СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 7 классе "Обобщение изученного по теме «Наречие как часть речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой конспект урока общей методологической направленности. Он включает как устные, так и письменные задания для фронтальной, парной и индивидуальной работы учащихся. К уроку необходима подготовка карточек.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 7 классе "Обобщение изученного по теме «Наречие как часть речи»»

Вавилова Лариса Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 44» г. Перми


Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Обобщение изученного по теме «Наречие как часть речи» (7класс)


УМК: учебник под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Русский язык. 7класс


Тема урока: Обобщение изученного по теме «Наречие как часть речи»

Тип урока: общеметодологической направленности

Цели:

Образовательные: сформировать у учащихся способности к анализу собственных затруднений в деятельности через осмысление условий выбора в теме «Наречие»; речевой деятельности учащихся.

Воспитательные:

способствовать осознанию регулятивных функций: контроль, оценка, коррекция деятельности человека.


Развивающие:

способствовать овладению умением высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.

продолжить формирование навыков самостоятельной работы,


Планируемые образовательные результаты:

Личностные результаты

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану.

развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения;

проявляет заинтересованность в приобретении способов действий.


Метапредметные результаты – формирование следующих УУД

Регулятивные: Преодоление затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной деятельности.

Учащийся

- анализирует уровень своих знаний и способностей;

- обнаруживает и формулирует проблему;

- планирует способы решения возникших проблем;

- формулирует учебные цели и задачи; планирует предстоящую деятельность;

- умеет слушать и слышать собеседника;

- выполняет учебную задачу в сотрудничестве.


Предметные результаты

Учащийся

- умеет находить наречия в тексте, называют их отличительные признаки, создают тексты, проводят самоконтроль

- формулирует правило правописания наречий

- применяет правило правописания при решении лингвистических задач;

- объясняет выбор написания.


Технология обучения:

Технология урока на деятельностной основе

Информационно-коммуникационные технологии


Форма урока: урок-практикум

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

  2. Актуализация и пробное учебное действие

  3. Систематизация знаний

  4. Включение системы знаний в учебную деятельность

  5. Закрепление системы знаний с формулированием проблемы

  6. Рефлексия учебной деятельности


МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ:

  1. Устный и письменный.

  2. Фронтальный, парный, индивидуальный.

3. Итоговый по теме.


Ход урока.



  1. Организационный момент.

  2. Подготовка учащихся к работе по теме урока

Слово учителя: - Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке!

Мне бы хотелось, чтобы урок у нас прошел:

-активно

-превосходно

-плодотворно

-успешно

-удачно


К какой части речи относятся все эти слова, которые я только что назвала? (наречие)

-Что называется наречием? (самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признаки действия предмета и отвечает на вопросы Как? Куда? Где? Откуда? Почему? Зачем? Когда? В предложении является обстоятельством, реже определением, сказуемым)

2. Мотивация к учебной деятельности.

На доске записаны слова:

одет по-весеннему, певуче, невтерпеж, наотмашь, направо, слева, некуда, не хорошо, а плохо, искренне, вплотную.

- Что вы можете сказать, глядя на них?

Это наречия. Назовите орфограммы наречий.

- Какова тема нашего урока? Повторение по теме «Наречие». Запишем в рабочих тетрадях число, классная работа, тема «Повторение изученного о наречии».

3.Целеполагание.

Цель нашего урока:

а) обобщение и расширение знаний о наречии как части речи; б) повторение орфограмм, связанных с изучением наречий; в) развитие умения находить наречия в тексте.

Проверка домашнего задания.

Ученикам было предложено заранее подготовить сообщения о происхождении слова «наречие».

– Давайте послушаем рассказ от лица самого Наречия.

Познавательная информация.

1. Выступление ученика в роли Наречия.

– Мой род очень древний и знатный, хотя сам я еще очень молод. Обратите внимание на необычный корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда это был глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие (схему с однокоренными словами ученик рисует на доске)


2.Если в современном русском языке мое имя перевести буквально, получится «наглаголие». А в латинском языке я называюсь «приглаголие». Я почти всегда нахожусь рядом с глаголом, примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

3.У меня есть особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством, хотя в некоторых случаях я могу быть даже подлежащим. (Ученик записывает на доске пример предложения «Опять слышится это «завтра!» Здесь «завтра» - подлежащее)

3.Актуализация знаний.

Итак, что же мы еще знаем о наречии? 2.Наречие имеет разряды. Какие?

Места – где? там,

времени – когда? вчера,

цели – зачем?- нарочно, умышленно,

степени – сколько? - много,

образа действия – как? хорошо,

причины – почему? – сослепу, сдуру

Записать самостоятельно не менее 5 примеров:

1ряд – примеры наречий образа действия

2ряд – места:

3ряд – времени:


Что еще знаем о наречии?

Имеет степени сравнения: сравнительную : простую и составную форму, превосходную составную форму.


Что мы знаем о простой форме сравнительной степени? (Образуется при помощи суффиксов е,ей,ее,ше.)


Выдаются карточки.


3.Определить наречия и их выписать.

1) стало тяжелее
2) брат выше меня;
3) действовал увереннее

4) Сумка легче,

5) идти было тяжелее,

6)Тигр больше котенка

7)бежит медленнее


4.Синтаксическая роль в предложении.

Синтаксический разбор предложения.


Мой друг всегда учился очень усердно.

(Повеств, невоскл., прост, распр.)


