Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг. момент. | – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Камила Ялчыновна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. – Проверьте свою готовность к уроку и порядок на парте. -Откройте свои рабочие тетради, пропустите 2 строчки, на 3 запишите посередине число, а затем "Классная работа". Сегодня у нас 24 октября. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Записывают число и классная работа | Регулятивные: организовывать рабочее место. Коммуникативные: слушать и понимать других. Личностные результаты: формировать интерес к учебному предмету, уметь сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
2.Минутка чистописания а аз ам ае | -Начнем урок с минутки чистописания. - Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в чистоговорке: Ан-ан-ан — во дворе баран. Ай-ай-ай — в клетке попугай. Авы-авы-авы — зеленеют травы. -Какой звук повторяется? -А кто мне сможет дать характеристику звуку а? Какой он? -Догадались, какую букву будем писать? Сегодня мы тренируемся в написании строчной буквы а . -Что вы видите на первой строчке? -Какое соединение у слога "аз"? -Какое соединение у слога "ам"? --Какое соединение у "ае"? -С новой строки пропишите букву а строчную и слоги до конца строки, чередуя. Вот в такой последовательности. а аз ам ае -Но перед тем как вы начнете писать, вспомним правила посадки. -Что вы видите на 2 строке? Сначала думай, а потом делай. -Кто сможет объяснить смысл данной пословицы? -Как вы думате, почему мы ставим запятую в пословице? -Перед каким словом еще нужно ставить запятую? -Запишите пословицу на второй строке. Не забудьте про запятую. | -Звук а. -Гласный, может быть ударный и безударный. - Букву Аа. -Букву а и ряд буквосочетаний "ам", "аз", "ае" -Верхнее -Нижнее -Среднее Записывают Пословицу. -Пословица означает, что сначала нужно подумать, как ты будешь действовать, а потом уже делать дело. Потому что там стоит "а" Перед словом "но" Записывают. | Личностные результаты: формировать интерес к учебному предмету, уметь сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: анализировать, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, умение строить речевое высказывание; умение строить рассуждения. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обучающиеся умеют отвечать на вопрос, аргументировать ответ. |
3.Словарная работа. Актуализация знаний | -Теперь словарная работа. -Я вам читаю загадку, вы отгадываете слово. Один ученик выходит и записывает это слово у доски, подчеркивает все орфограммы и ставит ударение. Словарь: морковь, щавель, капуста, яблоко. Морковь Щавель Капуста Яблоко -Что это за значок? -Давайте вспомним, что такое корень? -Что заключено в корне? -Вспомните, как найти корень? -Молодцы! -Прочитайте слова и найдите лишнее. -Почему это слово лишнее? -Какок значение у этих слов? -Как назовем остальные слова? -Почему? -Посмотрите на слова горе и гора. Какой у них корень? -У них один корень, но являются ли они однокоренными? -Отлично. Чтобы определить тему урока, расставьте буквы в правильном порядке. 431259687 ноокчеаин -Какое слово получилось? -Какая тема урока? -Прочитайте тему в учебнике на стр. 78 -Какую цель поставим? | 2 слог ударный. Подчеркиваем букву О в 1 слоге и Ь на конце слова. Ударение на 2 слог. Подчеркиваем букву А и Ь на конце слова. Ударный слог второй. Подчеркиваем букву А в 1 слоге. Ударение падает на 1 слог. Подчеркиваем букву О в середине и в конце. Корень- это главная часть слова. Лексическое значение слова Читаем слово и выясняем его значение. Подбираем родственные слова. Выделяем их общую часть дугой. Горе, горный, гористый, горка Горе лишнее, так как обозначает печаль, а остальные слова близки по значению к неровной, возвышенной местности Однокоренные Потому что у них один корень и схожее лексическое значение Гора Гор Нет, так как у них разное лексическое значение. Окончание Узнать, что такое окончание и как его выделять | Регулятивные: формулировать цель. Познавательные: анализировать, умение осуществлять анализ объектов. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, обучающиеся умеют отвечать на вопрос, навыки сотрудничества учителя с учениками. Предметные: вспомнят написание некоторых словарных слов. УУД???????????????? |
