Торопыно Наталья Михайловна
учитель начальных классов
Филиал Туроснянская ООШ МБОУ-Смотровобудской СОШ
Конспект урока русского языка (3 класс)
Тема: Число имён прилагательных
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
формировать знания учащихся об основных грамматических признаках имён прилагательных (числе), о том, что число прилагательного совпадает с числом существительного, к которому данное прилагательное относится;
формировать умения изменять имена прилагательные по числам.
Задачи урока:
учить устанавливать смысловые связи имён существительных и имён прилагательных в предложении;
учить определять число имён прилагательных по числу имён существительных;
учить согласовывать имена существительные и прилагательные в роде и числе.
Формирование УУД:
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Личностные результаты: осознают эстетические потребности и ценности.
Планируемые результаты (предметные): Овладевают умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Основное содержание темы, понятия и термины: Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, слайдовая презентация,
Ход урока:
I. Психологический настрой учащихся.
- Начнём наш урок со слов-посвящения:
Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник.
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Родной наш, правдивый и гордый язык.
II. Актуализация знаний.
- Какую часть речи мы изучаем? (имя прилагательное)
Блиц-опрос
- Если вы согласны с утверждением, поднимаете зелёный кружок, если не согласны – красный.
Имя прилагательное обозначает признак предмета.
Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? Что?
Имя прилагательное взаимосвязано с глаголом?
Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам.
Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано.
Имя прилагательное в предложении является подлежащим.
(ответы корректируются учителем)
- Найдите прилагательные в стихотворении, с которого мы начали урок.
- Определите их род.
- Заполните лист самооценки на начало урока. (+ знаю, - не знаю)
В начале урока | Знаю, умею | В конце урока |
| Я знаю, что обозначает имя прилагательное. | |
| Я знаю, на какие вопросы отвечают имена прилагательные. | |
| Я умею определять род имени прилагательного. | |
| Я умею определять число имени прилагательного. | |
III. Постановка учебной задачи.
- Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы.
Мартовск… со…це св…тило ярко, и сквозь ст…кло падали (на) стол горяч… лучи.
- Подчеркните грамматическую основу предложения.
- Сделаем синтаксический разбор предложения. (сложное – две грамматические основы, по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное)
- Назовите имена прилагательные.
- Чем они отличаются? (мартовское – признак одного предмета, горячие – признак нескольких предметов).
- Назовите тему урока. (Число имён прилагательных)
- Какие цели перед собой поставите?
- Кто в «листе самооценки» в последней графе поставил +?
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Работа по учебнику.
- На с. 78 прочитайте тему урока.
- Прочитайте упр. 135
- Слова какой части речи вам помогли представить цветы?
Словарная работа:
голубенький – дополнительный оттенок
сквозистый – сквозь который видно.
- Спишите первое стихотворение.
- Кто может определить число имён прилагательных?
- Прочитаем сведения о языке на с.78.
V. Первичная проверка понимания.
- Упр. 137 с.79. Составьте из прилагательных и существительных словосочетания. Запишите их в два столбика:
ед. число мн. число
- Проверка.
- Прочитайте сведения о языке на с. 79. Что можно сказать об именах прилагательных во множественном числе?
Физкультминутка
Встали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою хлопок.
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идут по кругу,
Улыбаются друг другу.
VI. Закрепление изученного
1. Упражнение в изменении имён прилагательных по числам и родам.
- Какое время года наступило? (весна)
- Какой праздник приближается? (8 Марта)
- Составьте из букв слово: к а р с и й ы в (красивый)
- Составьте словосочетания, поставив слово КРАСИВЫЙ в том же числе, что и существительные: мамы, бабушка, сестра, подарки, букет, открытки, торт, поздравление, девочки.
2. Работа в рабочей тетради.
- Выполните задание в рабочей тетради с.51 упр.114
- Выполним с комментированием.
3. Работа с мультимедийным приложением.
- Определите число имён прилагательных.
- Выполните работу самостоятельно.
VII. Подведение итогов урока
- Составьте алгоритм, по которому будем определять род и число имён прилагательных. Для этого расположите пункты по порядку:
___Определить род и число имени существительного.
___ По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.
___ Найти имя существительное, к которому относится данное имя прилагательное.
(1. Найти имя существительное, к которому относится данное имя прилагательное.
2. Определить род и число имени существительного.
3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.)
- Заполните лист самооценки на конец урока.
- Какие задачи поставите на следующий урока?
VIII. Домашнее задание
С. 78-79 сведения о языке, с.80 упр. 138.
IX. Рефлексия.
- Давайте с помощью прилагательных дадим оценку уроку. Каким он был?...
Отличным, скучным, хорошим,
Может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным…
Иль поучительным..? Каким?