СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Учимся понимать фразеологизмы" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан с применением материала,предоставленного платформой "Учи.ру"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Учимся понимать фразеологизмы" 4 класс»

Урок русского языка в 4 классе

Программа «Школа России»

«Учимся понимать фразеологизмы»


Учитель начальных классов Францева С.В.

МБОУ СОШ № 7 4 класс «Д»


Тип урока: повторение.

Цель урока: обучение навыкам понимания и использования фразеологизмов.


Результаты:

личностные: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;


предметные: определять значение слова в тексте; выявлять в тексте и речи случаи употребления фразеологизмов, понимать их значение и уточнять значение по учебным словарям;


метапредметные:


— регулятивные: выстраивать последовательность выбранных действий; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;


— коммуникативные: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;


— познавательные: анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках.


Ход урока:

  1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Прозвенел звонок-начинаем наш урок. Садитесь. Все готовы? Кажется не все…


2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(2 ученика вбегают после звонка в класс)

- Почему вы опоздали на урок?

Ученица: Светлана Васильевна, Борис бегал по школе сломя голову, дежурный учитель ему сделал замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и привела в класс.

- Я ведь русским языком говорила, что по школе бегать нельзя, а тебе, Борис, все как об стенку горох. После уроков не сносить тебе, Борис, головы. А сейчас не вешаем нос и проходим на своё место.

- Ребята, в нашем диалоге мы употребили необычные выражения? Как они называются? (Фразеологизмы)

-Что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов в языке)

- Для чего нужно изучать фразеологизмы?

(Они помогают говорить метко, ярко; способствуют развитию логического мышления)

- Есть такой фразеологизм «Строить глазки», который используют, чтобы привлечь чьё-либо внимание, например, моё, когда кое-кто не выполнит домашнее задание.

Я предлагаю вам поприветствовать моих коллег, которые пришли к нам на урок и привлечь их внимание. («Строим глазки» присутствующим на уроке.)



3. Словарная работа

- Открыли тетради. Записали число, классная работа.


«Щётка», «щука», «щит», «щавель» ...

Что в них общего? Проверь.

И, конечно, вы узнали

Букву общую в начале.

Что за буква? Назови.

Хором дружно: раз, два, три! (Буква щ)

-На следующей строке запишите строчную букву щ.

Предлагаю составить слово - добавьте к букве щ слева и справа буквы, которые отличаются только точками. Какие это буквы? (е, ё)

-Какое слово получится? (Ещё)

Запишите слово ещё 2 раза и запомните его написание, потому что это новое словарное слово. (с.75).

Что такое синонимы? (Это слова, которые произносятся и пишутся

по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение)

-Например: маленький-крошечный, шалить-баловаться, чудесный-сказочный

-Подберите синоним к слову ещё (снова, опять)

-Сделаем звукобуквенный анализ слова ещё


4.Актуализация знаний и деятельности.

- Мы продолжаем наше увлекательное путешествие в прошлое, в историю русского языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, мы употребляем в разговоре, но часто не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться. Тема нашего урока «Учимся понимать фразеологизмы»

- Какие цели мы поставим перед собой? (Ответы детей)

- Перед вами цели нашего урока Слайд 2



-Приступаем к их достижению.



Читаем 1 цель

Находить в тексте и речи случаи употребления фразеологизмов и понимать их значение. 


Я буду называть фразеологизмы, а вы попробуйте заменить одним словом, подобрать синоним. Через запятую запишите синонимы в тетрадь.


1. Бить баклуши, сидеть сложа руки. (Бездельничать)

2. Сломя голову. (Быстро)

3. Водить за нос. (Обманывать)

-Проверяем. Какие слова записали?

-Следующее задание представлено на слайде.Что нужно сделать? Слайд 3

-Какие фразеологизмы нашли в тексте? Проверяем. Слайд 4

-Где же искать палатку? Читаю дальше. Слайд 5


Какие здесь нашли фразеологизмы? Проверяем. Слайд 6



-Сверяемся с целями. Мы достигли первой цели! Слайд 7


- А как узнать или где можно найти значение фразеологизма, который нам непонятен или мы услышали его в первый раз? (Ответы учащихся)

-Конечно в словаре.

В них вы можете найти толкование различных фразеологизмов. Таких как считать ворон, заморить червячка, обвести вокруг пальца.

-Русский язык богат устойчивыми выражениями. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Но одним из лучших украшений речи являются фразеологизмы.

-Ещё великий учёный М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими пословиями”, и предложил выделить для них специальную группу, Он предложил включить их в словарь. Родился новый раздел о языке – фразеология и появился фразеологический словарь.


Читаем 2 цель

Уточнять значение фразеологизмов по учебным словарям.

-Предлагаю поработать в паре, но хочу напомнить правила работы в паре Слайд 8



Слайд 9 Ребята, прочитайте задание.

-Чтобы задание выполнить правильно воспользуемся фразеологическим словарём в учебнике на с.157.


(По 1 карточки на столе, дети работают в паре)

- Проверяем Слайд 10

-Запишите в тетрадь любые три фразеологизма и составьте предложение с одним из них.

— Проверяем. Сначала читаем фразеологизмы, которые записали, а потом составленное предложение.

Физминутка. Слайд 11

— Я буду называть фразеологизмы, а ваша задача — изобразить их.

- Клевать носом, считать ворон, бежать со всех ног, плестись как черепаха, дрожать как осиновый лист, строить глазки.


Сверяемся с целями. Слайд 12

— Ребята, какой цели мы достигли? Что нам помогает понимать фразеологизмы? (Словарь фразеологизмов)

Читаем 3 цель

Использовать и понимать фразеологизмы


- Кто мне скажет, что такое антонимы? (Слова с противоположным значением)

— Как вы думаете, могут ли фразеологизмы иметь противоположное значение? (Ответы детей)

— Вот следующее задание. Что нужно сделать? Слайд 13

Проверяем. Слайд 14

-Попробуем устно составить предложения с любой парой.


Работа по учебнику с.50 упр.75

-Вам нужно выписать из предложений через запятую выделенные фразеологизмы. Читаем первое предложение. Какой фразеологизм выделен? Записали его в тетрадь. Дальше работаем самостоятельно.


-Какой из фразеологизмов противоположен по смыслу словосочетанию

во весь дух?


Слайд 15


— Ребята, мы всех целей достигли?

— Что такое фразеологизмы? Для чего они нужны в речи? Что поможет нам понимать значение фразеологизмов?

-Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но, чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.


Дом.зад.

1ряд.Задание от учителя на платформе Учи.ру

2ряд. Выбрать фразеологизм и нарисовать его.

3ряд. Упр.76 с.50

- Что нужно сделать в упражнении?


-Как вы понимаете значение фразеологизма «засучив рукава»?

Выражение засучив рукава и спустя рукава зародились в те далёкие времена, когда носили одежду с очень длинными рукавами, у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были на 40 см длиннее. Попробуйте поработать с такими рукавами. Будет неудобно, получится плохо, чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.

А об умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава сейчас могут быть такими короткими, что их засучивать не надо.

Засучив рукава – усердно, старательно, энергично делать что-либо.

Спустя рукава - небрежно, кое- как делать что- либо.


5.Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей


Слайд 16

«‎Солнышко» — всё получилось (1 палец);

«Солнце с тучкой» — не всё удалось на уроке (2 пальца);

«Тучка» — ничего не получилось (3 пальца).



-Вы сегодня все работали засучив рукава! А всё, что узнали - зарубите себе на носу! Спасибо вам дети за урок, а нашим гостям спасибо за внимание!