Тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени».
Предмет: русский язык Класс: 3 .Программа «Школа России»
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель урока:
-ознакомление детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л -, с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.
2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
Развивающие:
1.Развивать мышление, память, монологическую речь, воображение.
2.Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.
3.Совершенствовать орфографические навыки.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь к родному языку
2.Воспитывать внимание, усидчивость.
3.Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.
Формы работы: фронтальная, парная.
Планируемые результаты:
предметные:
- находить суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени
личностные:
проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу
понимает причины успеха в учебной деятельности
Метапредметные:
Универсальные учебные действия:
регулятивные
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
познавательные
использует знако-символические средства при выделении суффикса;
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составляет алгоритм под руководством учителя; коммуникативные
слушает и понимает речь других;
учится работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник по русскому языку, карточки с заданиями для парной работы.
План урока:
1. Самоопределение к деятельности. Психологический настрой (Звучит песня о русском языке)
Дети приветствуют учителя.
Уч. Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
-Доброе утро!
-Доброе утро – солнцу и птицам.
-Доброе утро! – приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро пусть длится до вечера.
Уч. –Чем необычен сегодняшний урок?(ответы детей)
Уч. - Для меня необычен тем, что ваши глаза смотрят на меня особенно внимательно и всё видят. И осанка по-особенному красивая.
- Что сказали вам родители, когда провожали вас в школу?
- Я тоже вам желаю успехов и верю. Что у нас всё получится.
Мотивация
-Как вы думаете, можно знать всё на свете?
-А если нельзя знать, может не стоит учиться?
Вывод: Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.
Уч. –Какую тему мы изучали на уроках?
-Что такое глагол?
-На какие вопросы отвечает глагол? Что обозначает? Как изменяется?
-Что обозначают глаголы в настоящем, будущем, прошедшем времени?
-Сегодня мы продолжим изучать тему глагол и узнаем что-то новое.
II. Работа в тетради.
(Дети записывают число, классная работа).
1.Минутка чистописания
-Для чистописания я предлагаю запись глагола.
-С каким глаголом - словом из словаря мы познакомились на предыдущем уроке?(желать)
-Расскажите о нём. Найдите в словаре, ещё раз посмотрите как он пишется и напишите его 3 раза.
2.Орфографическая минутка.
Запись под диктовку на доске и в тетрадях. Называем род, окончание.
а)(Свежий воздух, уютная комната, письменный стол, яркая звезда, верный друг, хищное животное, красивые пейзажи).
-Со словами какой части речи мы работали?
-Отчего зависит род и число имён прилагательных?
б)Открываю слова, записанные на карточках.(скосить, сломать, посадить, отменить, сходил, полетать, списать)
-Слова какой части речи прочитали?(глаголы)
-Что можете сказать про эти глаголы? (глаголы неопределённой формы)
-Найдите глагол, который отличается от других.
-Какой суффикс есть у этого глагола?(л)
-Измените глаголы в неопределённой форме и запишите их через запятую в прошедшем времени.(СКОСИЛ, СЛОМАЛ,ПОСАДИЛ, ОТМЕНИЛ, СХОДИЛ, ПОЛЕТАЛ, СПИСАЛ)
-Какой суффикс есть во всех этих словах?
III. Постановка учебной задачи. Просмотр видео фрагмента(«Род глаголов в прошедшем времени»)
-Запишем тему нашего урока: Род глаголов в прошедшем времени.
-Давайте поставим цель урока(исходя из темы урока). Чему сможем научиться?
IV. Запишите предложения.
Мальчик упал.
Девочка упала.
Яблоко упало.
-Что общего в этих предложениях?(глагол упал)
-Чем различаются?(окончанием)
-От чего это зависит? Выделим окончание.
-В каком числе стоят существительные?(ед.ч.)
-Попробуем поставить во мн.ч. Изменился ли глагол?
-Вывод: во мн.числе глаголы по родам не изменяются.
V.Динамическая пауза («Я. ты, он, она…» муз. Д.Тухманова, сл, Р.Рождественского)
( информация о малой родине)
VI.Закрепление материала
-А вот ещё одна загадка глаголов прошедшего времени.(НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
-Ветер прилетел.
-Метель прилетел.
-Облако прилетел.
-Птицы прилетел.
-Согласны ли вы с таким написанием? Чего не хватает?(окончаний)
-А какие бы написали окончания? Почему?
-Какие окончания будут в ж.р., м.р., ср.р.? Прочитаем правило (стр.122)
VII. Работа в парах (заполнить таблицу, дописать форму глаголов в указанном роде)
В мужском роде | В женском роде | В среднем роде |
синел | | синело |
| зацвела | зацвело |
узнал | | узнало |
| съела | |
-Проверка.
VIII. Включение в систему знаний
-Пришло время проверить, как вы усвоили всё то, о чём мы сегодня говорили. Посмотрите на экран.
Оля (читать)
Ветер (подуть)
Солнце (сесть)
Чайка (кричать)
Окно(блестеть)
-Перед вами пары слов, но имена существительные и глаголы в каждой паре не согласованы. Надо изменить глаголы так, чтобы они стояли в прошедшем времени и согласовывались с именем существительным.
-Проверка. (Оля читала(ж.р., окончание –а).
- Подобное задание выполните дома. Запишите дом.задание. стр.122, выучить правило; упр.219.
IX. Рефлексия. Заполните лист самооценки.
Итог. –Я смог.
-Урок дал мне для жизни…
6