СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Имя числительное»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Имя числительное»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Имя числительное»»

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Имя числительное»

Учитель: Дабдиева А.Д.

Тема: Урок обобщения в 6-м классе по теме "Имя числительное".

Цели и задачи:

- повторение и систематизация знаний об имени числительном как части речи;

- развитие умений и навыков правописания имён числительных;

- воспитание любознательности и сообразительности.

Оформление:

карта-схема маршрута путешествия (изображение на доске или плакат, станции: "Одиночка", "Сто", "Этимологическая", "Граматейкино", "Фразеологическая");

раздаточный материал для выполнения заданий на уроке;

карточка с домашним заданием;

письмо от существительного тьма.

Ход урока

I. Организационный момент. (Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы совершим путешествие в Страну Чисел, где во всех заданиях употребляется имя числительное. Итак, начнем путешествие, а для начала запишите число, тему рока .)

II. Вступительное слово учителя.

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Согласитесь, что мы часто задаём себе вопросы, на которые легко могут ответить цифры.

Например, сколько нужно съедать детёнышу синего кита материнского молока в день, чтобы быть здоровым и сильным? Всего-то 580 литров! Впечатляет? Ещё бы! С помощью цифр мы знаем сколько деток родилось в нашем городе за определённый срок, кто победил в олимпиаде и какое количество баллов он при этом набрал и многое-многое другое.

Сегодня мы отправимся путешествовать в Страну Чисел, где живут уже знакомые нам имена числительные. Но попасть туда не так-то просто. Однако мы познакомились с этой частью речи, её морфологическими признаками и особенностями правописания. Вы готовы? Тогда в путь!

III. - Для того, чтобы попасть в наш волшебный корабль, мы должны приобрести билеты.

I класс - 936 рублей 15 копеек;

II класс - 715 рублей 94 копейки;

III класс - 501 рубль 11 копеек.

Задание: составить и записать в тетрадь предложение, используя одно из предлагаемых выражений, цифры записать словами. (2-3 ученика работают у доски). 

Я купил билет за :

 Я приобрёл билет стоимостью:                

Цена моего билета - :

- Ну вот, билеты куплены, и мы отправляемся в путь.

- Внимание! С первого причала отправляется корабль в Страну Чисел. Счастливого пути!

Какое числительное прозвучало в этом сообщении? Назовите его грамматические признаки (простое порядковое числительное в форме род. падежа, ед. числа, муж. рода).

- Чтобы не скучать во время путешествия, давайте поиграем. Кто быстрее, чётче, чище произнесёт скороговорку, в которой есть числительное.

Упражнение2. Скороговорки. Охарактеризуйте грамматические признаки числительных, использованных в скороговорках. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Научитесь быстро, чётко и внятно читать вслух одну из скороговорок.

Тридцать три к..рабля л..вировали, л..вировали, да не выл..вировали.

 Шес(?)надцать шли мышей и шесть нашли гр..шей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

 По с..меро в сани уселися сами.

- А вот и первая бухта - "Одиночка". Какое числительное поучаствовало в образовании этого слова? (Один)

Кто знает о том, как образовалось числительное один?

Числительное один произошло от общеславянской формы единъ. Едъ - усилительная частица, инъ - один, некоторый, какой-то (иной, инородцы, иностранцы). Старое слово инъ - источник образования в русском языке слов со значением единичности (гражданин, татарин).

- На следующей станции нас встречает числительное, о котором расскажет польская поэтесса В.Хотомская. Попробуем догадаться, какое числительное "спряталось в этом стихотворении" и как называется следующая бухта? (Учитель читает стихотворение)

У про100го 100рожа -

 Непро100рный дом:

 Ча100 в нём 100ножка

 Бродит под 100лом.

 Дорожит 100ножка

 Чи100тою ног

 И 100личной ваксой

 Чистит 100 сапог.

