Урок русского языка в 4 классе
Программа «Школа России»
«Учимся понимать фразеологизмы»
Учитель начальных классов Францева С.В.
МБОУ СОШ № 7 4 класс «Д»
Тип урока: повторение.
Цель урока: обучение навыкам понимания и использования фразеологизмов.
Результаты:
личностные: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
предметные: определять значение слова в тексте; выявлять в тексте и речи случаи употребления фразеологизмов, понимать их значение и уточнять значение по учебным словарям;
метапредметные:
— регулятивные: выстраивать последовательность выбранных действий; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— коммуникативные: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;
— познавательные: анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках.
Ход урока:
Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.
Прозвенел звонок-начинаем наш урок. Садитесь. Все готовы? Кажется не все…
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(2 ученика вбегают после звонка в класс)
- Почему вы опоздали на урок?
Ученица: Светлана Васильевна, Борис бегал по школе сломя голову, дежурный учитель ему сделал замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и привела в класс.
- Я ведь русским языком говорила, что по школе бегать нельзя, а тебе, Борис, все как об стенку горох. После уроков не сносить тебе, Борис, головы. А сейчас не вешаем нос и проходим на своё место.
- Ребята, в нашем диалоге мы употребили необычные выражения? Как они называются? (Фразеологизмы)
-Что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов в языке)
- Для чего нужно изучать фразеологизмы?
(Они помогают говорить метко, ярко; способствуют развитию логического мышления)
- Есть такой фразеологизм «Строить глазки», который используют, чтобы привлечь чьё-либо внимание, например, моё, когда кое-кто не выполнит домашнее задание.
Я предлагаю вам поприветствовать моих коллег, которые пришли к нам на урок и привлечь их внимание. («Строим глазки» присутствующим на уроке.)
3. Словарная работа
- Открыли тетради. Записали число, классная работа.
«Щётка», «щука», «щит», «щавель» ...
Что в них общего? Проверь.
И, конечно, вы узнали
Букву общую в начале.
Что за буква? Назови.
Хором дружно: раз, два, три! (Буква щ)
-На следующей строке запишите строчную букву щ.
Предлагаю составить слово - добавьте к букве щ слева и справа буквы, которые отличаются только точками. Какие это буквы? (е, ё)
-Какое слово получится? (Ещё)
Запишите слово ещё 2 раза и запомните его написание, потому что это новое словарное слово. (с.75).
Что такое синонимы? (Это слова, которые произносятся и пишутся
по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение)
-Например: маленький-крошечный, шалить-баловаться, чудесный-сказочный
-Подберите синоним к слову ещё (снова, опять)
-Сделаем звукобуквенный анализ слова ещё
4.Актуализация знаний и деятельности.
- Мы продолжаем наше увлекательное путешествие в прошлое, в историю русского языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, мы употребляем в разговоре, но часто не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться. Тема нашего урока «Учимся понимать фразеологизмы»
- Какие цели мы поставим перед собой? (Ответы детей)
- Перед вами цели нашего урока Слайд 2
-Приступаем к их достижению.
Читаем 1 цель
Находить в тексте и речи случаи употребления фразеологизмов и понимать их значение.
Я буду называть фразеологизмы, а вы попробуйте заменить одним словом, подобрать синоним. Через запятую запишите синонимы в тетрадь.
1. Бить баклуши, сидеть сложа руки. (Бездельничать)
2. Сломя голову. (Быстро)
3. Водить за нос. (Обманывать)
-Проверяем. Какие слова записали?
-Следующее задание представлено на слайде.Что нужно сделать? Слайд 3
-Какие фразеологизмы нашли в тексте? Проверяем. Слайд 4
-Где же искать палатку? Читаю дальше. Слайд 5
Какие здесь нашли фразеологизмы? Проверяем. Слайд 6
-Сверяемся с целями. Мы достигли первой цели! Слайд 7
- А как узнать или где можно найти значение фразеологизма, который нам непонятен или мы услышали его в первый раз? (Ответы учащихся)
-Конечно в словаре.
В них вы можете найти толкование различных фразеологизмов. Таких как считать ворон, заморить червячка, обвести вокруг пальца.
-Русский язык богат устойчивыми выражениями. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Но одним из лучших украшений речи являются фразеологизмы.
-Ещё великий учёный М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими пословиями”, и предложил выделить для них специальную группу, Он предложил включить их в словарь. Родился новый раздел о языке – фразеология и появился фразеологический словарь.
Читаем 2 цель
Уточнять значение фразеологизмов по учебным словарям.
-Предлагаю поработать в паре, но хочу напомнить правила работы в паре Слайд 8
Слайд 9 Ребята, прочитайте задание.
-Чтобы задание выполнить правильно воспользуемся фразеологическим словарём в учебнике на с.157.
(По 1 карточки на столе, дети работают в паре)
- Проверяем Слайд 10
-Запишите в тетрадь любые три фразеологизма и составьте предложение с одним из них.
— Проверяем. Сначала читаем фразеологизмы, которые записали, а потом составленное предложение.
Физминутка. Слайд 11
— Я буду называть фразеологизмы, а ваша задача — изобразить их.
- Клевать носом, считать ворон, бежать со всех ног, плестись как черепаха, дрожать как осиновый лист, строить глазки.
Сверяемся с целями. Слайд 12
— Ребята, какой цели мы достигли? Что нам помогает понимать фразеологизмы? (Словарь фразеологизмов)
Читаем 3 цель
Использовать и понимать фразеологизмы
- Кто мне скажет, что такое антонимы? (Слова с противоположным значением)
— Как вы думаете, могут ли фразеологизмы иметь противоположное значение? (Ответы детей)
— Вот следующее задание. Что нужно сделать? Слайд 13
Проверяем. Слайд 14
-Попробуем устно составить предложения с любой парой.
Работа по учебнику с.50 упр.75
-Вам нужно выписать из предложений через запятую выделенные фразеологизмы. Читаем первое предложение. Какой фразеологизм выделен? Записали его в тетрадь. Дальше работаем самостоятельно.
-Какой из фразеологизмов противоположен по смыслу словосочетанию
во весь дух?
Слайд 15
— Ребята, мы всех целей достигли?
— Что такое фразеологизмы? Для чего они нужны в речи? Что поможет нам понимать значение фразеологизмов?
-Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но, чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.
Дом.зад.
1ряд.Задание от учителя на платформе Учи.ру
2ряд. Выбрать фразеологизм и нарисовать его.
3ряд. Упр.76 с.50
- Что нужно сделать в упражнении?
-Как вы понимаете значение фразеологизма «засучив рукава»?
Выражение засучив рукава и спустя рукава зародились в те далёкие времена, когда носили одежду с очень длинными рукавами, у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были на 40 см длиннее. Попробуйте поработать с такими рукавами. Будет неудобно, получится плохо, чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.
А об умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава сейчас могут быть такими короткими, что их засучивать не надо.
Засучив рукава – усердно, старательно, энергично делать что-либо.
Спустя рукава - небрежно, кое- как делать что- либо.
5.Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей
Слайд 16
«Солнышко» — всё получилось (1 палец);
«Солнце с тучкой» — не всё удалось на уроке (2 пальца);
«Тучка» — ничего не получилось (3 пальца).
-Вы сегодня все работали засучив рукава! А всё, что узнали - зарубите себе на носу! Спасибо вам дети за урок, а нашим гостям спасибо за внимание!