Актуализация знаний 2 мин Формулировка темы и целей урока 2 мин | - Ребята, давайте подумаем вместе с Зожиком, какое здоровье есть у человека кроме физического? - Отлично, сегодня на уроке мне бы хотелось обратить ваше внимание на эмоциональное здоровье человека. Чтобы быть здоровым, человеку совершенно необходимо испытывать положительные эмоции! Верно? - Но Зожик говорит нам, что радоваться одному совсем не весело. С кем же мы разделяем нашу радость? - Близкие люди всегда нас поддержат, выслушают, посмеются с нами от души и искренне будут рады нашим успехам! Давайте поддержим друг друга сегодня на уроке! Договорились? - Улыбнитесь друг другу! Начнем! Включение проектора. - Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью. «Интервью». – Что вы больше всего любите? – Люблю действовать. – Что вы больше всего не любите? – Не люблю предлоги и известную всем частицу. – Что бы вы пожелали ребятам? – Чтобы русский все ребята на "десятку" знали. На письме и в разговоре меня употребляли. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду - Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт. (Н. Зиганшина) Слайд 2. - Ну что догадались у какой части речи брали интервью? - Совершенно верно! - Какая тема нашего сегодняшнего урока? - Какие цели мы поставим перед собой? Слайд 3. - А еще не забываем, мы договорились, что наша сегодняшняя работа будет классной, интересной и позитивной! | - духовное, моральное, телесное, душевное и т.п. - Конечно! - С родными и друзьями. - Да! Выполняют учебную задачу. Отвечают на вопросы: - Глагол. Формулируют тему урока и цель урока. - Глагол как часть речи. - Повторить знания о глаголе и его грамматических признаках. |
Работа по теме урока. Основной этап. Работа с определение глагола. 2 мин Работа в парах 3 мин Работа с морфологи-ческими признаками глагола. 2 мин Работа над определением спряжения глагола 5 мин. Работа с учебным тренажером. 3 мин | - Для начала давайте вспомним, что такое глагол? Для этого соберите определение глагола: В предложении бывает чаще сказуемым Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Самостоятельная часть речи Обозначает действие Слайд 4. Выключение проектора. - Отлично, а теперь давайте поработаем в парах. За две минуты подберите глаголы-синонимы к слову «Дружить». - Ну что готовы? Теперь каждая пара прочитает глаголы, которые они подобрали, называйте по одному глаголу по очереди. - Видите, сколько положительных эмоций мы разделяем с нашими друзьями, сколько позитивных глаголов вы смогли подобрать! Молодцы! Включение проектора. - А теперь давайте вспомним: какие грамматическими признаками обладает глагол? - Что такое неопределенная форма глагола? Слайд 5. Выключение проектора. - Замечательно, а как вы считаете, какой грамматический признак глагола самый сложный в определении? - Верно, спряжение – это постоянный признак глагола. Вспомним, как определить спряжение. Для этого послушайте лингвистическую сказку про спряжение: «Жили-были в королевстве II спряжения глаголы на -ить. Дружно жили, буква И в этом спряжении правила, во всех окончаниях стояла, только букве а или я (в одной форме) ненадолго место уступала. Пришли к глаголам II спряжения 7 глаголов на -еть и 4 — на -ать, стали просить принять их в это королевство. Согласилось II спряжение, но поставило условие, чтобы глаголы эти букву е и а в суффиксах только в неопределенной форме сохраняли, а во всех остальных вели бы себя, как остальные подданные глаголы королевства II спряжения, то есть писались бы с буквами и или а (я) в окончаниях. И решили глаголы-пришельцы, что не только они, а все их потомки, с помощью приставок и суффикса (-ся) образованные, также будут во власти II спряжения навсегда. Включение проектора. - Прочитайте стихотворение, которое вы видите на доске. Слайд 6. - Спасибо большое за выразительное прочтение! Запишите глаголы-исключения в свою тетрадь для правил! - А теперь, для того, чтобы закрепить навык определения спряжения глагола, давайте выполним учебный тренажер! Электронная презентация. Приложение 1. | Выполняют учебную задачу. - Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?, в предложении чаще всего является сказуемым. По очереди зачитывают записанные глаголы. - Радоваться, веселиться, гулять, поддерживать, шутить, смеяться, помогать, ценить, беречь и т.п. Выполняют учебную задачу. Отвечают на вопросы. - Спряжение Лицо (если есть) Время (если есть) Число (если есть) Род (если есть) Нельзя определить никакие грамматические признаки, отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? - Спряжение. Выполняют учебную задачу. Чтение стихотворения одним учащимся вслух. Ко второму же спряженью Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключая: брить, стелить. И ещё: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья: Их на -е- спрягать нельзя! (В.Волина). По цепочке определяют спряжение глагола. |
Самостоятельная работа. 5 мин Самооценива-ние и взаимо-оценивание 4 мин. | Выключение проектора. - А теперь давайте поработаем на отметку. Работаем с карточкой. На карточке вы видите глагол, у 1 варианта - дружить, у 2 варианта – помогать, определите спряжение глагола, проспрягайте по лицам, выделите окончание. Приложение 2. Для учащихся с ОВЗ карточки с образцом выполнения заданий. Приложение 3. - А теперь обменяйтесь карточкой с соседом по парте. Включение проектора. - На экране вы видите образец выполнения задания и критерии оценивания. Слайд 8 - Поставьте отметку и верните карточку, пусть каждый посмотрит на свою работу, все согласны со своей отметкой? Выключение проектора. Выставление отметок за задание. | Выполняют учебную задачу. Работают с карточками. Проводят взамопроверку. Проводят взаимооценку и самоценку. |
Подведение итогов урока 4 мин | - Ребята, вы молодцы! Отлично поработали сегодня! Давайте подведем тоги урока: - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает глагол? - Каким членом предложения является? - Что такое неопределенная форма глагола? - Какие грамматические признаки есть у глагола? - По какой теме мы еще работали сегодня вместе с Зожиком? - Напишите несколько рекомендаций на тему: «Каким должен быть настоящий друг?» У вас есть 1 минута, приступаем. - А теперь прочитайте свои рекомендации. - Замечательно! Я уверена, что каждый из вас обладает этими качествами, и каждый - хороший друг! | Отвечают на вопросы. - Дружба. Составляют рекомендации. Читают рекомендации по цепочке. 1. Честность. 2. Преданность. 3. Юмор. 4. Прощение. 5. Надежность. 6. Поддержка. 7. Умение выслушать. 8. Забота. 9. Принятие недостатков. 10. Уважение. |
Рефлексия 2 мин | - Ребята, давайте поднимемся со своих мест и подойдем к доске, встанем в круг. - Если вам на уроке было комфортно, вы испытываете сейчас положительные эмоции, то погладьте друга по голове. - Если ваше настроение нейтрально, то пожмите другу руку. - Если вам грустно, вы чувствуете себя неуютно, то похлопайте друга по плечу. Слайд 10. - Мы с Зожиком благодарим вас за урок! Скажите: классная ли работа у нас сегодня получилась? - Спасибо еще раз! Желаю всем отличного настроения! Слайд 11. | Анализируют свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников. - Да, конечно! |