Конспект урока русского языка в 7 классе Дата проведения:
Тема урока: Разряды союзов.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: познакомить обучающихся с делением союзов на сочинительные и подчинительные и их значением, учить устанавливать смысловые отношения в предложениях, разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, ставить запятую в сложном предложении; развивать познавательную активность, мышление, коммуникативные навыки работы в группе; воспитывать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа предложений; осуществляют логические операции.
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов, на основе формирования уважительного отношения к труду; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.
Регулятивные УУД: ставят и адекватно формулируют цель деятельности, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: умение вести познавательный диалог по теме урока, анализировать роль союза как части речи; уметь слышать товарища, не перебивать его; уметь отстаивать свою позицию.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, практические, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: рабочая тетрадь по русскому языку, учебник.
Ход урока:
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
Формулировка темы урока учениками.
Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы повторим с вами две предыдущие темы и разберем новую.
Союз – служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.
Например:
Шумела полночная вьюга в лесной и глухой стороне (союз и связывает однородные определения);
Дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло (Фет) – союз и связывает простые предложения в составе сложносочинённого предложения;
Лицо его улыбалось и морщилось, как будто ему было щекотно, больно, смешно (союз как будто связывает придаточное предложение с главным в составе сложноподчинённого).
Союзы, как и другие служебные части речи, не изменяются.
Союзы не являются членами предложения, а связывают члены предложения и/или части сложного предложения.
Разряды союзов по значению |
Сочинительные | Подчинительные |
Соединительные: и, да (= и), ни…ни, также, тоже, не только…но и, как…так и Противительные: а, но, да (=но), зато, однако Разделительные: или, или…или, либо, либо…либо, то…то, не то…не то, то ли…то ли | Изъяснительные: что, чтобы будто, как будто Обстоятельственные: времени: когда, едва, как только, пока, прежде чем, в то время как цели: чтобы, для того чтобы, ради того чтобы условия: если уступки: хотя, несмотря на то что причины: потому что, так как, оттого что следствия: так что сравнения: как, будто, как будто, словно |
- Не многие знают, что союз - древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин.
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.
4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
Орфографический минимум
Корабль, молния, багряный, ворожба, электричество, наклониться, натворить, мощный, длинный, объект, расширяться, распущенный, притягивать, держатся, нагревается, дремлют.
Упражнение 298-301
5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
Учитель читает предложения, обучающиеся записывают (один – у доски, остальные – в тетради), определяют разряд союзов, составляют схемы предложений.
1) Здесь прошла вся его жизнь, и здесь встречает он теперь свою старость.[ ], и [ ]. И – сочинительный.
2) Птица встрепенулась и не то свистнула, не то проскрипела клювом. не то О, не то О. Не то…не то – сочинительный.
3) Будем жить так, чтобы все любили нас.[ ], ( чтобы…). Чтобы – подчинительный.
4) Куст расцвел, потому что к нему прикоснулась добрая человеческая душа.[ ], (потому что…). Потому что – подчинительный.
Выставление оценок.
Домашнее задание: упражнение 302 письменно.