СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Подчинительные союзы".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Подчинительные союзы".»

7 класс

Тема урока: Подчинительные союзы.

Цели:  формировать умение распознавать подчинительные союзы и использовать их с учётом речевой ситуации различных типах предложений; познакомиться с типами подчинительных союзов; сформировать умение разграничивать типы союзов.

Предметные:

- выявление различий между сочинительными и подчинительными союзами;

- изучение типов подчинительных союзов;

Личностные

- развитие внимания, пунктуационной грамотности учащихся, логического мышления.

-воспитание нравственности через понятия: любовь, доброта.

Тип урока: изучение нового материала


Ход урока

1.Орг.момент

Учитель: Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть друг на друга и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Мне хочется сегодня получить удовольствие от общения с вами.

Сегодня на уроке у нас небольшой символ - символ корабля. Это символ движения вперед. Но пока он у нас без парусов. В конце нашего урока вы прикрепите паруса к нашему кораблю знаний.

Каждый урок - это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня мы еще что-то узнаем, чему-то научимся. Но чем мы сегодня будем заниматься? Зачем мы сюда пришли? Чтобы это понять, давайте выполним небольшое задание:

Вызов. Постановка учебной задачи.

Каждая группа получает задания, на выполнение 3 минуты.

Задание. В данных предложениях найдите грамматическую основу, подчеркните ее, расставьте знаки препинания. Если вам встретились сложные предложения, то установите взаимосвязь между частями данных предложений. Охарактеризуйте эту взаимосвязь. (можно составить схему)

  1. Небо потемнело, и пошел снег. ССП

  2. Небо потемнело, потому что пошел снег. СПП

  3. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли. СПП

4) Ребята очень устали, но работа была еще не закончена. ССП

Проверка. Первая группа отвечает устно, а остальные группы выбирают эксперта, и отвечает только он. Он будет дополнять ответ первой группы или исправлять от лица всей вашей группы.

2.Осмысление.

Задание. Ребята, попробуйте сейчас определить цель нашего урока, чему мы будем учиться на уроке, используя ваши знания и выполненную работу по карточкам ?

(одну группу союзов мы знаем, а некоторые союзы нам были непонятны?)

Запись темы урока: «Подчинительные союзы»

- Правильно, ребята, мы познакомимся еще с одной группой союзов – подчинительными союзами.

- Что мы уже о них знаем, анализируя предложения в карточках? ( что они связывают 2 простых предложения в составе СПП).

- Где мы можем добыть остальную информацию? ( правильно: или в учебнике или в Интернете)

Учитель: Верно, мы рассказали, что сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого. Выполняя такую работу, союзы способствуют и созданию текста.

Учитель: Послушайте текст:

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю опущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую - Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы)

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Динамическая минутка:

Ребята, а давайте и мы дотянемся до такого высокого чувства, как доброта. Закройте глаза, потянитесь к доброте, но перед нами преграда: злость, равнодушие, зависть, оттолкните их от себя, возьмите эту доброту и прижмите к сердцу. Теплее вам стало? Я хочу, чтобы у вас всегда было такое теплое доброе сердце.

Работа с текстом:

Докажите, что это текст. (Потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)

При помощи чего наблюдается смысловая и грамматическая связь в тексте? (При помощи союзов)

- Верно. Назовите союзы и их признаки. (Называют союзы)

Как бы вы озаглавили этот текст? (Варианты ответов: «Трудный выбор» “Подружка”...) Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек проявит терпимость к другим людям, посочувствует, поможет. Это человек, который обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими.  Если мы будем внимательны к любому человеку: будь то попутчик, бродяга, друг, - это и будет проявление доброты. (Связь с текстом)

Какая проблема поднимается в тексте? (Проблема выбора друзей, товарищей, знакомых)

- Распределите все союзы в 2 колонки, сочинительные и подчинительные.

- Работа в группах: заполните последнюю колонку значение подчинительных союзов

Усвоение нового (работа в группах). (15-18 минут)

А) Наблюдение.

Задание:

Чтение предложений.

- Это текст? Докажите.

-Определите тип и стиль текста ( тип речи - повествование, происходят действия; стиль – художественный, чувства, мысли; художественные средства)

1. Составьте таблицу. Запишите предложения, написанные на доске, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Подчеркните грамматическую основу, выпишите союз, составьте схему, определите значение союза.

( 1 вариант 1-3, 2 вариант 4-5пр.)

Предложение


союз



схема

значение

1.

Утром я неожиданно проснулся, потому что началась гроза.

Потому что, оттого что


причина

2.

Я влез на лавку, открыл окно, чтобы в лицо мне хлынула прохлада.

Чтобы

Для того чтобы


Цель


3.

Когда грохот резко обрывался, я замирал.

Когда

Пока



время

4.

В этот момент мне показалось, что земля и небо живые.

Что

чтобы



изъяснительное

5.

Всюду волнуются деревья, словно рокочет гул голосов.

Словно

словно



Сравнение


6.

Если бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли.

Если

раз



условие

Б) Выводы.

- С какой целью мы провели данную работу? ( определяли значение союзов)

- Что заметили общего? (все предложения СПП)

- Чем они отличаются? (значением)

- На какие группы по значениям делятся подчинительные союзы?

( причинны, целевые, временные, сравнительные, условные, изъяснительные)

- Какие значения имеют союзы, записанные в начале урока?

Союз оттого что имеет значение причины, то есть он является синонимом союза потому что.

- Попробуем подобрать синонимичные союзы другим группам

- Обратили внимание , что союз чтобы встретился в значении условном и изъяснительном. Это многозначный союз. Как определять значение такого союза? (по смысловому контексту).

-Итак, способ определения группы подчинительного союза:

1. Грамматическая основа СПП.

2. Подчинительный союз.

3. Схема СПП.

4. Смысловое значение.

  1. Первичная проверка. (10 минут)

а) Повторение теории.

- В каких предложениях мы встречаем подчинительные союзы? (СПП).

-По какому принципу подчинительные союзы делятся на группы? ( по смысловому значению).

- Какие группы подчинительных союзов по смысловому значению вы знаете? (с примерами).

В) Индивидуальное задание учащимся (тест).

( если не успеваем, то можно провести устно)

Задание: выписав союз, определить его значение.

  1. Мальчик поливал цветы, чтобы они не завяли.(цель)

  2. Лошади остановился, оттого что пошел сильный дождь.( причина)

  3. Пойду с друзьями в поход, если будет хорошая погода.( условие)

  4. Я радовался, что погода прояснилась.( изъяснительное)

  5. Мне не бывает скучно, когда я отдыхаю с друзьями.(время)

  6. Была очень красивая полянка, словно ее придумал волшебник.(сравнение)

- Самопроверка.

- С какими трудностями столкнулись?

5.Рефлексия. (3-5 минут)

1.Какие цели и задачи мы ставили в начале урока?

2. Справились с поставленными целями и задачами


Домашнее задание: Сочините загадку с использованием подчинительного союза на тему «Весна»



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!