Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся (воспитанников), для которого проектируется урок (занятие): Урок «Слова, в которых нет непроизносимой согласной» входит в тему «Непроизносимые согласные в корне слова». Это четвертый урок в теме. Три первых урока отведены формулированию правила написания слов с данной орфограммой и написанию слов с непроизносимыми согласными. Этот урок построен на основе предыдущего. Так как в классе много детей с проблемами связной речи, с речевыми нарушениям, со скудным словарным запасом, в урок включаю достаточно много материала предыдущего урока, на основе этого материала определяем проблему нового урока.
Цели урока (занятия) как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Знать правило написания слов с непроизносимыми согласными Уметь наблюдать за словами с изученной орфограммой, устанавливать несоответствие произношения и написания, участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, применять правило в самостоятельной работе. | На высоком уровне 2 ученика на среднем 20 на низком 4 |
Регулятивные | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; контролировать свои действия и действия товарищей. | Сформировать действия на среднем уровне |
Познавательные | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | Сформировать действия на среднем уровне |
Коммуникативные | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других. | Сформировать действия на среднем уровне |
Личностные | Осознавать роль языка и речи в жизни людей; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей; давать эмоциональную оценку по уроку; способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция. | Сформировать действия на среднем уровне |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность педагога | Задания для учащихся,выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап | Подготовить детей к предстоящей работе на уроке, заинтересовать | Беседа демонстрация сравнение блиц-турнир | Фронтальная, практическая | Читаю девиз урока Демонстрирую образец читаю определения понятий, вывешиваю ответы. | Ужасно интересно все то, что неизвестно! На доске буквосочетания сн и стн Блицтурнир: - опасное место в слове (орфограмма) - одинаковая часть всех однокоренных слов (корень) - что нужно сделать, чтобы правильно написать орфограмму? ( подобрать проверочное слово) Все ответы вывешиваю на доску. | В воздухе обводят буквосочетания, пишут в тетради отвечают на вопросы | контролировать свои действия обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей. |
Ориентировочный этап | Через беседу подвести детей к изучению новой темы. Добиться четкого понимания цели и темы урока | Наблюдение звуко-буквенный анализ слов диктант Беседа проблемная ситуация | Фронтальная практическая | Помогаю по звуковой модели записать слова диктую слова Задаю вопросы Через подвожу к формулированию вывода Задаю вопрос | На доске: [м’эсный’] [ч’эсный’] [грусный’] Ненастный, участник, лестница, ужасный, интересный. Что заметили? С какой трудностью столкнулись? Вывод: невсегда в словах есть непроизносимый согласный. Для проверки применяем правило. Какая проблема переднами стоит? Чем будем заниматься на уроке? | вспоминают правило написания орфограммы, применяют это правило, записывают слова. Комментируют, проверяют. Отвечают на вопросы, делают вывод. Отвечают на вопросы, ставят цель. | Уметь наблюдать за словами с изученной орфограммой, устанавливать несоответствие произношения и написания, применять правило в самостоятельной работе. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предлагаемым материалом. |
Поисково-исследователь-ский этап | Через систему заданий на уроке поддерживать интерес к работе; добиться понимания учебного материала. | Беседа, учебное исследование, работа по учебнику | Фронтальная, практическая | Обращаю внимание на девиз урока. Прошу объяснить написание этих слов. Прошу открыть учебники, обращаю внимание детей на слова без непроизносимой согласной. | Ужасно интересно все то, что неизвестно! Стр. 79 упр. 89 Вывод: для того, чтобы научиться правильно писать слова с непоизносимой согласной, надо применить правило. | Находят слова к правилу, объясняют написание, записывают в тетрадь все предложение, обозначают орфограмму. Открывают учебники, читают стихотворение, выписывают слова без непроизносимой согласной. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; контролировать свои действия и действия товарищей. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других. |
Практический этап | Закрепить полученные знания, добиваться самостоятельного применения правила в работе | Закрепление полученного знания | Практическая и самостоятельная работа, парная, индивидуальная | Объясняю выполнение упражнения, прошу прокомментировать вставленные буквы, выставляю оценки. После самостоятельной работы прошу выполнить взаимопроверку. Проверяю выборочно несколько тетрадей, выставляю оценкию | Стр. 80 упр.90 Поменяйтесь тетрадью с соседом, проверьте рнаботу соседа, оцените. Критерии на доске: 0 ошибок -5 1-2 - 4 3-4 - 3 5 и более - 2 | Выполняют задание упражнения. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; контролировать свои действия и действия товарищей. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других. |
Рефлексивно-оценочный этап | В беседе выяснить уровень усвоения темы, создать базу для планирования дальнейшей коррекционной работы. Добиться осмысления процесса и результата действия. | беседа | Индивидуальная | С какими словами сегодня работали? Что узнали о предлогах? На сколько усвоили материал? Даю домешнее задание | | Делают вывод. Для оценки уровня усвоения используют оценочные карточки. Записывают в дневник. Для тех, кто усвоил на высоком уровне Стр. 81 упр 112. Для тех, кто сомневается Д.М. Стр.46 упр 94 | Регулятивные: давать эмоциональную оценку по уроку Познавательные: анализировать собственные действия, успехи и недочеты в работе Коммуникативные: правильно формулировать свои мысли Личностные:определять свое эмоциональное состояние |
Этапы урока | Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения | Возможные риски | Коррекционная работа |
Мотивационно-целевой этап | Контролировать свои действия и действия партнера; | Контролировать свои действия и действия партнера; | Средний | Некоторых учеников сложно бывает положительно замотивировать на работу на уроке. Ученики со слабо развитым произвольным вниманием не сразу включаются в работу | Подхожу к этим детям индивидуально Обращаю внимание на учеников: Югову А, Мухачева С. |
Ориентировочный этап | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предлагаемым материалом. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предлагаемым материалом; формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; | Средний | Могут самостоятельно поставить перед собой цель 2 ученика, остальные ставят цель при помощи учителя. | Помогаюученикам поставить цель или ставлю ее сама, прошу поставить цель урока учени ков, которые с этим спрявятся. |
Поисково-исследовательский этап | учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; контролировать свои действия и действия товарищей. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других. | учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; контролировать свои действия и действия товарищей. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других. | Добиваться высокого уровня усвоения темы. | Не все дети могут на протяжении всего этапа отслеживать ход урока. Из-за несформированности произвольного внимания они могут отвлечься, потерять ход занятия. Как следствие — низкий уровень усвоения темы. | Во время урока наблюдаю за детьми, которые часто отвлекаются. По средствам беседы включаю их в работу. На следующий урок готовлю для них индивидуальные карточки с заданием по этой теме. |
Практический этап | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | Добиваться высокого уровня усвоения темы. | В классе есть дети, которые очень медленно выполняют задание. Стараясь увеличить темп работы начинают допускать ошибки или выполняют работу неаккуратно. | На уроке к таким детям подхожу и помогаю справиться с заданием |
Рефлексивно-оценочный этап | способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция. | способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция. | Добиваться высокого уровня усвоения темы. | Выявлю учеников, которые не поняли тему. | Составлю для них на следующий урок индивидуальные карточки. |