ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС « Словарный урок»
НОМИНАЦИЯ
« ЛУЧШИЙ УРОК - ИГРА»
Обобщающий урок по теме « Лексика» 5 класс.
Автор:
Долушкина Галина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Труслейская средняя школа
Труслейка, 2022
Пояснительная записка.
Тема урока: Мудрая книга- словарь (Обобщение знаний по теме
« Лексика»).
Урок в 5 классе общеобразовательной школы, возраст учащихся 11-12 лет.
Урок закрепления и обобщения знаний по теме « Лексика»
Цели:
Обучающая: 1.Повторить изученное по лексике;
2. закрепить умение работать со словарями.
Развивающая: 1.Развивать умение открывать неизвестное в известном,
навык работы в , группах.
Воспитательная: 1.Воспитывать уважение друг к другу;
2. воспитание милосердия.
Тип урока: комбинированный (повторение, закрепление, контроль)
Технология: игровая, информационная.
Оборудование: экран, компьютер, проектор.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок . А начну его с загадки, которую, я надеюсь, вы легко отгадаете:
Я очень даже много знаю
И на вопросы отвечаю-
Что есть сейчас,
Что было встарь.
Ну а зовут меня…..
Правильно. Главное действующее лицо нашего урока – это слово, а настоящий дом слова не сказочный терем, а умная и мудрая книга – словарь!
Названия всего, что есть в мире, вместили словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке». Ребята, а какие словари русского языка вам известны? К каким из них мы обращаемся чаще всего? В каких случаях словари приходят вам на помощь?
А вот и наши гости.
Орфографический словарь( выходит ученик с табличкой на груди)
Работа в группах
Я раздам вам карточки с пропущенными орфограммами, вы вставьте и проверьте по орфографическому словарю.
Кто быстрее и правильно вставил? ( Даёт жетоны)
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова ( выходит ученик с табличкой на груди)
( Раздаёт карточки со словами)
1 группа: милосердие, благодеяние;
2 группа: покаяние, совесть;
3 группа: достоинство, честь.
Задание: раскройте значение слов.
Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть и честь. (В.Г.Костомаров)
Проверьте себя по Толковому словарю русского языка С. Ожегова.
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля ( выходит ученик)
Найдите значение слов: деревня, урожай, завод.
Деревня - в старину место, на котором корчевали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню - называли деревней («деревня» – «дерево» – место, отчищенное от деревьев).
Малина – существует две версии. Одни считают, что название связанно с цветом, а другие обращают внимание на форму, т.к. ягода состоит из маленьких частей, как бы слепленных между собой.
Воробей – слово восходит к древней основе вор-. От неё образованны такие слова как «ворота, забор». Наверное, за то воробей получил своё название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах, на заборах сидел
Игра «Диктор»
Учитель: Ребята, когда вы закончите школу , будете выбирать себе профессию.
Я предлагаю вам попробовать себя в роли диктора.
Задание: расставьте ударение, произнесите правильно.(10 сек)
Группы тянут слова, эксперты оценивают работу групп, результаты отмечают на доске.
Каталог, баловать, банты, камбала.
Кухонный, ракушка, торты, цемент.
Щавель, договор, тефтели, красивее.
Релаксация . Выступление членов жюри, награждение.
Учитель:
Я открыл заветный клад
В нём не яхонты горят,
Там в колонках светится
Мудрость человечества,
Там в порядке алфавит
Тайна слов для вас открыта
Что за клад? Ну не ударь
В грязь лицом, скажи: «Словарь!»
Итак, ребята, мы совершили путешествие в страну русской речи, государем которой является Словарь. Так что же это такое – словарь? С какими из них мы сегодня познакомились на нашем занятии?
Учитель .
Разговор о словарях можно вести бесконечно . Привыкайте заглядывать в словари всегда, они помогут вам. Словари – это не только справочники, но и элемент национальной культуры: ведь в слове запечатлены многие стороны народной жизни.
Хочется верить, ребята, что знакомство с ними перерастет в крепкую дружбу.
Данный урок опробирован в 5 классе в 2021-2022 учебном году и рекомендован для применения в практике других педагогов.
Список использованной литературы и электронных источников.
1.Иванова В. А. и др. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – Л. : Просвещение. Ленингр. Отд-ние, 1990
2. И. А. Бажанова, С. И. Львова. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 5 – 7 класс. В 2 – х частях.– М.: Мнемозина, 2011
3.Л.В.Прохватилина. Проверь себя. 5 клаcc. Рабочая тетрадь.– М.: Мнемозина, 2010
4. Справочно-информационный портал «Русский язык» — ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru
5. Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»