 Вме100 двух непро100

 Вычистить все 100,

 Сразу 100лько обуви

 Не носил никто!

 У про100й 100ножки

 100тоит по100ять

 И у той 100ножки

 Опыт перенять!!!

- Кто догадался как называется бухта?(«СТО»)

- А ведь не только числительное сто умеет прятаться в словах. Давайте попробуем " расшифровать" подобную запись.

Упражнение 4. Расшифруйте и запишите текст. Подумайте, что для этого нужно сделать.

Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

- Отправляемся дальше. Мы немного устали, и я предлагаю вам отдохнуть. Сейчас мы будем отгадывать загадки.(Устно)

1) Этот год живёт всех дольше,

 И часов и дней в нём больше.

 Все мы ждём его прихода

 Только раз в четыре года. (Високосный год)

2) Ежегодно приходит к нам в гости:

 Один седой, другой молодой,

 Третий скачет,

 А четвёртый плачет. (Времена года)

3) На первую ступеньку

 Встал парень молодой,

 К двенадцатой ступеньке

 Пришёл старик седой. (Год)

4) Братьев этих ровно семь.

 Вам они известны всем.

 Каждую неделю кругом

 Ходят братья друг за другом.

 Попрощается последний -

 Появляется передний. (Дни недели)

5)Две курносые подружки

 Не отстали друг от дружки.

 Обе по снегу бегут,

 Обе песенки поют,

 Обе ленты на снегу

 Оставляют на бегу. (Лыжи)


- Ребята, как вы думаете, что общего у всех загадок? Назовите, какие числительные вам встретились?

- А вот и следующая бухта - "Этимологическая". Пока наш поезд приближается к перрону, мы вспомним, что изучает этимология.

Мы уже узнали, как произошло числительное один. Но есть ещё немало интересного, о чём может поведать эта замечательная наук.

- Ребята, а кто знает, как образовалось числительное девяносто?

Происхождение числительного девяносто не совсем ясно до сих пор оно окутано загадкой. Есть лишь ряд предположений о возникновении его названия. Наиболее убедительным представляется предположение, что оно возникло из словосочетания девять до съта. Известно, что это числительное имеет восточнославянское происхождение. Но ни у западных, ни у южных славян его нет.

- Ребята, теперь мы примерно знаем ,где и как возникло числительное девяносто. А кто знает, кому исполняется в этом году 90 лет? (Верно, Давиду Кугультинову – великому калмыцкому поэту. Он родился 13 марта 1922 года в селе Гахан-Абганеры Большедербетовского улуса Калмыкии, ныне – село Эсто-Алтай Яшалтинского района Республики Калмыкия в семье сельского учителя. С детства писал стихи. Он учился в 10 классе, когда был издан его первый сборник «Стихи юности».)

Весна – особенное время года,

Ей, как любви, всегда нужна свобода,

И там, куда пришло освобожденье,

Цветут цветы и слышно птичье пенье…

- А теперь ребята, давайте попробуем просклонять числительное девяносто (пожалуйста, ребята обратите внимание, что числительное сорок, девяносто и сто имеют две формы. Им.п. и В.п. – девяносто, а Р.п., Д.п, Т.п., П.п. – девяноста.)

Пока мы слушали этот увлекательный рассказ, нам передали письмо. Давайте его прочитаем.

Здравствуйте, уважаемая Фаина Викторовна и ребята-шестиклассники.

Пишет вам Тьма. Я в отчаянии! Очень прошу вас помочь мне разобраться в сложном для меня вопросе.

Жила я, не тужила, как могла, служила. Честно выполняла свои обязанности на работе в предложении.

Как-то раз услышала я, что на площади тьма народу. Помчалась узнать, в чём дело. Прихожу на площадь, а там люди гулянье устроили, поют, веселятся. И никакой тьмы! "Ну, - думаю, - ошибочка вышла". Сижу, смотрю программу "Вести", чаёк попиваю, что новенького в стране происходит, интересуюсь. Вот председатель сельскохозяйственного товарищества интервью даёт и говорит: "Одолела нас саранча! Тьма-тьмущая налетела!" Я даже поперхнулась от возмущения. Я же никуда не летала!

