Конспект урока русского языка в 4 классе
Тема. Правописание глаголов прошедшего времени.
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: Формировать умения грамотно писать суффиксы в глаголах прошедшего времени.
Задачи:
Образовательные: видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами.
Развивающие: развивать умение самостоятельно формулировать тему и цели урока; высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, слушать и слышать других.
Воспитательная: способствовать развитию интереса к изучению русского языка, формированию мотивационной основы учебной деятельности
Планируемые результаты.
Предметные УУД
Познакомятся с правилом написания безударного суффикса в глаголах прошедшего времени;
научатся объяснять способ образования глаголов прошедшего времени; правильно писать безударный суффикс в глаголах прошедшего времени; образовывать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы глагола; выполнять звуко-буквенный разбор слова
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
- овладеют умением осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждение, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
Регулятивные УУД
- овладеть умением организовывать себя на выполнение поставленной задачи;
- высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;
- планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу.
- овладение приёмами самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности,
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Коммуникативные УУД
- отрабатывать приёмы работы в парах, группах;
- развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий
Технологии: развивающего и проблемного обучения
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока.
I. Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята!
- Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу.
Тихо сели.
На соседа посмотрели.
Дружелюбно улыбнулись.
И ко мне все повернулись.
- Отлично, молодцы.
Слайд 1 Каллиграфическая минутка.
26 апреля.
Классная работа.
Ться тся
II Мотивация учебной деятельности
Цель этапа - пробуждение активности учащихся, способствование созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока. Настроила детей на урок, уточнили, о какой части речи пойдёт речь на уроке.
- Однажды, у одного господина корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, кто он.
Кор.: Что вы больше всего любите делать?
Часть речи: Люблю действовать!
Кор.: Что вы больше всего не любите?
Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!
Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?
Часть речи: Могу путешествовать во времени!
Кто же этот господин? Верно - это глагол, наш знакомый незнакомец. Почему я его так назвала?
(Ученики: Мы не всё знаем о глаголах)
- Верно, сегодня мы поговорим о глаголе, узнаем о нём много нового.
Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.
III. Актуализация знаний и умений Создание проблемной ситуации (фиксация индивидуального затруднения)
Цель: повторить изученный материал о глаголе, который необходим был для «открытия нового знания».
1. Словарная работа (работа в группах)
- Возьмите конверты, в которых находятся квадраты разных цветов
жел | голуб | крас | зел | оран | син | фиол |
О О С Б В Д А
- Каждому квадрату соответствует определенная буква. Расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке.
- Какое это слово? (свобода)
- Запишем транскрипцию, дадим характеристику каждому звуку.
2. Работа в парах. Слайд 2
На доске слова: чист.л, кр..чть, гнал, нет тетрад., з.плыли.
- Какое задание можно предложить, используя эти слова?
(Найдите лишнее слово)
-Какое же?
(Тетради-это существительное, остальные -глаголы)
-Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограмму.
(Нет тетради-слабая позиции в окончании существительного 3 скл-пишем и)
-Слово стираем с доски.
- Назовите оставшиеся глаголы.
-Какое из оставшихся слов лишнее?
(кричать -инфинитив)
-Почему неопределённая форма глагола противопоставляется другим формам глагола?
(В отличии от других форм она никак не изменяется)
-Вставьте букву и объясните орфограмму.
(Кричать –орфограмма в слабой позиции в корне слова, проверочное слово крик)
-Сотрём его с доски. Какое теперь слово лишнее?
(Заплыли-оно стоит во множественном числе.)
-Вставьте букву и объясните орфограмму.
(Заплыли-орфограмма слабой позиции в приставке. Запомнить.)
- Назовите оставшиеся глаголы. Определите их время.
(Гнал, чистил. Это глаголы прошедшего времени)
- По каким признакам можно определить, что это глаголы прошедшего времени?
(Отвечают на вопросы что делал? и имеют суффикс –Л)
-Докажите есть ли орфограмма в первом слове? Во втором?
(В первом-нет, а во втором есть)
IV. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.
– В какой части слова глагол имеет безударную гласную? (суффикс)
– Знаете ли вы, что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в суффиксе глагола прошедшего времени?
