СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка" Собственные и нарицательные имена существительные", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Собственные и нарицательные имена существительные

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка" Собственные и нарицательные имена существительные", 3 класс»

Конспект урока русского языка в 3 классе для детей с ОВЗ



Автор

Синенкина Екатерина Сергеевна

ОУ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Пикалево Бокситогорского муниципального района Ленинградской области


Предмет

Русский язык

Тема

Собственные и нарицательные имена существительные


Класс

3 класс

УМК «Школа России»

Тип урока:

Учебно-методическое обеспечение

Русский язык: Учебник: 3 класс/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2013.

Русский язык: Рабочая тетрадь: 3 класс/ В.П. Канакина - М.: Просвещение, 2013.

Необходимое оборудование и материалы для урока:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.

Учебник: Русский язык

Персональный компьютер учителя,

мультимедийный проектор,

интерактивная доска INTERWRITE Boards

презентация к уроку,

карточки с тестами.


Время реализации занятия



Цель урока

2 триместр. урок. урок в разделе «». Всего на раздел отводится 13 часов, на данное произведение – 2 часа.





Совершенствование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.






Задачи, направленные на реализацию поставленной цели.

1) познавательные:

- создать условия для развития умений различать имена существительные собственные и нарицательные, подбирать примеры этих слов самостоятельно, формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных, классифицировать слова на группы;

2) развивающие:

- развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи, умение решать проблемные задачи, содействовать развитию у обучающихся кругозора, умению собирать, анализировать и систематизировать информацию;

3) воспитывающие:

- воспитывать умение общаться, умение работать дружно в паре.

Коррекционно-развивающие:

1.Развитие словарного запаса посредствам ответов на вопросы;

2. Коррекция и развитие памяти;

3. Коррекция и развитие мелкой моторики посредствам проведения минутки чистописания и орфографической работы.

Планируемые результаты:

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Метапредметные:

Коммуникативные УУДстимулирование обучающихся к выражению собственного мнения; к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.

Регулятивные УУД

- организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности).

Познавательные УУД умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, ответственности за свою деятельность, развитие творческого воображения, умения объективно оценивать результат собственной деятельности.


Технология



информационно-коммуникационная;

учебное сотрудничество;

здоровьесберегающая.


Формы организации деятельности:

  • индивидуальная;

  • парная;

  • фронтальная.


Приёмы:

  • чтение с остановкам










План проведения урока

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный момент.

1мин

2.Актуализация знаний

2.1.Чистописание.

2.2. Орфографическая минутка

10 мин.

3.Постановка цели и задач урока.

1мин.

4. Применение знаний и умений.

20 мин.

5. Контроль усвоения.

5 мин.

6. Информация о домашнем задании.

1 мин

7.Рефлексия.

2 мин

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент Психологический настрой


1. Проверка готовности.

2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

3. Наличие общей установки на урок.

-Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

-Закройте глаза и мысленно скажите: «Я внимателен, я могу, у меня все получится». Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо!


1. Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.


Дети выполняют просьбу учителя, психологически настраиваются на урок.


II. Актуализация знаний

1.Чистописание

-Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они?


-Кто же наши помощники в письме?

-Давайте выполним зарядку для пальцев рук.

(Самомассаж рук осуществляется  при помощи  граненого карандаша со словами.)

-Возьмите, пожалуйста, в руки простой карандаш и повторяйте движения и слова вместе со мной.

Мы, как древние индейцы,

Добываем огонек.

Сильно палочку покрутим

И огонь себе добудем.

-Откройте тетради и красиво запишите число и месяц. Сегодня двадцать девятое января. На следующей строке запишите слова классная работа.

При письме обратите внимание на высоту, ширину букв, правильность соединений букв, следите за наклоном.

-Послушайте загадки и попробуйте их отгадать.

На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я - ... .




-Какие слова помогли вам отгадать загадку?




-Назовите первый звук в слове пенал?



-Дайте характеристику звука [п,] .



-Какой буквой обозначается на письме звук[п,]?

-Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(На экране появляется образец написания буквы п).

-Давайте запишем строчную букву п.



-Следующая загадка:

Моя подружка так живет:
С утра она чернила пьет,
Потом я ей даю тетрадь,
Она по ней идет гулять.

-Ребята, что это?


- Какие слова вам помогли догадаться, о чем идет речь в загадке?



- Назовите первый звук в этом слове?





-Дайте характеристику звука [р]



- Какой буквой обозначается на письме звук[р]?

-Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(На экране появляется образец написания буквы р).

-Давайте запишем строчную букву р.

