СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Межпредметный урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное". Это 1 урок в теме. Урок пронизан общей идеей, которая помогает развивать познавательную активность школьников.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное"»

Класс – 5

Тема «Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология построения урока: межпредметный урок.

Формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Цель учебного мероприятия:

показать алгоритм формирования ключевых компетентностей через учебно-образовательную компетентность, которая опирается на сформированность универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Цель урока: формирование предметной компетентности.

Задачи урока: 1.совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.

2. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

3. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

4. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты: 

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знает предмет изучения морфологии, названия самостоятельных и служебных частей речи.

Умеет различать части речи, разделяет их на служебные и самостоятельные.

Знает, как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Наблюдает за выразительными возможностями существительных, прилагательных и глаголов в текстах.

Умеет определять понятия, проводить аналогии, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить рассуждение и делать выводы.


Развивает способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.



Сценарий урока

  1. Организационный этап

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, –

И все, что в памяти у нас, –

Означено словами.

Ребята, попробуйте определить тему сегодняшнего урока и поставить его цели и задачи.

  1. Актуализация опорных знаний

Ребята, давайте с вами вспомним, какие разделы науки о языке вы знаете.

Задание 1 : прочитайте и продолжите предложения.

1. Звуки речи изучает…

2. Слова, их лексическое значение изучает...

3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает…

Грамматика – самый большой раздел науки о языке. Он состоит из двух частей: морфология и синтаксис. Синтаксис изучает словосочетания и предложения.

Морфология изучает слово как часть речи.



  1. Первичное усвоение новых знаний.

Добро пожаловать в лабораторию юного химика

Жил-был на свете маленький прекрасный гномик, у которого было много настоящих друзей, и который очень любил фокусы и опыты . И вот, однажды, наш гномик, проводя свои любимые опыты , превратился в игрушку –гнома.

Но его верные друзья не оставили его в беде, и решили спасти своего друга. Они обратились за помощью к доброй фее. Добрая фея решила помочь маленьким гномикам. Она знала с помощью каких волшебных реакций можно расколдовать гнома.

(Химические опыты)

Фея и его верные друзья смогли расколдовать их маленького гнома – игрушку. Все были счастливыми , особенно друзья гнома, которые его давно не видели таким веселым, радостным. Они попрощались и от всей души поблагодарили фею

Летопись сказки

  • Запишите 5-6 предложений, описав увиденное вами

  • Слова каких частей речи вы использовали?

  1. Первичная проверка понимания

  2. Теоретический блок

Все слова в языке (в зависимости от признаков, которые мы начнем сегодня изучать) распределяются по классам. Эти классы слов называются частями речи.

Части речи: самостоятельные и служебные

ЧАСТИ РЕЧИ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

СЛУЖЕБНЫЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

СОЮЗ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

МЕСТОИМЕНИЕ

ПРЕДЛОГ

НАРЕЧИЕ

ГЛАГОЛ

ПРИЧАСТИЕ

ЧАСТИЦА

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

МЕЖДОМЕТИЕ



Все самостоятельные части речи являются членами предложения, а служебные – нет.

Самостоятельные части речи имеют грамматические значения, морфологические признаки, синтаксические признаки.

Служебные части речи связывают члены предложения и простые предложения в составе сложного.

Как Морфология порядок навела (инсценировка сказки )

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"


- Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.

- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

- А какие формы у вас есть?

- Род, число, падеж.

- А что вы умеете делать?

- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

- Становитесь под знамя "Имя существительное", - приказала Морфология.

- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.

- Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика.

У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.

  1. Первичное закрепление

Распределительный диктант.

- Но наиболее употребительными являются 3 части речи. Это имя существительное, имя прилагательное и глагол.

Поэтому я прошу вас разделить тетрадь на 3 колонки. Первая колонка будет носить название – имя существительное; вторая – имя прилагательное и 3 – глагол. Мы проведем с вами распределительный диктант. Работать будет каждый в своей тетрадочке. Я зачитываю слова, а вы распределяете их в нужную колонку: меняется, рыжего, вещество, радостью, строит, шипящей, училась, нежного, опыты, смотрят, реакция, химические (проверка).

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

- Зачитайте слова, которые вы отнесли к первой колонке. Докажите, что перед нами имена существительные (далее ученики зачитывают слова из 2 и 3 колонки, доказывая принадлежность слова к той или иной части речи).


Лингвистическая игра «Четвертый лишний»

- Как каждый человек обладает отличительными чертами (внешность, характер), так и слово обладает своими отличительными признаками. Я предлагаю поиграть в игру «4 лишний». Посмотрите внимательно на слова в первой колонке и назовите слово, которое по какому-либо признаку не соответствует остальным словам (ребята указывают слова, а учитель записывает признак).

Признаки имен существительных:

  1. - падеж;

  2. - число;

  3. - одушевленность и неодушевленность;

  4. - род;

  5. - склонение.

Признаки имен прилагательных:

  1. - род (в ед.ч)

  2. - падеж;

  3. - число.

Признаки глагола:

  1. - вид;

  2. - спряжение;

  3. - число;

  4. - время;

  5. - лицо;

  6. - род (в прош. Вр.).

Ребята, а как вы думаете, какая из этих трех частей речи придает нашим словам образность, выразительность и красоту? (имя прилагательное).

Работа с текстом. Определите, какой частью речи являются выделенные слова

Химия изучает вещества. Веществ в современном мире около тридцати миллионов. Это очень большое количество. Роль химии в жизни человека огромна. Если бы не было химии, не было бы современной металлургии, космические корабли не вырвались бы  в космос. Химики извлекают из минерального, животного и растительного сырья вещества одно другого чудесней и удивительней. Рождаются вещества, совсем не известные природе. Это и синтетические волокна, и удивительные пластмассы, и моющие и косметические средства, и минеральные удобрения и многое другое. С помощью химии человек создаёт вещества, из которых производят одежду, обувь, технику, транспорт и т. д

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Для всех обучающихся – параграф 15, задания по выбору

  1. Написать сочинение-миниатюру «Приключения гномика», использовав самостоятельные и служебные части речи (над словами подписать).

  2. Выполнить упр. 74

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Вопрос о частях речи - один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н. э., в Греции в IV в. до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.

Ответьте на вопросы:

1. Сколько существует в русском языке частей речи?

2. На какие две большие группы они подразделяются?

3. Что нам нужно знать, чтобы правильно определить часть речи?