- Так, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о правописании безударных гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени)
Слайд 3
- Итак, тема нашего урока: Правописание глаголов прошедшего времени
– Сегодня на уроке мы будем изучать правописание гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени.
- Узнаем, как пишутся глаголы прошедшего времени.
– А учиться?
Учимся писать грамотно без ошибок.
Учиться правильно выбирать и писать безударные гласные в суффиксах глаголов прошедшего времени.
Слайд 4
Какие задачи урока?
Повторить все, что нам известно о глаголах в прошедшем времени,
узнать новые сведения, как пишутся суффиксы.
Слайд 5
- Вспомним, что нам известно о глаголах в прошедшем времени
V. Открытие новых знаний
Цель: сформулировать правильный вывод, сравнить его с выводом, который приводится в учебнике по данной теме, совместно составить алгоритм работы и применить полученные знания при закреплении материала.
1. Построение проекта выхода из затруднения
Слайд 6
ЧИСТИЛ
ПАЧКАЛ
ВИДЕЛ
1) - Прочитайте на доске слова, определите, какой частью речи они являются.
- Определите время данных глаголов и докажите.
- Запишите эти глаголы в тетрадь в столбик
- Поставьте ударение.
- Разберите данные глаголы по составу.
- В какой части слова находятся безударные гласные?
2) - Образуйте неопределённую форму, соответствующую каждому глаголу и напишите её.
ЧИСТИЛ—ЧИСТИТЬ
ПАЧКАЛ—ПАЧКАТЬ
ВИДЕЛ—ВИДЕТЬ
- Разберите по составу неопределённую форму.
3) -Подчеркните суффиксы, находящиеся перед суффиксом -Л глаголов прошедшего времени, и суффиксы, находящиеся перед суффиксом глаголов неопределенной формы.
- Сравните в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы.
4) - Какой можете сделать вывод о написании суффикса глаголов в прошедшем времени перед суффиксом –Л ?
(У глаголов в прошедшем времени перед суффиксом –Л пишется тот же суффикс, что и перед –ТЬ в неопределенной форме)
2. Реализация построенного проекта.
- Прочитайте материал рубрики «Обратите Внимание!»
- Правильный ли вывод вы сделали?
- Предложите свой алгоритм написания буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.
Слайд 7
«Алгоритм»
1. Поставь глагол в неопределённую форму.
2. Выясни, какая буква пишется перед ТЬ.
3. Напиши в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве перед суффиксом -ть-.
МЫСЛ?Л - МЫСЛИТЬ - МЫСЛИЛ
VI. Физминутка
– Я буду называть глаголы в прошедшем времени и соответствующую им неопределенную форму. Если услышите глагол в прошедшем времени, приседаете. Если я назову неопределенную форму глагола, поднимите руки вверх.
Сеял, сеять, кончать, кончил, верил, верить, клеил, клеить, падать, падал, лаял, лаять, ждал, ждать, прислал, прислать, знать, знал.
VII. Первичное закрепление изученного.
Слайд 8
Игра «Помоги Мики Маусу»
- Сравните глаголы в неопределенной форме и в прошедшем времени. Какой суффикс пишется перед суффиксом –л-?
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1) Работа по карточкам
Слайд 9
- Вставьте пропущенные суффиксы глаголов. (см. методичку)
Образуйте от данных глаголов форму прошедшего времени множественного числа
веять
сеять
растаять
строить
Слайд 10
проверка
2) Информация о Д/З
Упр. 240 (стр. 113)
IX. Итог урока. Рефлексия (На этапе рефлексии учащиеся сделали вывод по уроку, дали оценку своей работе)
- Подведём итоги
С какими глаголами работали на уроке?
Какие части слова проверяли в глаголах?
Каким способом проверяют глагольные суффиксы в прошедшем времени?
Слайд 11
- А.П.Чехов говорил: «Краткость-сестра таланта». Сделайте вывод по уроку.
- Запишите, как работал каждый из вас на уроке.
Р - … робко
А - … активно
Б - … быстро
О - … очень медленно
Т - … тихо
А - … аккуратно
Л - … лениво
И - … интересно