- Послушайте, пожалуйста, ещё одну загадку.

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь)

-Какие слова вам помогли отгадать загадку?





- Назовите первый звук в этом слове тетрадь?


-Дайте характеристику звука [т,].



-Какой буквой на письме обозначается звук[т]?


-Посмотрите на образец на экране и запишите строчную букву т.

-Ребята, почему, мы пишем сегодня эти буквы?


-Какой общий элемент есть в этих буквах?





Итог:

-старайтесь всегда писать буквы правильно и красиво.


Филатов Никита: «Правильная посадка, положение тетради и ручки».

Ильясова Шахноза: «Наши пальчики рук».



































Артём Канцыреев: «Я думаю, что это пенал».




Вика Дорохина: «Пенал похож на коробку».

Лера Сергиенко: «В пенал мы складываем ручки и карандаши».



Вика Стулова: «В слове пенал первый звук [п, ].»


Салимов Назар: «звук [п,] - согл., глух. парн., мягк. Парн».


Сакович Артём:«звук [п,] обозначается на письме буквой п»



























Настя Станкеевич:

«Я думаю, что это ручка»





Иван Лысанов: «Ручку мы используем для письма в тетради».


Кирилл Зайцев: «В слове ручка первый звку[р]».







Артём Сакович: «звук [р]-

согл. ., звонк. непарн., тверд.парн».


Вика Стулова: «звук [р]на письме обозначается буквой р.














Егор Башмаков: «Это тетрадь»




Шахноза Ильясова: «Тетради бывают и в клетку и в линейку». Вика Дорохина : «В тетрадях мы пишем».


Никита Филатов: «В слове тетрадь первый звук [т,].


Лера Сергиенко : «звука [т,] - согл., глух., пран, мягк. парн.»


Рустам Гециву: «звук [т,]на письме обозначается буквой т».
















Саша Перцев: «У этих букв общий элемент».


Артём Канцыреев: «Это короткая наклонная линия с закруглениями вверху и внизу».


2.Орфографичес-

кая минутка

-Ребята, в русском языке много слов, написание которых различается с произношением, поэтому призываю вас сомневаться в написании слов. Этому мы с вами учимся на орфографических минутках.

- Давайте ещё раз назовем слова-отгадки.



-Назовите орфограммы в этих словах.

















Итог: Думайте над написанием слов русского языка. Если возникают сомнения, советую обращаться к орфографическому словарю.

(учитель показывает орфографический словарь)

- По какому признаку можно объединить эти слова-отгадки?


-Прочитайте предложение, которое у меня записано на экране.


-Запишите, пожалуйста, это предложение в свои тетради.

- При письме обратите на знак тире. Оно заменяет слово это.

-Обозначьте части речи.

-Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.


-Какая часть речи наиболее употребима в этом предложении?








Артём Сакович:

« Пенал, тетрадь, ручка».



Кирилл Зайцев: « В слове пенал безударная непроверяемая гласная Е. Это словарное слово и написание его надо запомнить».

Настя Станкеевич:

« В слове ручка сочетание чк пишется без Ь».

Егор Башмаков: « В слове тетрадь безударная непроверяемая гласная Е. Это словарное слово и написание нужно запомнить».

Иван Лысанов: « В этом слове парный по звонкости-глухости согласный звук Д, проверочное слово тетради)








Назар Салимов: «Это школьные принадлежности».


Вика Стулова: «Пенал, тетрадь, ручка-это школьные принадлежности».








Саша Перцев: «Пенал-это имя существительное, отвечает на вопрос что?».

Кирилл Зайцев: «Тетрадь-это имя существительное, отвечает на вопрос что?».

Вика Дорохина: «Ручка-это имя существительное, отвечает на вопрос что?».

Иван Лысанов: «Принадлежности-это имя существительное, отвечает на вопрос что?».




Никита Филатов: «Это имя существительное»

III. Постановка цели и задач урока

Что такое имя существительное?





- Какие бывают имена существительные?



- Сейчас, я расскажу вам историю, которая произошла в одной школе. На уроке русского языка учительница попросила ребят записать в тетрадь существительное РОЗА. Оля записала это слово так – роза (запись на доске), а Саша так – Роза (запись на доске). Как вы думаете, кто прав: Оля или Саша? Докажите.

( обобщая ответы детей, учитель подводит к выводу, что правы оба ученика)

Итак, когда мы напишем слово РОЗА с большой или заглавной буквы?



-Когда мы напишем это слово с маленькой или строчной буквы?



-Попробуйте сформулировать тему урока.