5.Как образуются наречия? Определим способы образования наречий

Быстро – быстрый,

досуха – сухой,

нехорошо – хорошо,

еле-еле


-Мы неплохо поработали и нам пора провести физкультминутку.


6) Физминутка для глаз и осанки. Учитель читает стихотворение


Посмотрим налево-
Посмотрим направо,

А теперь поближе,

А потом подальше,

Руки вверх поднимем дружно

И помашем влево –вправо,
А сейчас опустим ниже,

Головы поднимем выше.
Дружно хлопаем руками.

Тихо топаем ногами.

Чтобы веселее стало,

Всё опять начнём сначала./ повторяем зарядку еще 1 раз

- Давайте теперь проверим вашу память. Назовите все наречия, которые мы с вами использовали для отдыха.

4.Систематизация знаний о правописании наречий

Контроль усвоения знания

Сказка (выдается на отдельных листах)

7.Найдите в сказке фразеологизмы, выпишите их и подберите к ним синонимы – наречия.

Сказка.

В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.

Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:

- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!

А Муравей ей в ответ:

- Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!


Самопроверка

Сломя голову – быстро

Рукой подать – близко

Куры не клюют – много

Спустя рукава – плохо

Орфограммы:


  1. Карточки. Выписать только наречия , вставить пропущенную букву.

Спряч.., настеж.., меч.., молодеж..,

смотриш.., уж.., напроч.., могуч..,

свеж.., наотмаш.., замуж.., проч..,

мелоч.., туш.., мыш.., ветош..,

грош.., вскач.., невтерпеж…


Задание - вставить во всех словах, где необходимо ь

Настеж…

Уж…

Напроч…

Наотмаш…

Замуж…

Проч…

Вскач…

Невтерпеж…

Взаимопроверка (работа в парах):

настежЬ, уж, напрочЬ, наотмашЬ, замуж, прочЬ,, вскачЬ, невтерпеж.

8б. – 5

7-6б. -4

5-4б. – 3

3б.- 0б- 2


  1. Карточки. Слитно-дефис-раздельно?

(по) меньше

(по) французски

(по) лучше

(по) старому

(по) просту

(во) первых

(по)моему

(еле)еле

(давным)давно

Взаимопроверка

поменьше

по-французски

получше

по-старому

попросту

во-первых

по-моему

еле-еле

давным-давно

9б.-5

8-7б.-4

6-5б.-3

4б-0б.-2


  1. Карточки. Е или И? Поставь ударение (устно)

н(…)где не бывал

н(…)откуда ждать вестей

н(…)сколько не испугался

н(…)откуда не приходили письма

н(…)где не учился

н(…)чуть не обиделся

н(…)сколько минут

н(…)куда не пошёл

н(…)куда идти


11. Карточки. Напишите А или О на конце наречий.

1. Издавн..

2. Влев..

3. Изредк..

4. Затемн..

5. Досух..

6. Сначал..

Проверьте себя.

1. А

2. О

3. А

4. О

5. А

6. А

6б.-5

5б.-4

4-3б.-3

2-1б.-2


12. Карточки. Сколько «Н» надо писать в данных наречиях? Вспомните правило!

1) взволнованно

2) интересно

3) организованно

4) медленно

5) отважно

Проверка

5б. -5

4б.-4

3б.-3

2б.-2


13. Карточки. Раскрой скобки: сразу – орфограммы

1 в: не – раздельно; 2в. – не - слитно

(Не) далеко от дома р..стет дуб.

На душе (не) весело, а очень грус…но.

Мы разговаривали нисколько (не)громко.

Работа выполнена (не)ак..уратно.

Мальчик одет (не)ряшливо.

(Не)громко звучала музыка.

Самопроверка

НЕдалеко от дома рАстет дуб.

На душе НЕ весело, а очень грусТно.

Мы разговаривали нисколько НЕ громко.

Работа выполнена НЕаККуратно.

Мальчик одет НЕряшливо.

НЕгромко звучала музыка.


14.О или Е? Поставь ударение.(устно, сигнальные карточки)

певуч…

свеж…

крепч…

горяч…

хорош…

неуклюж…

блестящ…

ещ… (выключить)


15.Пожелания одноклассникам
Подберите наречия к пожеланиям.

Мы Вам желаем …… .

    1. ________________ не болеть.
      2. ________________ улыбаться.  
      3. ________________ быть преданными своему делу.
      4. Живите _______________ .

(Никогда, всегда, постоянно, великолепно, чаще, счастливо)


16.Рефлексия.

Итог. - Что повторили на уроке ?

-С какими орфограммами мы сегодня работали на уроке?

- Где в жизни можно использовать полученные знания?

- Ребята, как вы оценили свою работу на уроке?


Закончи одно из предложений.

Сегодня на уроке я понял(а)…

Мне было трудно … .

Мне было легко … .

Сегодняшний урок … .

17.Оценить работу учащихся -Спасибо за вашу работу на уроке. Надеюсь, что всё сказанное и сделанное не будет напрасным. - С каким настроением вы покидаете урок, «просигнальте», пожалуйста


18.Слово учителя: Закончить наш урок мне хотелось бы отрывком из стихотворения Лины Павловой «Родной язык»


Родная речь, родной язык любимый,
Мы силу черпаем в тебе во все века.
Ты, наша драгоценность, наша сила,
И роль играешь в жизни маяка!


Спасибо за активную работу на уроке!