Задумалась я. Может, люди что-то путают?

Помогите мне, пожалуйста, во всём разобраться, а я в долгу не останусь.

С уважением Тьма.

- Я думаю, что мы можем всё объяснить и успокоить Тьму.

Давайте, послушаем историю происхождения слова тьма.

Так что же это за часть речи? Существительное или числительное? Конечно, существительное. Но в древнерусском языке это слово было: числительным и имело значение "десять тысяч". Этим словом обычно обозначалось количество, не поддающееся счёту. Отсюда - тьма-тьмущая и тьма народу.

- Отправляемся дальше, а в пути вспомним, какие слова в старину обозначали длину.

Словарная работа: аршин, верста, дюйм, фут, сажень, вершок, пядь, локоть.

- Где же теперь мы употребляем эти слова? (В пословицах, поговорках, фразеологизмах)

Упражнение 6. Подумайте, какие слова, обозначающие старинную меру длины, пропущены в данных фразеологизмах.(УСТНО)

Как _ _ проглотил; мерить на свой _ _; от горшка два _ _; за семь _ _ киселя хлебать; коломенская _ _; косая _ _ в плечах; семи _ _ во лбу.

- Наш корабль прибыл в бухту "Граматейкино". Интересно, что за грамотеи здесь живут, умеют ли они употреблять имена числительные в речи. Сейчас мы это узнаем! Ай-яй-яй!

Упражнение 4. (Двое учащихся работают у доски)

Данные предложения взяты из ученических работ. Наведите в них порядок, исправьте ошибки.

1) Сестёр у Пети две, и все две окончили школу с золотой медалью.

2) Четверо студенток получают повышенную стипендию.

3) Договор подписан обоими сторонами.

4) У меня есть двое попугаев.

5) Мы ехали пятеро дней.

6) Обоим спортсменкам не повезло в финале.

7) Нас семь в одной квартире - вот так и живём.

8) И левый и правый глаз стали плохо видеть.

- Всё исправили. Молодцы! Продолжаем путешествие! В дороге ребята, мы выполним ещё одно очень интересное задание.

Задание. Вставить вместо пропусков нужные слова, в состав которых входят имена числительные.(разложить заранее каждому ученику)

  1. Заблудиться в … соснах. (запутаться в чем –то простом и несложном)2) Согнуться в … погибели.(очень низко сгибаться)3) … за всех и все за … . 4) Сидеть в … стенах. 5) Лить слёзы в … ручья.(горько и долго плакать) 6) Знать как свои …пальцев.(знать кого-то или что-то очень хорошо) 7) На все … стороны. 8) От горшка … вершка. 9) … лишний.10) Опять … . 11) … сапога пара.

Как вы думаете, как называется наша бухта?

 - Мы так увлечённо работали, что не заметили, как корабль вошёл в бухту "Фразеологическая". Прислушайтесь, уже повторяет объявление о прибытии нашего корабля.

- Наше путешествие подходит к концу, но самые интересные приключения впереди.

IV. -  Вот и Страна Чисел! Но попасть туда вы сможете только со специальным пропуском.

- Ребята, запишите зашифрованную пословицу.(ребус)

Молодцы, вот мы и в Стране Чисел!

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

(Сегодня на уроке мы с вами провели большую работу. Несмотря на то, что тема уже изучена, я думаю, что вы открыли имя числительное с новой стороны.

  • Что нового на уроке вы сегодня узнали об имени числительном?

  • Где в нашей жизни мы встречаемся с именами числительными?

  • Какой вид работы сегодня понравился больше всех и почему?)

Домашнее задание: написать сочинение на тему «В СТРАНЕ ЧИСЕЛ».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!