4.Наблюдение над языковым материалом. "Обрати внимание!" | -Откройте учебник на странице 78 упражнение 142. Прочитайте текст. -О чем говорится в тексте? -Как описывается осина? -Прочитайте выделенные слова. (слова на доске) -Что общего у этих слов? -Эти слова имеют одно ЛЗ? -Можно ли сказать, что они однокоренные? -Верно, это одно и тоже слово. -А чем отличаются эти слова? -Несмотря на то, что корень у этих слов одинаковый, но значение никак не поменялось, поэтому это не однокоренные слова, а формы одного и того же слова. При изменении форм слова меняется только последняя буква. Нельзя путать формы слова с однокоренными словами. Однокоренные слова - это разные слова, просто у них схожий смысл. -Подберите однокоренное слово к слову осина. Докажите, что они однокоренные. -Давайте прочитаем правило в учебы и выясним правильно ли мы сказали. -Что меняется при изменении формы слова? -Чем формы слова отличаются от однокоренных слов? -Прочитайте правило еще раз и перескажите. -Верно. Молодцы! -Запишите в тетради "Упр. 142" и выпишите слова в строчку. Выделите корень, а новую часть слова выделите квадратиком. Смотрите, в словах эта буква может быть разной, в чем ее особенность в отличие от корня? -Верно, именно поэтому она называется изменяемой частью слова. -Посмотрите на упражнение 143. Прочитайте. Что это? -О чем 1 пословица? -Что означет пословица "без росы и трава не растет"? -В чем смысл пословицы "земля пьет воду, а трава росу"? -Что означает пословица "утром лес росой умывается"? -Молодцы. Напишите "Упр.143". -Прочитайте пословицы еще раз и найдите формы слова роса. (на доске появляются пословицы с выделенными словами, дети на доске выделяют окончание в формах слова, а остальные дети пишут в тетрадях только слова) -Какой корень? -Как выделим изменяемую часть? -Верно. Выделяем. (один ученик выделят на доске, остальные в тетрадях) -Какая пословица вам понравилась больше? Почему? | Об осине Она дрожит и у нее яркие, зеленые листики. Осина, осины, осине, осину В последней букве Осиновый Осина- это дерево, а осиновый- сделанный из осины, например стол. Эта часть слова может меняться Пословицы О росе Роса, росы, росу, росой Рос Квадратиком Роса- утра краса, потому что она описывает, как роса украшает природу. | Познавательные: анализировать, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, умение строить речевое высказывание; умение строить рассуждения; умение осуществлять анализ объектов. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, обучающиеся умеют отвечать на вопрос, аргументировать мнение, умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками. Предметные: узнают, что такое формы слова и в чем их отличие от однокоренных слов. |
6. Предварительная формулировка правила "Обрати внимание!" | -Ребята, скажите, какой же частью слова является эта последняя буква? -Догадались ли вы, как называется эта изменяемая часть? -Что образуется при изменении последней буквы одного и того же слова? -Остается ли таким же значение этого слова? | Изменяемой Окончание Формы слова Да | Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, обучающиеся умеют отвечать на вопрос, навыки сотрудничества учителя с учениками. Предметные: узнают, что такое окончание |
7.Работа с правилом "Оббрати внимание!" | -Прочитаем правило с учебника на странице 79. -Как называется изменяемая часть в конце слова? -Что образуется с ее помощью? -Рассмотрите примеры. Что меняется в этих словах? -Прочитайте правило еще раз и перескажите. | Окончание Формы слова | Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других. Предметные: узнают, что такое окончание, научатся выделять его в словах. |
8.Физкультминутка | Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки. (2 раза) | Выполняют физкультминутку. | Личностные результаты: проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
