1. | Этап мотивации (самоопределение к учебной деятельности). Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности | – Прочитайте пословицу и объясните ее смысл. На доске: Без труда не выловишь и рыбки из пруда. – Без труда и стараний знания нам, действительно, не достаются. Урок, это исследовательская работа. Почему? (Ставим цель, составляем план, выполняем различные виды работ, работаем самостоятельно, пользуемся справочной литературой, делаем выводы) | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Ставим цель, составляем план, выполняем различные виды работ, работаем самостоятельно, пользуемся справочной литературой, делаем выводы. |
2. | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий. | Записываем дату. Классная работа. Минутка чистописания. Вв (В)ход, (в)дали, (в)дом. Спишите слова, раскрывая скобки. - Прочитайте предложение: Русый заяц ( по)бежал ( по)полю. - Спишите, раскрывая скобки. - Как нужно написать по со словом бежал? (Слитно.) - Докажите. (Это приставка. Приставки со словами пишутся слитно.) - Как нужно написать по со словом полю? (Раздельно.) - Докажите. ( Это предлог. Предлоги со словами пишутся раздельно.) - Сформулируйте тему урока. | Записывают в тетрадях дату. Классная работа. Выполняют предложенное задание. Отвечают на вопросы учителя. |
3. | Этап выявления места и причины затруднения. Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | Тема : Приставки и предлоги. Цель: Различать приставки и предлоги. Цель ученика: Я хочу научиться различать предлоги и приставки. Раскройте скобки и спишите Решили лисы кролика за(печь), А кролик из духовки прыг ( за)печь. С какой проблемой столкнулись? Как можно решить проблему? Проведём исследование. -Записать слова в 2 столбика, приставку выделить, подчеркнуть предлог. Доехал до города Наклеил на рисунок Изгнал из квартиры Постучал по дереву Пропел про ромашку Проверка. - Чем отличаются слова левого столбика от слов правого? Выделите окончания слов первого столбика. Посмотрите внимательно на глаголы. Что вы заметили? | Формулируют тему урока. Мы не умеем различать риставки от предлогов. Прочесть правило. Слева- слова с приставками, справа- с предлогами. Слева – глаголы, справа- существительные. Предлоги не употребляются с глаголами. |
4 5. 6. | Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. Физминутка. /1 мин/ Этап реализации построенного проекта. Цель: Зафиксировать алгоритм работы | Попробуем доказать свой выбор. Решили лисы кролика запечь А кролик из духовки прыг за печь. - Разберите предложение по членам предложения, обозначьте части речи, - Выпишите слова, связанные с помощью предлога. - Какой вывод можно сделать? Высказывания детей. - Как доказать, что слово употребили с предлогом? -Мы составили правило. Проверим свое утверждение по учебнику стр. 132 АЛГОРИТМ Определить часть речи Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Приставки со словами пишутся слитно. | За печь , запечь. Есть одинаковые предлоги и приставки Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Дети открывают учебники и сравнивают свой вывод с правилом Читают правило в учебнике. Читают алгоритм. |
7. | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: зафиксировать способ распознавания приставок и предлогов Работа в парах | Работа в группах . Перед вами признаки предлогов и приставок. Первая группа выбирает признаки предлогов, вторая – признаки приставок. Каждая группа готовит рассказ о предлогах и приставках. Побудем волшебниками. Слова с приставками превратить в слова с предлогами. Нагрудный карман- карман на груди Наручная повязка- повязка на руке Настенный календарь – календарь на стене Подземный переход – переход под землёй Подкожная инъекция – инъекция под кожу | Две группы работают у доски, остальные дети работают самостоятельно на своих рабочих местах. Выполняют работу в парах. |
8. 9. | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: - применение нового способа действия; - создание ситуации успеха. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: тренировать способность к применению нового правила. | Самостоятельная работа Работа по учебнику. Выполните упражнение 259, поменяйтесь тетрадками, оцените работу своего соседа. Задания на карточках для 1 группы: Запишите слова в 2 столбика, раскрывая скобки. Объясните, чем различаются группы слов. (По)вредил, (во)вред,(по)солил,(с)солью, (от)нёс, (от)носа, (от)винтил, (от)винта,(за)платил, (за)плату,(под)рисовал, (под)рисунком,(в)лес, (в)лез,(у)летел,(у)лётчика,(с)резать,(с)резьбой,(за)брал,(за)брата,(по)ход,(на)ходка,(по)лёт. 2 – группа :Спишите. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу приставки и предлоги. …нашей школе …ехала машина. Ребята …бежали …машине. …машины …шел водитель. Он поздоровался …ребятами и …просил …нести воды. Миша …бежал …пруду и принёс ведро воды. 3-группа: Укажите слова, в которых есть приставка: съехать, берёзонька, надпись, предобрый, смелый. | Выполняют самостоятельно упражнение 259, меняются тетрадками, оценивают друг друга. В один столбик выписывают слова с предлогами, в другой- существительные и глаголы с приставками. Выполняют задание |
10. 11 | Рефлексия учебной деятельности. Цель: оценивание результатов собственной деятельности; - осознание метода построения границ применения нового знания. Комментирование оценок. Домашнее задание | -Над какой темой работали на уроке? -Как отличить предлог от приставки? -На каком этапе урока столкнулись с трудностями? -Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек. Комментирует оценки, задаёт домашнее задание: выполнить на выбор упражнение 260 или 261. | Отвечают на вопросы учителя Самооценка Записывают домашнее задание в дневниках |