- Да, действительно, сегодня на уроке русского языка мы будем упражняться в написании имен собственных и нарицательных, развивать свою речь, грамотно и красиво писать. Думаю, что вы все справитесь с любыми заданиями.


Вика Дорохина: «Имя существительное-это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?»


Кирилл Зайцев: «Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные».

Саша Перцев:

«Собственные и нарицательные».





Лера Сергиенко: «Я думаю, что права Оля, т.к. роза – это название цветка».

Назар Салимов: «Я думаю, что прав Саша, т.к. Роза-это имя девочки».





Егор Башмаков: «когда это имя девочки, т.е. собственное имя существительное».


Рустам Гециву: «когда это название цветка, т.е. нарицательное имя существительное».


Иван Лысанов: «Собственные и нарицательные имена существительные».

IY. Применение знаний и умений


-Наш урок сегодня пройдет в форме игры «Умники и умницы».

-Как вы думаете, от какого слова произошли эти слова? Кого называют умниками и умницами?




-У вас интересные версии. Послушайте, какое я определение прочитала в толковом словаре Ожегова.

Вам предстоит выполнить 6 заданий, за каждое выполненное задание вы получаете букву. Если вы справитесь со всеми заданиями, то получите 6 букв, из которых нужно будет составить слово. В ходе игры вас будут сопровождать литературные герои. А какие это герои, вы узнаете, выполнив 1-ое задание.

1 тур - «Угадай-ка».

-Послушайте описание первого героя:

У одних родителей мальчик был. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хороший мальчик. Очень серьёзный и самостоятельный, поэтому и звали его не мальчик, а… .

-Запишите в тетрадь.

-Посмотрите, пожалуйста, на экран и

запишите, как зовут друзей дяди Федора.

- Из какого произведения эти герои? (демонстрируется книга с произведением).




- Кто автор? Записываем в тетрадь.

(на доске закрепляется портрет писателя)

- Ребята, кто из вас помнит, как назывался населённый пункт, в котором жили наши герои? Записываем в тетрадь.

- Подчеркните собственные имена существительные одной чертой.

-Назовите слова, которые вы подчеркнули?



- А теперь попробуйте собственные имена существительные объединить в группы.

-Какие группы вы выделили?









- А почему нам важно уметь определять собственное это существительное или нарицательное?

- Что вы знаете о написании собственных имён существительных?

- С первым заданием вы справились и получаете 1-ую букву И.

 2 тур –« Слушай-ка» .

-Встаньте из-за парт

Я вам буду читать отрывок из повести, если вы услышите имя собственное – хлопайте в ладоши.

Будьте внимательны:

Однажды у коровы Мурки родился телёнок. Дядя Фёдор, кот Матроскин и пёс Шарик «…Стали думать, как его назвать. Шарик говорит:

—А чего думать? Пусть будет Бобиком.

Кот как захохочет:

—Ты его ещё Рексом назови. Или Тузиком. Тузик, Тузик, съешь арбузик! Это же бык, а не спаниель какой-нибудь. Ему нужно серьёзное название. Например, Аристофан. И красивое имя, и обязывает».

-Назовите, какие имена собственные вы запомнили.

-Молодцы. 2 буква ваша. Это буква У.

3 тур – «Узнавай-ка». 

-Ребята, дядя Федор очень любил читать детский журнал «Мурзилка». В этом журнале были интересные детские рассказы, стихи, загадки, кроссворды, ребусы.

-Давайте попробует разгадать один из ребусов.

-Какое слово зашифровано?

-Запишите слово шарик.

- Как правильно записывать это слово: со строчной или заглавной буквы?

-Выполните разбор слова по составу самостоятельно, а у доски будет работать Иван Лысанов.

-Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. А поможет нам Ваня.

Итог: встаньте те, кто выполнил верно. Молодцы. Ребята, которые допустили ошибки, не расстраивайтесь. Будьте внимательны.

- Молодцы, 3-я и 4 буква ваши. М,Н

4 тур – «Проверяй-ка».

-Дядя Фёдор очень любил читать книги. И научил грамоте даже Шарика, Матроскина.

-Посмотрите на экран. Верно ли, записал пес Шарик предложение?

-Кто думает иначе?

Я люблю читать журнал Мурзилка.


- Что вы знаете про написание названий газет, передач.




-Запишите это предложение в свои тетради.

Вывод: Будьте внимательны при написании собственных и нарицательных имен существительных.

- Молодцы, 5 буква ваша.(К)



Артём Сакович: « Я думаю, что эти слова произошли от слова ум».

Настя Станкеевич: «Умницами и умниками называют тех, кто хорошо всё делают».

Вика Дорохина: «Умницами и умниками называют хороших людей».


































