СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Письмо"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе. Тема урока "Письмо". Тип урока: комбинированный (урок развития речи, формирования и совершенствования новых знаний). Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями эпистолярного жанра, научить составлять текст письма и правильно подписывать конверт

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Письмо"»

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: «Письмо»



Цель: Познакомить обучающихся с особенностями эпистолярного жанра, научить составлять текст письма и правильно подписывать конверт



Задачи: Сформировать умение правильно оформлять конверт и текст письма в соответствии с личностью адресата; способствовать развитию речи и мышления обучающихся; воспитание культуры общения и активной социальной позиции



Тип урока: комбинированный (урок развития речи, формирования и совершенствования новых знаний)

Ход урока



- Здравствуйте, ребята. Все приготовились к уроку?

Помните наше правило? «Каждое новое дело нужно начинать с хорошим настроением». Посмотрите на экран, улыбнитесь и скажите друг другу слова поддержки: «У вас тебя всё получится, ты со всем справишься»

Занимайте свои рабочие места.



-Ребята, отгадайте загадку: «Очень к вам оно хотело,

Ехало, летело,

По морю плыло,

Наконец пришло

(Подсказка у меня в руках) Верно, это письмо



- Я не зря загадала вам эту загадку. Попробуйте определить тему нашего урока.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.



- Скажите, приходилось ли вам получать письма? А вы сами пишите письма? Почему? (Есть телефон, можно позвонить, отправить смс, есть интернет, можно общаться по скайпу).

- Да, к сожалению, в наше время люди редко стали писать друг другу письма.

А ведь на протяжении многих столетий переписка была единственным способом общения на больших расстояниях, а составление письма было настоящим искусством.



- Ребята, а вы хотите научиться писать письма? Хотите научиться правильно подписывать конверт, чтобы ваше письмо дошло до адресата?

Сформулируйте цель нашего урока. Я надеюсь, что вы сегодня научитесь и полюбите писать письма



- Итак, чему вы сегодня научитесь? Посмотрите на экран, Дима прочитает вслух



- Мы определили тему, цель и задачи нашего урока. А теперь давайте выясним этимологию, т.е. происхождение слова «письмо». Слово «письмо» произошло от греческого слова «эпистола». В «Большом толковом словаре современного русского языка» Д.Н.Ушакова даётся такое толкование: «Эпистола – это литературное произведение в форме послания, письма». Ребята, все произведения, написанные в форме послания, письма относятся к эпистолярному жанру. Замечательным примером эпистолярного жанра являются «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачева. В этих письмах вы можете найти ответы на многие вопросы, которые волнуют вас. На классных часах мы их обязательно почитаем.



- А сейчас, скажите, где можно найти ответ на вопрос: «Что такое письмо? Узнать лексическое значение этого слова? Верно, обратимся к нашему другу – «Толковому словарю». Найдите слово «письмо» в толковом словаре

Нашли? Ребята, это слово многозначное, у него 4 значения. Сегодня мы будем работать над первым значением слова. Прочитайте вслух первое значение слова «Письмо». Запишите в тетрадь. (стр 317)

Это слово вы также видите на экране. Записали? Положите ручки на стол.



- Кому и зачем пишут письма? Ответ на этот вопрос вы можете найти в учебнике на стр. 101, п.43. Найдите его и прочитайте вслух.



- На этой же странице найдите ответ на вопрос: «Какие бывают виды писем?» стр 101, п.43. Запомнили? Повторите, какие бывают виды писем

- В последнее время очень активно ведется переписка между различными учреждениями. Активизировался такой жанр письменной речи, как деловое или служебное письмо. Это письма-предложения, письма-просьбы, побуждающие к сотрудничеству.

- Сейчас я раздам вам письма, попробуйте самостоятельно определить, какое у вас письмо: дружеское, семейное, поздравительное или деловое.

Прочитайте вначале про себя и определите вид письма. Когда будете готовы, дайте знать.



- Готовы? Первым отвечает Миша (затем …).

Как ты определил, что это семейное письмо? По каким признакам? (по началу и концу письма, обращению, само содержание письма).



- Рома, какое у тебя письмо? (Деловое, переписка между учреждениями)

Дима, у тебя какой вид письма? Молодцы, все правильно определили вид письма.

