СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Разряды имен прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала, на котором формируются знания о делении имен прилагательных по значению, повторяются сведения о степенях сравнения прилагательных. Урок способствует развитию мышления, умению определять разряды.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Разряды имен прилагательных"»







Конспект урока русского языка


6 класс






Тема: « Разряды имен прилагательных. Притяжательные прилагательные»








Учитель: Дудка О.А.
















2020 г.

Тема: « Разряды имен прилагательных. Притяжательные прилагательные» (слайд)

Класс: 6

Тип урока : урок изучения нового материала

Планируемые результаты:

1. Предметные:

  • знать разряды прилагательных, их отличительные признаки;

  • уметь различать прилагательные по значению.

2. Метапредметные:

Познавательные:

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

  • извлекать информацию из различных источников;

  • строить рассуждение;

  • приводить примеры в качестве доказательства;

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности;

  • прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • выдвигать версии решений;

  • анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:

  • уметь сотрудничать в группе и в паре;

  • учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;

  • высказывать и отстаивать свою точку зрения;

  • договариваться,задавать вопросы по теме;

  • выступать перед аудиторией.

3. Личностные:

  • выражать положительное , осознанное отношение к учению;

  • оценивать собственную учебную деятельность;

  • применять правила сотрудничества в группе.

Оборудование: учебник, карточки, презентация, компьютер.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Проверка домашнего задания. Урок мы начнём, как и всегда, с проверки домашнего задания.

  1. Практическая работа на повторение. Ребята, даны прилагательные. Ваша задача: определите разряд прилагательных. Поднять карточки и объяснить , почему подняли эту карточку. Красивый (К), сегодняшний (О), горячий (К), городской (О), точильный (О), сладкая (К), золотое (О), белый (К), соломенный (О), деревянный (О), молодой (К), давнишний (О), нагревательный (О), жаркий (К), верхний (О), бледный (К), неясный (К), зимний (О)

Проверим, правильно ли вы определили разряды прилагательных. Читаете прилагательные, называете разряд и аргументируйте.

  1. Опрос:

-Что такое имя прилагательное?

-Какие степени сравнения есть у имени прилагательного?

-Какие разряды имеет имя прилагательное?

-Назовите признаки качественных имен прилагательных. Приведите примеры.

-Назовите признаки относительных имен прилагательных. Приведите примеры.

-Как вы думаете, почему у разрядов такие названия?

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Объясните для чего мы изучаем разряды прилагательных?

Задание на повторение (работа с карточками) ( изображение барсука-слайд)

Выборочный (выписать из текста прилагательные : сильные ученики - выписывают качественные прилагательные, слабые (Тетерин, Воронин, Богданова, Стегура, Костеева) - относительные)

Барсучонок

Из корзинки показалась барсучья мордочка с чёрным носиком, любопытными глазками и маленькими стоячими ушками. Барсучонок выбрался из корзинки на диван. Какой же он забавный! Шёрстка светлая, серебристая, а ножки тёмные. Словно барсук нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки. «Хвост он поджал или у него нет хвоста?» - заинтересовался я. «Короткий хвостик есть», - ответила мама. Малыш смешно принялся разгуливать по кожаному дивану. (По Г.Скребицкому.)

Прилагательных какого разряда было больше всего? (качественных)

Какое прилагательное не вошло в таблицу? (барсучья)

Как вы думаете почему? (т.к. оно притяжательное)

Проверь себя (слайд)


Качественные

Относительные

чёрным

кожаный

любопытными


маленькими


забавный


светлая


серебристая


тёмные


короткий


Сформулируйте тему и цель нашего урока

  1. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Лингвистическая сказка "Образование притяжательный прилагательных" (инсценировка)
Однажды к Синтаксису пришли словосочетания "пиджак отца", "платок бабушки", "хвост лисы". Вперед выступило слово "пиджак":
– Уважаемый король! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные, которые получили роль зависимых, не хотят подчиняться.

– Но ведь мы не прилагательные, род, число и падеж которых зависит от того слова, рядом с которым они стоят, – вмешалось слово "отец". – Помогите нам, замените нас прилагательными.

Задумался Синтаксис. Отменять свой приказ ему не хотелось, а не уступи он подчиненным, может начаться бунт. Позвал он Морфологию.

– Я не возражаю против новой группы имен прилагательных, – сказала она. – Но есть ли у короля Словообразование нужные нам суффиксы?

Пригласили короля Словообразование. А тот, толком не разобравшись, взял с собой только два суффикса – -ов и -ин – да несколько окончаний.

Присоединили -ов к основе слова "отца" – получилось прилагательное "отцов". Присоединили суффикс -ин к основе слова "бабушки" – получилось "бабушкин". А как же быть с существительным "лисы"? И рискнул тогда король Словообразование вместо суффикса подставить окончание -ий – "лисий". А чтобы притяжательные прилагательные, образованные таким способом, не догадались о его незадачливости, повелел король считать -ий суффиксом.

Так возникла новая группа имён прилагательных.

Притяжательные прилагательные (слайд)

  • Образуются с помощью суффиксов –ов- (-ев-), -ин- (-ын-), -ий-

  • Прилагательные мужского рода в И. п. и В.п. ед.ч. имеют нулевое окончание (например: волчий)

  • Прилагательные ср.р. и ж.р. в ед.ч. и мн.ч. имеют окончания кратких прилагательных, например: лисье.