Шахноза Ильясова: «Это дядя Фёдор».


Дети записывают: « кот Матроскин, пёс Шарик»









Никита Филатов: «Это герои из повести «Дядя Фёдор, кот и пес».

Назар Салимов: «Трое из Простоквашино».



Вика Дорохина: «Эдуард Николаевич Успенский».


Рустам Гециву: «деревня Простоквашино».



Дети подчеркивают собственные имена существительные.


Лера Сергиенко: «Фёдор, Матроскин, Шарик, Эдуард Николаевич Успенский, Простоквашино».





Саша Перцев: «Имена, отчества, фамилии, людей».

Настя Станкеевич: «Клички животных».

Артём Канцыреев: «Географические названия».

Артём Сакович: «Названия произведений, фильмов, спектаклей, картин»

Вика Дорохина: « Чтобы правильно записывать слова».



Вика Стулова: « Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы».



































Шахноза Ильясова: «Мурка, Федор, Матроскин, Шарик, Бобик, Рекс, Тузик, Аристофан».






































Назар Салимов: «Я думаю, что это шарик».


Егор БашмаковШарик - если это кличка собаки, т.е. имя существительное собственное». Вика Дорохина : «шарик - если это игрушка, т.е. имя существительное нарицательное).













Иван Лысанов: «начинаю разбор слова по составу с выделения окончания, чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова………..»















Никита Филатов: « Я думаю, что предложение записано правильно».

Саша Перцев: «Я думаю, что в этом предложении есть ошибка».

Шахноза Ильясова: «Многие имена собственные не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки».























































































































































































Y. Контроль усвоения


А теперь 5 тур «суперигра»

-Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно.

Тест

1. Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия, художественные произведения - это имена существительные ….

А) собственные

Б) нарицательные

2. Нарицательные существительные пишутся:

А) с большой буквы

Б) с маленькой буквы

3. В какой строке все слова написаны, верно:

А) дом, мама, фёдор

Б) корова, галчонок, Печкин

4. В какой строке допущена ошибка:

А) кузнец, кузьма, кузов

Б) Кузнецов, Петров, Романов

5.Как пишутся названия художественных произведений:

А) с заглавной буквы

Б) с заглавной буквы и заключаются в кавычки

-Ребята, давайте проверим, как вы справились с этим задание. Проверьте свою работу по образцу на экране.

-Встаньте, пожалуйста, кто выполнил работу без ошибок.

-Молодцы!

-Встаньте, пожалуйста, кто допустил 1 ошибку.




- Встаньте, пожалуйста, кто допустил 2 ошибки.

-Молодцы, ребята! Вы, хорошо справились с этим задание и получаете последнюю букву. Это буква И.

-Ребята, как вы думаете, можно ли вас сегодня назвать УМНИКАМИ?

-Действительно. Вы отлично справились со всеми заданиями.















Выполнение задания детьми.












































Учащиеся проверяют свою работу.


Встали из-за парт Иван Лысанов, Лера Сергиенко, Назар Салимов, Рустам Гециву, Саша Перцев.


Встали из-за парт Вика Дорохина, Шахноза Ильясова, Вика Стулова, Артём Канцыреев, Артём Сакович, Егор Башмаков, Настя Станкеевич.


Никита Филатов, Кирилл Зайцев.






Отвечают хором «да».













YI. Информация о домашнем задании



YII. Рефлексия


-Итак, подведем итоги!

-Чему был посвящен сегодняшний урок?




-А пригодится ли нам этот учебный материал в жизни? Где?









- Вы правы, имена собственные и нарицательные окружают нас повсюду. И очень важно уметь их грамотно записывать.

-Поднимите руки те, для кого урок не прошел даром. Я очень рада.

Что мы относим к собственным именам существительным?

Что нужно помнить о написании собственных имён существительных?


- Оцените, как вы усвоили тему «Собственные и нарицательные имена существительные»

-задания были для вас лёгкими и выполнение заданий не вызвало затруднений – нарисуйте солнышко;

-иногда испытывали затруднения при выполнении заданий – нарисуйте солнышко и тучку;

если выполнять задания вам было трудно – нарисуйте тучку. Это значит, что по данной теме надо ещё немного поработать и солнышко засияет снова.


Шахноза Ильясова: «Написанию собственных и нарицательных имен существительных».


Иван Лысанов: « На уроках при написании диктантов, сочинений».

Назар Салимов: « Когда мы пишем письма, сообщения, записки, то используем имена собственные и нарицательные». Лера Сергиенко: «для создания сообщений, презентаций, проектов».

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!