9.Первичное закрепление Работа с упр. 144 | -Прочитаем упражнение 144. Скажите, являются ли эти пары слов словосочетанием? -Что нужно сделать, чтобы получились словосочетания? - Давайте начнем. Напишите "Упр. 144" (ученики читают словосочетания и записывают их в тетради и на доске, проговаривая окончание) -Что менялось в слове лиса? -Вы догадались для чего служат окончания? -Можно ли назвать эти слова однокоренными? Почему? -А что это за слова? -Верно. Молодцы! -Выполним упражнение 145. Прочитайте текст. Что нужно сделать во 2-5 предложении, чтобы оно было связано по смыслу? -Верно. Запишите в тетрадях "Упр. 145". Прочитайте 1 предложение. Какая буква пропущена в слове начался? -Как можно проверить? -Запишем предложение. -Прочитаем 2 предложение. Как изхменим слово дождь? -Какая буква пропущена? -Можем ли проверить? (словарное слово) -Запишем предложение. -Прочитайте 3 предложение. Какая буква пропущена в слове? Почему? -Как изменим слово дождь? -Запишем предложение. -Прочитайте 4 предложение. Какая буква пропущена в слове? Почему? -Какая буква пропущена во 2 слове? Почему? -Как изменим слово дождь? -Запишем предложение. -Прочитайте 5 предложение. Какая буква пропущена в слове? -Как изменим слово дождь? -Запишем предложение. (ученики читают предложения вставляют пропущенную букву, объясняют ее написание, определяют нужную форму слова и выделяют окончание в формах слова дождь) -Ребята, что нам нужно было сделать, чтобы предложение было связано по смыслу? -Посмотрите еще раз на упражнения 144 и 145. Что помогли нам сделать окончания? -Какая это часть слова? -Что образуется с помощью окончаний? -Давайте прочитаем правило. (правило в рамке) -Что же такое окончание? -Что оно образует? -Для чего оно служит? -Окончание выделяется квадратиком. Прочитаем примеры. -Каких частей речи данные слова? -Что выделено квадратиком в этих словах? -В каких частях речи есть окончание? -Молодцы! Прочитайте правило еще раз и перескажите. | Нет Изменить слово лиса Хвост лисЫ, подкрался к лисЕ, увидел лисУ, охотился за лисОЙ, рассказ о лисЕ Окончание Чтобы связывать слова в словосочетании Изменить слово дождь Начался дождь. О дожде народ сложил разные приметы. Ворона каркает задолго до дождя. Журавли кричат к дождю. Перед дождем пчелы сидят в улье. Изменить формы слова Связать по смыслу слова в предложении Изменяемая Формы слова Читают Изменяемая часть слова. Образует формы слова. Служит для связи слов в словосочетании и в предложении. Читают и пересказывают | Регулятивные : создать условия для систематизации изучаемого материала. Познавательные: анализировать, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, умение строить речевое высказывание; умение строить рассуждения; умение осуществлять анализ объектов. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, обучающиеся умеют отвечать на вопрос, аргументировать мнение. Предметные результаты: узнают, что такое окончание, его роль в словосочетаниях и предложениях, научатся выделять его в словах. |
10.Обобщение. | -Итак, какая была тема урока? -Что же такое формы слова? -Что такое окончание? -Что образует окончание? -Для чего служит? -Как выделяется окончание? -Чем отличаются формы слов от однокоренных слов? -Какую цель мы вами ставили на этот урок? -Достигли ли вы эти цели? Как достигли? | Окончание Это одно и тоже слово, в котором изменяется окончание Изменяемая часть слова Формы слова Для связи слов в словосочетании и предложении Квадратиком Узнать, что такое окончание Да, для этого мы выполняли задания и изучили новое правило | Регулятивные: осуществлять итоговый контроль. Познавательные: анализировать, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, умение строить речевое высказывание. |
11.Итоги урока. Рефлексия | -Ребята, что вам больше всего запомнилось на уроке? -Чему вы научились на этом уроке? -Посмотрите на карточки, что вы видите? -Чтобы оценить свою работу на уроке, закончите предложения. Я узнал... Я научился... Мне понравилось... Мне было тяжело... -Спасибо большое за урок! До свидания! | Запомнилось то, как мы изменяли слова и с ними изменялось окончание. Находить окончания и выделять их Заканчивают предложения До свидания! | |