-Давайте подберём однокоренные слова к слову “притяжательные”:

Тянуть, тяга, притянуть, притяжение, т.е. то, что притягивает к чему-то, то, что кому-то принадлежит.

4. Работа с учебником

Посмотрите в учебник и скажите, что я не сказала про притяжательные прилагательные

  1. Физкультминутка (слайд)

А теперь немного отдохнем. Давайте поднимемся. Я буду называть вам прилагательные разных разрядов, а вы, если это будет качественное прилагательное, хлопните в ладоши, если относительное – поднимите руки вверх, а если притяжательное – присесть на корточки.


Веселые ребята (кач.)

лебединый пух (прит.)

огромная вселенная (кач.)

водяные брызги (отн.)

рыбий жир (прит.)

звериные тропы (отн.)

трудное путешествие (кач.)

стальные двери (отн.)

птичьи гнезда (прит.)

жемчужные украшения (отн.)

прибрежные скалы (отн.)

золотой характер (кач.)

медвежье ухо (прит.)

белые лебеди (кач.)

волчий вой (прит.)

верблюжья шерсть (прит.)

соболья шапка(отн.)

глухой лес (кач.)

стальной нож (отн.)

5.Творческая работа.

- отгадать загадку, от полученного существительного образовать притяжательное прилагательное, составить и записать с ним словосочетание « прилагательное + существительное».

1.Зверь лохматый, косолапый,

Он сосёт в берлоге лапу. (Медведь-медвежья шерсть) (слайд)

2.Жёлтая хозяюшка из лесу пришла,

Всех кур пересчитала и с собою унесла. (Лиса – лисий хвост) (слайд)

3.По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (Овца – овечьи копыта) (слайд)

4.Маленький , беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык. (Заяц – заячьи следы) (слайд)

5.Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк - волчья стая) (слайд)

6.Снизу камень.

Сверху камень,

Четыре ноги

Да одна голова. (Черепаха – черепашья голова ) (слайд)

Взаимопроверка.

6. Проблемное задание

Определите разряд прилагательных в следующих словосочетаниях

Заячья нора, заячья шапка, заячья душа (слайд)

Объяснение (слайд)

Правило: Прилагательные могут употребляться в переносных значениях. При этом они могут переходить из одного разряда в другой, когда теряют свои признаки и приобретают признаки других разрядов.

Заячья нора - притяжательное (нора зайца)

Заячья шапка - относительное (материал, из которого сделана шапка)

Заячья душа - качественное (так говорят о трусливом человеке)

7. Работа в группе (по 4 человека) карточки + слайд

Задание: определить разряд имен прилагательных, опираясь на правило (слайд)

Медвежья шуба

медвежья походка

медвежья пасть

лисья речь

лисья нора

лисий воротник

волчий вой

волчий тулуп

волчий взгляд

собачья конура собачий холод собачья преданность

Беличьи запасы беличий воротник

Гусиная походка гусиное перо

Проверь себя (слайд)

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные

медвежья (неуклюжая) походка

медвежья (на меху медведя) шуба

медвежья пасть

лисья (хитрая) речь

лисий (из меха лисы) воротник

лисья нора

волчий (злой) взгляд

волчий (из меха волка) тулуп

волчий вой

собачья преданность (верный)

собачий холод (сильный)


собачья конура


беличий воротник

беличьи запасы

Гусиная походка (косолапая)


гусиное перо


V. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

1) Буквенный диктант (усложнённый вариант)

1) Я заглянул в бабушкину горницу. 2) На кухне горела керосиновая лампа. 3) Мать приказала отпереть дедушкин кабинет. 4) Из дубового куста вылетел соловей. 5)Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов.6) Неужто отцовы слова так тяжко слушать? 7) Малыш смешно разгуливал по кожаному дивану. 8)Над деревней разливается мягкий свет. 9) Забор покрасили свежей краской.

Бабушкину(прит.), керосиновая (отн.), дедушкин (прит.), дубового(отн.), птичьи(прит.), отцовы(прит.), кожаному(отн.), мягкий (кач.), свежей (кач.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

П О П О П П О К К

2).Индивидуальная работа по карточке (облегчённый вариант)

Укажите разряд имён прилагательных.

Душистый цветок, папин нос, ужасный вид, местный говор, олений рог,

причудливый рисунок, лесной массив, деревянный  дом, отцов дом, мамино

пальто, зелёный стол, зимний день, волчий след.

«Четвёртый лишний» (устно) (слайд)

 - Найдите четвёртое лишнее слово и объясните почему:

Красивая девочка, старый дедушка, сильный соперник, орлиный клюв - притяжательное;

Сестрин платок, беличий хвост, мамин плащ, строгий директор - качественное;

Гусиное перо, волчий хвост, заячьи уши, лисья шапка – относительное, т.е. шапка из лисы;

Оловянный солдатик, собачья будка - притяжательное, деревянный дом, стеклянный фужер.

  1. Итоги урока.

Итак, с каким разрядом прилагательных мы познакомились? Какие суффиксы имеют эти прилагательные? На какие вопросы отвечают?

VII. Рефлексия.

Я сегодня повторил…

Я сегодня узнал…..

Мне больше всего понравилось…

Я бы сегодня себе поставил…

VIII. Выставление оценок

IX. Домашнее задание.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!