Класс – 5
Тема «Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Технология построения урока: межпредметный урок.
Формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Цель учебного мероприятия:
показать алгоритм формирования ключевых компетентностей через учебно-образовательную компетентность, которая опирается на сформированность универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Цель урока: формирование предметной компетентности.
Задачи урока: 1.совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.
2. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
3. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
4. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знает предмет изучения морфологии, названия самостоятельных и служебных частей речи. Умеет различать части речи, разделяет их на служебные и самостоятельные. Знает, как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы. Наблюдает за выразительными возможностями существительных, прилагательных и глаголов в текстах. | Умеет определять понятия, проводить аналогии, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить рассуждение и делать выводы. | Развивает способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Сценарий урока
Организационный этап
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, –
И все, что в памяти у нас, –
Означено словами.
Ребята, попробуйте определить тему сегодняшнего урока и поставить его цели и задачи.
Актуализация опорных знаний
Ребята, давайте с вами вспомним, какие разделы науки о языке вы знаете.
Задание 1 : прочитайте и продолжите предложения.
1. Звуки речи изучает…
2. Слова, их лексическое значение изучает...
3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает…
Грамматика – самый большой раздел науки о языке. Он состоит из двух частей: морфология и синтаксис. Синтаксис изучает словосочетания и предложения.
Морфология изучает слово как часть речи.
Первичное усвоение новых знаний.
Добро пожаловать в лабораторию юного химика
Жил-был на свете маленький прекрасный гномик, у которого было много настоящих друзей, и который очень любил фокусы и опыты . И вот, однажды, наш гномик, проводя свои любимые опыты , превратился в игрушку –гнома.
Но его верные друзья не оставили его в беде, и решили спасти своего друга. Они обратились за помощью к доброй фее. Добрая фея решила помочь маленьким гномикам. Она знала с помощью каких волшебных реакций можно расколдовать гнома.


(Химические опыты)
Фея и его верные друзья смогли расколдовать их маленького гнома – игрушку. Все были счастливыми , особенно друзья гнома, которые его давно не видели таким веселым, радостным. Они попрощались и от всей души поблагодарили фею
Летопись сказки
Первичная проверка понимания
Теоретический блок
Все слова в языке (в зависимости от признаков, которые мы начнем сегодня изучать) распределяются по классам. Эти классы слов называются частями речи.
Части речи: самостоятельные и служебные
ЧАСТИ РЕЧИ |
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ | СЛУЖЕБНЫЕ |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | СОЮЗ |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ |
МЕСТОИМЕНИЕ | ПРЕДЛОГ |
НАРЕЧИЕ |
ГЛАГОЛ |
ПРИЧАСТИЕ | ЧАСТИЦА |
ДЕЕПРИЧАСТИЕ |
МЕЖДОМЕТИЕ |
Все самостоятельные части речи являются членами предложения, а служебные – нет.
Самостоятельные части речи имеют грамматические значения, морфологические признаки, синтаксические признаки.
Служебные части речи связывают члены предложения и простые предложения в составе сложного.
Как Морфология порядок навела (инсценировка сказки )
Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!
Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"
- Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.
- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.
- А какие формы у вас есть?
- Род, число, падеж.
- А что вы умеете делать?
- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.
- Становитесь под знамя "Имя существительное", - приказала Морфология.
- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.
- Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.
Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.
Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.
Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика.
У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.
Первичное закрепление
Распределительный диктант.
- Но наиболее употребительными являются 3 части речи. Это имя существительное, имя прилагательное и глагол.
Поэтому я прошу вас разделить тетрадь на 3 колонки. Первая колонка будет носить название – имя существительное; вторая – имя прилагательное и 3 – глагол. Мы проведем с вами распределительный диктант. Работать будет каждый в своей тетрадочке. Я зачитываю слова, а вы распределяете их в нужную колонку: меняется, рыжего, вещество, радостью, строит, шипящей, училась, нежного, опыты, смотрят, реакция, химические (проверка).
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
- Зачитайте слова, которые вы отнесли к первой колонке. Докажите, что перед нами имена существительные (далее ученики зачитывают слова из 2 и 3 колонки, доказывая принадлежность слова к той или иной части речи).
Лингвистическая игра «Четвертый лишний»
- Как каждый человек обладает отличительными чертами (внешность, характер), так и слово обладает своими отличительными признаками. Я предлагаю поиграть в игру «4 лишний». Посмотрите внимательно на слова в первой колонке и назовите слово, которое по какому-либо признаку не соответствует остальным словам (ребята указывают слова, а учитель записывает признак).
Признаки имен существительных:
- падеж;
- число;
- одушевленность и неодушевленность;
- род;
- склонение.
Признаки имен прилагательных:
- род (в ед.ч)
- падеж;
- число.
Признаки глагола:
- вид;
- спряжение;
- число;
- время;
- лицо;
- род (в прош. Вр.).
Ребята, а как вы думаете, какая из этих трех частей речи придает нашим словам образность, выразительность и красоту? (имя прилагательное).
Работа с текстом. Определите, какой частью речи являются выделенные слова
Химия изучает вещества. Веществ в современном мире около тридцати миллионов. Это очень большое количество. Роль химии в жизни человека огромна. Если бы не было химии, не было бы современной металлургии, космические корабли не вырвались бы в космос. Химики извлекают из минерального, животного и растительного сырья вещества одно другого чудесней и удивительней. Рождаются вещества, совсем не известные природе. Это и синтетические волокна, и удивительные пластмассы, и моющие и косметические средства, и минеральные удобрения и многое другое. С помощью химии человек создаёт вещества, из которых производят одежду, обувь, технику, транспорт и т. д
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Для всех обучающихся – параграф 15, задания по выбору
Написать сочинение-миниатюру «Приключения гномика», использовав самостоятельные и служебные части речи (над словами подписать).
Выполнить упр. 74
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Вопрос о частях речи - один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н. э., в Греции в IV в. до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.
Ответьте на вопросы:
1. Сколько существует в русском языке частей речи?
2. На какие две большие группы они подразделяются?
3. Что нам нужно знать, чтобы правильно определить часть речи?