СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка на тему: «Имя числительное.» (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка на тему: «Имя числительное.» (4 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему: «Имя числительное.» (4 класс)»

Конспект урока русского языка на тему: «Имя числительное.» (4 класс)

По учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык-4» УМК (Школа России)

Цель: - актуализировать знания об имени числительном, как часть речи.


Задачи: - формировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным; различать количественные и порядковые числительные, анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи;

- развивать речь учащихся; орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, мышление, память;

- способствовать воспитанию культуры общения на уроке, коллективизма, самостоятельности.

Прогнозируемые результаты:

Предметные: Знать правило правописания числительных в письменной речи, уметь пользоваться им при письме; уметь различать порядковые и количественные числительные.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД: формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.

Регулятивные УУД: формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, уметь строить речевое высказывание в устной форме, находить дополнительную информацию, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге и строить монологическое высказывание



Тип урока: изучение нового учебного материала.

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование урока: карточки, ребусы, смайлики, презентация по теме «Имя числительное».

Ход урока.

I.Организационный момент.

Встали ровно. Проверьте, всё ли готово к уроку. У нас на уроке присутствуют гости. Поздороваемся с гостями.

II. Актуализация знаний учащихся.

1) Экспресс- опрос.

У.– Слова какой части речи обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояние предмета и т.д.? (Имена существительные)

– Без меня не обходится ни одно действие, все предметы остаются неподвижными. (Глагол)

– Я обозначаю признак предмета, делаю речь богатой и выразительной. (Имя прилагательное)

– А я указываю на предмет, но не называю его. (Местоимение)


(На доске появляются слова: Имя существительное, Имя прилагательное, Глагол. Местоимение.)

Но это далеко не все части речи, которыми богат русский язык. Сегодня мы познакомимся ещё с новой частью речи.

III.Создание проблемной ситуации (ситуации успеха).

1) «Давай подумаем» работа в парах.

У.- подумайте, на какие группы можно разделить данные слова ( по количеству слогов, по орфограмме, по первой букве, по частям речи)

Учитель: Запишите в листочки по группам :слова, поставьте к ним вопросы.

Имя существительное (1-я парта), имя прилагательное ( 2-я парта), глаголы (3-я парта), местоимение (4-я парта).

На доске написано:

Считать, ты, л..нейка, уг..ворить, к..рандаш, ш..сть деревя..ый, он, п..нал, л..нейный, х..дьба, разг..вор, ш..сть, усп…вать,вы,выч..тать,мы, п..ятый, гла…кий, д..вять, они, пл…чистый, ог..родить, ги..кий, вт..рой.


Учитель: Запишите в листочки по группам : слова, поставьте к ним вопросы.

Учащийся комментирует с места, объясняя орфограммы в словах.

У.-Какие слова вы не записали? Почему?

Давайте подумаем, с чем связаны эти слова? ( с числом)

IV. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Вы уже догадались, о какой части речи сегодня нам предстоит узнать много нового. Как называется наш урок?

Ученики: Имя числительное (или: имя числительное как часть речи)

1. Запись темы урока в тетради.

У. Давате запишем дату и тему урока.

  1. Минутка каллиграфии.

– Сядьте правильно, пишите аккуратно.

– Написание каких букв будем повторять?

– Из каких элементов они состоят, на что обратить внимание?

Чч; число

У.-Подумайте, а что про числительное можем узнать?

1. Что называет имя числительное?

2. На какие вопросы отвечает?

3.Какие бывают имена числительные?

3. Работа по учебнику.

с.68. Правило.

У. - Итак, что же числтельное называет? Приведите примеры

А какие из невыписанных числительных лишнее? Почему?

На какие вопросы отвечает числительное?

Укаждой из этих групп числительных есть своё назначение. Прочитайте ,что обозначает?

Вывод : 1) имя числительное, которое обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?- это количественное числительное;

2) имя числительное, которое обозначает порядок предметов и отвечает на вопрос который? Какой?- это порядковые числительные;

4. Работа в тетради.

Словарная работа. (Учащиеся по цепочке записывают числительные на доске с комментированием)

12,16,18, 17, 4, 20, 11. 10.

У.- На какой вопрос отвечают эти слова? (Сколько?)

-Образуйте от этх слов слова, отвечающие на вопрос который?

Физкультминутка.

Поможет провести физминутку тот, кто лучше всех знает таблицу умножения. Кто знает лучше всех, поднимите руку.

Я называю действие, которое нужно выполнить, диктую пример, а ты считаешь и говоришь, сколько раз сделать упражнение.

 подняться, потянуться,  2х2=  4

согнуться, разогнуться,   15:3=5

 в ладоши  хлопнуть,  21:3=7

Высоко подпрыгнуть   72:9=8.

Встать, присесть   42:7=6

Молодцы! Тихо сели.

- Какую часть речи называл (Имя ученика)  в физминутке?

- Какие это числительные? (количественные)

- Почему?


V. Закрепление.

Везде и во всем человека окружают числа. Без них невозможна наука и сама жизнь. От чисел первого десятка фактически и возникло все многообразие числительных, позволяющих вести счет. Название “числительное” произошло от слова “число”.

Ребусы, загадки, пословицы. Работа в группах.

Уч. Где ещё очень часто встречаются числительные?(в устном народном творчестве:

в пословицах и поговорках, в сказках, загадках)

Задание учащимся 1-ой группы. Составить пословицы и поговорки

Приведите примеры:

Один в поле  ручья.
Убить двух пальцев.

Плакать в три не воин
Обещанного три года пара. 

Как свои пять ждут.

Два сапога – зайцев. 

Задание учащимся 2-ой группы.

-  У каждого народа есть своё заветное любимое число.

-  Как вы считаете, какие это числа у русского народа? (3и 7)

- Назовите сказки и  сказочных героев, в названии которых употреблено  число три и семь

        .

3 девицы, 3 богатыря, 3 поросёнка, 3 медведя, 33 богатыря, тройка лошадей, троекратные повторы в сказках

7 богатырей, 7 козлят.

- Молодцы, вы очень хорошо потрудились, а сейчас прошу проверить себя в  самостоятельной работе, выбирая задание  по силам.



VI. Рефлексия.

У- Отгадайте загадки.

Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)

Одна нога, три глаза. (Светофор.)

Много рук, одна нога. (Дерево.)

У. – Чего общего в этих загадках? ( Во всех загадках встречаются имена числительные)

Уч. Запишите предложения, сделайте синтаксический разбор предложений.

100рож  построил про100рный дом.

Ча100   3    40ножки бродят у него  под 100лом.

(Коллективная проверка)

Оцените свою работу. ( На парте лежат смайлики)

Вывод:

Имя числительное. 
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен,
Ты и с числительным будь дружен.

  1. Итог урока.

- Итак, с какой частью речи познакомились?

- Какие бывают числительные?

- Как отличить порядковые числительные от количественных?

- Понравился урок?

- Встаньте, кто считает, что активно потрудился на занятии.? 

- Кто затруднялся в выполнении заданий?

- Какое задание больше всего понравилось?



Домашнее задание: с.72, упр.123.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!