и подчёркивают орфограмму. Слушают дополнительную информацию о происхождении названий месяцев. Янва́рь | Строить монологические высказывания |
IV. Обобщение изучен- ного. Работа в тетради (с. 44) | Организует работу в рабочей тетради. ‒ Выполните задание рубрики «Интеллектуальный марафон». ‒ Прочитайте «лишние» слова. Свой выбор аргументируйте. ‒ Выполните работу в паре. Проверьте по орфографическому словарю | Выполняют задания. Осуществляют само- и взаимопроверку. 1. Август (нет мягкого знака) или сентябрь (осенний месяц). 2. Дуб (нет мягкого знака) или ель (хвойное дерево). 3. Волк (нет мягкого знака) или лошадь (домашнее животное). Сорока, ребята, медведь | Анализировать, находить общее и различия, делать выводы |
V. Итог урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что узнали о звуках и буквах? – Как оцениваете свои знания и умения по результатам работы? С какими заданиями справились легко? Какие задания ещё нужно учиться выполнять? | Анализируют материал. Оценивают свои успехи. Определяют причины успеха/неуспеха | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |