II. Актуализация знаний 1.Чистописание | -Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? -Кто же наши помощники в письме? -Давайте выполним зарядку для пальцев рук. (Самомассаж рук осуществляется при помощи граненого карандаша со словами.) -Возьмите, пожалуйста, в руки простой карандаш и повторяйте движения и слова вместе со мной. Мы, как древние индейцы, Добываем огонек. Сильно палочку покрутим И огонь себе добудем. -Откройте тетради и красиво запишите число и месяц. Сегодня двадцать девятое января. На следующей строке запишите слова классная работа. При письме обратите внимание на высоту, ширину букв, правильность соединений букв, следите за наклоном. -Послушайте загадки и попробуйте их отгадать. На коробку я похож, Ручки ты в меня кладешь. Школьник, ты меня узнал? Ну, конечно, я - ... . -Какие слова помогли вам отгадать загадку? -Назовите первый звук в слове пенал? -Дайте характеристику звука [п,] . -Какой буквой обозначается на письме звук[п,]? -Посмотрите, пожалуйста, на экран. (На экране появляется образец написания буквы п). -Давайте запишем строчную букву п. -Следующая загадка: Моя подружка так живет: С утра она чернила пьет, Потом я ей даю тетрадь, Она по ней идет гулять. -Ребята, что это? - Какие слова вам помогли догадаться, о чем идет речь в загадке? - Назовите первый звук в этом слове? -Дайте характеристику звука [р] - Какой буквой обозначается на письме звук[р]? -Посмотрите, пожалуйста, на экран. (На экране появляется образец написания буквы р). -Давайте запишем строчную букву р. - Послушайте, пожалуйста, ещё одну загадку. То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь) -Какие слова вам помогли отгадать загадку? - Назовите первый звук в этом слове тетрадь? -Дайте характеристику звука [т,]. -Какой буквой на письме обозначается звук[т]? -Посмотрите на образец на экране и запишите строчную букву т. -Ребята, почему, мы пишем сегодня эти буквы? -Какой общий элемент есть в этих буквах? Итог: -старайтесь всегда писать буквы правильно и красиво. | Филатов Никита: «Правильная посадка, положение тетради и ручки». Ильясова Шахноза: «Наши пальчики рук». Артём Канцыреев: «Я думаю, что это пенал». Вика Дорохина: «Пенал похож на коробку». Лера Сергиенко: «В пенал мы складываем ручки и карандаши». Вика Стулова: «В слове пенал первый звук [п, ].» Салимов Назар: «звук [п,] - согл., глух. парн., мягк. Парн». Сакович Артём:«звук [п,] обозначается на письме буквой п» Настя Станкеевич: «Я думаю, что это ручка» Иван Лысанов: «Ручку мы используем для письма в тетради». Кирилл Зайцев: «В слове ручка первый звку[р]». Артём Сакович: «звук [р]- согл. ., звонк. непарн., тверд.парн». Вика Стулова: «звук [р]на письме обозначается буквой р. Егор Башмаков: «Это тетрадь» Шахноза Ильясова: «Тетради бывают и в клетку и в линейку». Вика Дорохина : «В тетрадях мы пишем». Никита Филатов: «В слове тетрадь первый звук [т,]. Лера Сергиенко : «звука [т,] - согл., глух., пран, мягк. парн.» Рустам Гециву: «звук [т,]на письме обозначается буквой т». Саша Перцев: «У этих букв общий элемент». Артём Канцыреев: «Это короткая наклонная линия с закруглениями вверху и внизу». |
2.Орфографичес- кая минутка | -Ребята, в русском языке много слов, написание которых различается с произношением, поэтому призываю вас сомневаться в написании слов. Этому мы с вами учимся на орфографических минутках. - Давайте ещё раз назовем слова-отгадки. -Назовите орфограммы в этих словах. Итог: Думайте над написанием слов русского языка. Если возникают сомнения, советую обращаться к орфографическому словарю. (учитель показывает орфографический словарь) - По какому признаку можно объединить эти слова-отгадки? -Прочитайте предложение, которое у меня записано на экране. -Запишите, пожалуйста, это предложение в свои тетради. - При письме обратите на знак тире. Оно заменяет слово это. -Обозначьте части речи. -Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. -Какая часть речи наиболее употребима в этом предложении? | Артём Сакович: « Пенал, тетрадь, ручка». Кирилл Зайцев: « В слове пенал безударная непроверяемая гласная Е. Это словарное слово и написание его надо запомнить». Настя Станкеевич: « В слове ручка сочетание чк пишется без Ь». Егор Башмаков: « В слове тетрадь безударная непроверяемая гласная Е. Это словарное слово и написание нужно запомнить». Иван Лысанов: « В этом слове парный по звонкости-глухости согласный звук Д, проверочное слово тетради) Назар Салимов: «Это школьные принадлежности». Вика Стулова: «Пенал, тетрадь, ручка-это школьные принадлежности». Саша Перцев: «Пенал-это имя существительное, отвечает на вопрос что?». Кирилл Зайцев: «Тетрадь-это имя существительное, отвечает на вопрос что?». Вика Дорохина: «Ручка-это имя существительное, отвечает на вопрос что?». Иван Лысанов: «Принадлежности-это имя существительное, отвечает на вопрос что?». Никита Филатов: «Это имя существительное» |
III. Постановка цели и задач урока | Что такое имя существительное? - Какие бывают имена существительные? - Сейчас, я расскажу вам историю, которая произошла в одной школе. На уроке русского языка учительница попросила ребят записать в тетрадь существительное РОЗА. Оля записала это слово так – роза (запись на доске), а Саша так – Роза (запись на доске). Как вы думаете, кто прав: Оля или Саша? Докажите. ( обобщая ответы детей, учитель подводит к выводу, что правы оба ученика) - Итак, когда мы напишем слово РОЗА с большой или заглавной буквы? -Когда мы напишем это слово с маленькой или строчной буквы? -Попробуйте сформулировать тему урока. - Да, действительно, сегодня на уроке русского языка мы будем упражняться в написании имен собственных и нарицательных, развивать свою речь, грамотно и красиво писать. Думаю, что вы все справитесь с любыми заданиями. | Вика Дорохина: «Имя существительное-это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?» Кирилл Зайцев: «Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные». Саша Перцев: «Собственные и нарицательные». Лера Сергиенко: «Я думаю, что права Оля, т.к. роза – это название цветка». Назар Салимов: «Я думаю, что прав Саша, т.к. Роза-это имя девочки». Егор Башмаков: «когда это имя девочки, т.е. собственное имя существительное». Рустам Гециву: «когда это название цветка, т.е. нарицательное имя существительное». Иван Лысанов: «Собственные и нарицательные имена существительные». |
IY. Применение знаний и умений | -Наш урок сегодня пройдет в форме игры «Умники и умницы». -Как вы думаете, от какого слова произошли эти слова? Кого называют умниками и умницами? -У вас интересные версии. Послушайте, какое я определение прочитала в толковом словаре Ожегова. - Вам предстоит выполнить 6 заданий, за каждое выполненное задание вы получаете букву. Если вы справитесь со всеми заданиями, то получите 6 букв, из которых нужно будет составить слово. В ходе игры вас будут сопровождать литературные герои. А какие это герои, вы узнаете, выполнив 1-ое задание. 1 тур - «Угадай-ка». -Послушайте описание первого героя: У одних родителей мальчик был. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хороший мальчик. Очень серьёзный и самостоятельный, поэтому и звали его не мальчик, а… . -Запишите в тетрадь. -Посмотрите, пожалуйста, на экран и запишите, как зовут друзей дяди Федора. - Из какого произведения эти герои? (демонстрируется книга с произведением). - Кто автор? Записываем в тетрадь. (на доске закрепляется портрет писателя) - Ребята, кто из вас помнит, как назывался населённый пункт, в котором жили наши герои? Записываем в тетрадь. - Подчеркните собственные имена существительные одной чертой. -Назовите слова, которые вы подчеркнули? - А теперь попробуйте собственные имена существительные объединить в группы. -Какие группы вы выделили? - А почему нам важно уметь определять собственное это существительное или нарицательное? - Что вы знаете о написании собственных имён существительных? - С первым заданием вы справились и получаете 1-ую букву И. 2 тур –« Слушай-ка» . -Встаньте из-за парт - Я вам буду читать отрывок из повести, если вы услышите имя собственное – хлопайте в ладоши. Будьте внимательны: Однажды у коровы Мурки родился телёнок. Дядя Фёдор, кот Матроскин и пёс Шарик «…Стали думать, как его назвать. Шарик говорит: —А чего думать? Пусть будет Бобиком. Кот как захохочет: —Ты его ещё Рексом назови. Или Тузиком. Тузик, Тузик, съешь арбузик! Это же бык, а не спаниель какой-нибудь. Ему нужно серьёзное название. Например, Аристофан. И красивое имя, и обязывает». -Назовите, какие имена собственные вы запомнили. -Молодцы. 2 буква ваша. Это буква У. 3 тур – «Узнавай-ка». -Ребята, дядя Федор очень любил читать детский журнал «Мурзилка». В этом журнале были интересные детские рассказы, стихи, загадки, кроссворды, ребусы. -Давайте попробует разгадать один из ребусов. -Какое слово зашифровано? -Запишите слово шарик. - Как правильно записывать это слово: со строчной или заглавной буквы? -Выполните разбор слова по составу самостоятельно, а у доски будет работать Иван Лысанов. -Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. А поможет нам Ваня. Итог: встаньте те, кто выполнил верно. Молодцы. Ребята, которые допустили ошибки, не расстраивайтесь. Будьте внимательны. - Молодцы, 3-я и 4 буква ваши. М,Н 4 тур – «Проверяй-ка». -Дядя Фёдор очень любил читать книги. И научил грамоте даже Шарика, Матроскина. -Посмотрите на экран. Верно ли, записал пес Шарик предложение? -Кто думает иначе? Я люблю читать журнал Мурзилка. - Что вы знаете про написание названий газет, передач. -Запишите это предложение в свои тетради. Вывод: Будьте внимательны при написании собственных и нарицательных имен существительных. - Молодцы, 5 буква ваша.(К) | Артём Сакович: « Я думаю, что эти слова произошли от слова ум». Настя Станкеевич: «Умницами и умниками называют тех, кто хорошо всё делают». Вика Дорохина: «Умницами и умниками называют хороших людей». Шахноза Ильясова: «Это дядя Фёдор». Дети записывают: « кот Матроскин, пёс Шарик» Никита Филатов: «Это герои из повести «Дядя Фёдор, кот и пес». Назар Салимов: «Трое из Простоквашино». Вика Дорохина: «Эдуард Николаевич Успенский». Рустам Гециву: «деревня Простоквашино». Дети подчеркивают собственные имена существительные. Лера Сергиенко: «Фёдор, Матроскин, Шарик, Эдуард Николаевич Успенский, Простоквашино». Саша Перцев: «Имена, отчества, фамилии, людей». Настя Станкеевич: «Клички животных». Артём Канцыреев: «Географические названия». Артём Сакович: «Названия произведений, фильмов, спектаклей, картин» Вика Дорохина: « Чтобы правильно записывать слова». Вика Стулова: « Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы». Шахноза Ильясова: «Мурка, Федор, Матроскин, Шарик, Бобик, Рекс, Тузик, Аристофан». Назар Салимов: «Я думаю, что это шарик». Егор Башмаков :«Шарик - если это кличка собаки, т.е. имя существительное собственное». Вика Дорохина : «шарик - если это игрушка, т.е. имя существительное нарицательное). Иван Лысанов: «начинаю разбор слова по составу с выделения окончания, чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова………..» Никита Филатов: « Я думаю, что предложение записано правильно». Саша Перцев: «Я думаю, что в этом предложении есть ошибка». Шахноза Ильясова: «Многие имена собственные не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки». |
Y. Контроль усвоения | А теперь 5 тур «суперигра» -Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно. Тест 1. Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия, художественные произведения - это имена существительные …. А) собственные Б) нарицательные 2. Нарицательные существительные пишутся: А) с большой буквы Б) с маленькой буквы 3. В какой строке все слова написаны, верно: А) дом, мама, фёдор Б) корова, галчонок, Печкин 4. В какой строке допущена ошибка: А) кузнец, кузьма, кузов Б) Кузнецов, Петров, Романов 5.Как пишутся названия художественных произведений: А) с заглавной буквы Б) с заглавной буквы и заключаются в кавычки -Ребята, давайте проверим, как вы справились с этим задание. Проверьте свою работу по образцу на экране. -Встаньте, пожалуйста, кто выполнил работу без ошибок. -Молодцы! -Встаньте, пожалуйста, кто допустил 1 ошибку. - Встаньте, пожалуйста, кто допустил 2 ошибки. -Молодцы, ребята! Вы, хорошо справились с этим задание и получаете последнюю букву. Это буква И. -Ребята, как вы думаете, можно ли вас сегодня назвать УМНИКАМИ? -Действительно. Вы отлично справились со всеми заданиями. | Выполнение задания детьми. Учащиеся проверяют свою работу. Встали из-за парт Иван Лысанов, Лера Сергиенко, Назар Салимов, Рустам Гециву, Саша Перцев. Встали из-за парт Вика Дорохина, Шахноза Ильясова, Вика Стулова, Артём Канцыреев, Артём Сакович, Егор Башмаков, Настя Станкеевич. Никита Филатов, Кирилл Зайцев. Отвечают хором «да». |
YII. Рефлексия | -Итак, подведем итоги! -Чему был посвящен сегодняшний урок? -А пригодится ли нам этот учебный материал в жизни? Где? - Вы правы, имена собственные и нарицательные окружают нас повсюду. И очень важно уметь их грамотно записывать. -Поднимите руки те, для кого урок не прошел даром. Я очень рада. Что мы относим к собственным именам существительным? Что нужно помнить о написании собственных имён существительных? - Оцените, как вы усвоили тему «Собственные и нарицательные имена существительные» -задания были для вас лёгкими и выполнение заданий не вызвало затруднений – нарисуйте солнышко; -иногда испытывали затруднения при выполнении заданий – нарисуйте солнышко и тучку; если выполнять задания вам было трудно – нарисуйте тучку. Это значит, что по данной теме надо ещё немного поработать и солнышко засияет снова. | Шахноза Ильясова: «Написанию собственных и нарицательных имен существительных». Иван Лысанов: « На уроках при написании диктантов, сочинений». Назар Салимов: « Когда мы пишем письма, сообщения, записки, то используем имена собственные и нарицательные». Лера Сергиенко: «для создания сообщений, презентаций, проектов». |