- Ребята, вам понравилось эти письма? Диме не понравилось. Почему? (Оно неинтересное, это письмо-отписка). Это пример того, как не надо писать письма.

Скажите, а его писал грамотный человек? Найдите и исправьте ошибки. Какие ошибки вы увидели? (Орфографические и пунктуационные)



- Чтобы вы не совершали подобных ошибок, давайте вспомним, как пишутся словарные слова: здравствуйте, до свидания и др. Посмотрите на экран, проговорите вслух и запишите их в тетрадь



- Ребята, как вы думаете, существуют ли правила написания письма?

Да, они есть. У каждого на столе лежат эти правила, Рома прочитает вслух. Запомните эти правила, они вам пригодятся, когда вы будете писать письмо

Если не следовать этим правилам, то письмо может получиться неинтересным, скучным, неуважительным, даже может обидеть адресата.

В старину составляли Письмовники – так называемые сборники писем, книги образцов для составления писем.



- Кроме правил письма существует определенный алгоритм написания письма, с которым мы сейчас познакомимся.

Посмотрите на экран. Ответьте на вопрос: «Что напишем в начале письма?» Письмо начинается с приветствия и обращения (имя того, кому предназначено письмо). После приветствия и обращения могут быть вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес. Например: Как твои дела? Как ты живёшь? Я скучаю по тебе и твоим письмам. и др.



- В основной части письма содержится рассказ о себе или другая информация, интересующая того, кому вы пишите. Например: «Хочу поделиться с тобой впечатлениями о недавно прочитанной книге» или «В нашей школе открылась мастерская Деда Мороза» и др. (далее идет рассказ о том, что происходит в мастерской Д М). В заключении можно выразить свою любовь, преданность, уважение. Н: «С глубоким уважением Ваш ученик» или «Бабушка, я тебя очень люблю». В конце письма ставим свою подпись и дату. После подписи и даты может быть приписка (постскриптум). Это то о чем вы забыли написать, что-то важное.



- Итак, вы познакомились с правилами и алгоритмом написания письма. А сейчас попробуйте самостоятельно написать письмо. Кому будете писать, определитесь сами. На выполнение задания дается 3 минуты, поэтому пишите небольшое по объёму письмо. Приступайте к выполнению задания

- Заканчивайте писать. Кладите ручки на стол.

Устали? Сейчас сделаем паузу, а затем послушаем, что у вас получилось. (Физкультминутка)



- Сделали разминку, а сейчас проверяем, какие письма вы написали. (Молодцы, все справились с заданием). (Можно ли сказать, что письмо – это труд души?)

- Письмо написано. Что будете делать с письмом дальше? Нужно отправить. Что для этого нужно? (Нужен конверт.)



- У Ваньки Жукова из рассказа А.Чехова тоже был конверт, в который он вложил своё письмо к дедушке и подписал: «На деревню дедушке Константину Макарычу». Ванька Христом Богом просил дедушку забрать его из Москвы в деревню, но дедушка не приехал. Почему? (Потому что Ванька не знал, как нужно правильно подписывать конверт)



- А вам приходилось подписывать конверт? Хотите научиться?

(подписываем конверт)



- Посмотрите на конверт. В левом верхнем углу написано: «Отправитель». Кто это? Это тот, кто написал письмо

(Нужно знать точный адрес и индекс получателя, но пока мы учимся оформлять конверт, если не помните адрес получателя, давайте его придумаем. Например: г. Воронеж, ул. Лизюкова, д.15, кв 39 или Бобровский район, село Анновка, ул.Мира, д19. Не забудьте написать индекс.) В правом верхнем углу приклеивается марка. Вложили письмо в конверт, заклеили, теперь можно отнести на почту и опустить в почтовый ящик.



- Ребята, что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Как вы думаете, пригодиться вам это умение в жизни? Вы довольны своей работой на уроке?



- Заполните листы самооценки. Как вы сами оцениваете свою работу на уроке? Сегодня все хорошо работали на уроке. Молодцы!

- Откройте дневники и запишите д/з. с.101, п43, изучить материал для самостоятельных наблюдений. Написать письмо












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!