Урок русского языка в 8 классе на тему
«Обособленные определения и обстоятельства»
Цели
учебные: актуализация, обобщение и закрепление полученных сведений о причастии и деепричастии, совершенствование умения находить причастия и деепричастия, отличать их друг от друга и от слов других частей речи; развитие пунктуационных навыков, навыка морфемного анализа слов;
развивающие: развитие умения давать вербальную оценку произведениям живописи, пополнение словарного запаса, развитие словесно-образного мышления;
воспитательные: воспитание у детей умения видеть прекрасное, развивать бережное, чуткое отношение к слову.
Ход урока:
1. Приветствие.
2. Актуализация имеющихся знаний.
- Ребята, перед вами на слайде две картины прославленных русских художников: Ивана Константиновича Айвазовского «Итальянский пейзаж. Вечер» и Виктора Михайловича Васнецова «Гусляры». Объединяет эти картины и время создания – 1890-ые годы, и, несомненно, тот факт, что оба этих произведения принадлежат к шедеврам русской живописи. Ваша задача заключается в следующем:
1 вариант подбирает к первой картине (Айвазовского) словосочетания, содержащие определения, 2 вариант ко второй картине (Васнецова) – словосочетания с обстоятельствами. Время – 3 минуты.
Проверка выполненного задания.
- Какими частями речи могут быть выражены определения? (прилагательные, порядковые числительные, местоимения, причастия, существительные) Обстоятельства? (наречия, существительные с предлогом) – дополнить примеры, если это требуется.
-Пред вами на партах лежат листочки с текстом-описанием картины Исаака Ильича Левитана «Цветущие яблони». Пусть это изображение наполнит ваши сердца радостью от наступившей весны. Ваша задача – подчеркнуть в этих листочках все обстоятельства и определения. Над обстоятельствами нужно указать их вид по значению, а над определениями – согласованными или несогласованными они являются. В чем разница между этими понятиями?
Работа с текстом – 2 минуты.
В середине 1890-х годов Левитан часто обращался к образам «Цветущих яблонь», написал ряд этюдов и небольшую картину с этим названием, нежно и ласково запечатлев бело-розовую кипень и светлую зелень весеннего сада. «Плес открыл Левитана...» - так говорили многие. Но и художник «открыл» никому не ведомый до него уголок. «Новыми приемами и большим мастерством поражали нас этюды и картины, что привозил Левитан с Волги», - говорил Нестеров.
Русский художник Исаак Ильич Левитан, работая с 1888 по 1890 год в Плесе, испытал на себе всю силу эмоционального воздействия плесских пейзажей. Около 200 работ, выполненных им в Плесе, принесли Левитану известность, а Плесу с тех пор была уготована счастливая судьба - он стал подлинной «Меккой» пейзажистов.
-Обстоятельства каких видов не встретились в тексте? (Меры и степени, цели, причины)
-Замените, где этого возможно, согласованные определения на несогласованные (яблони в цвету, воздействия эмоций, пейзажей Плеса).
3. Обобщение знаний об обособленных членах предложения.
-Выпишите в тетрадь только определения и обстоятельства, выраженные причастными и деепричастными оборотами, вместе с определяемыми словами.
-Скажите, какой смысловой отрезок называется причастным оборотом? А деепричастным?
-Что такое определяемое слово? Приведите по одному примеру из текста.
Работа – на 2 минуты. Проверка.
- В чем отличие этих оборотов? (разные вопросы, разные определяемые слова, разными членами предложения являются)
- А есть ли разница в условиях обособления?
4. Словарная работа.
Обособление - от глагола «обособить».
«Толковый словарь» Ожегова:
ОБОСО́БИТЬ, -блю, -бишь; -бленный; сов.
1. кого (что). Выделить из общего, создав особое от других положение.
2. что. В грамматике: интонационно (на письме запятыми или тире) выделить какой-н. смысловой отрезок внутри предложения. О. определение.
| несов. обособлять, -яю, -яешь и обосабливать, -аю, -аешь.
| сущ. обособление, -я, ср.
-Подбор и запись однокоренных слов.
-есть ли разница в обособлении этих оборотов? (схема – на доске)
5. закрепление знаний.
5-6 человек – по интерактивным тестам.
Остальные составляют алгоритм нахождения оборотов.
1. Найти причастие/деепричастие.
2. Найти определяемое слово
3. Определить, есть ли у причастия/деепричастия зависимое(ые) слово(а)
4. Для причастного оборота – уточнить местоположение по отношению к определяемому слову.
-На слайде вы видите два предложения. Используя алгоритм, найдите в них причастный и деепричастный обороты.
Волчица, осмотревшись по сторонам, осторожно вышла на тропинку.
Сделанный из консервной банки колокольчик звенел очень музыкально.
-А что еще может указывать на принадлежность слова к той или иной части речи? (морфемы)
- Сделайте морфемный разбор причастия и деепричастия.
(Рассказать о разнице в точке зрения ученых на эти части речи.)
6. Подведение итогов урока
-каков алгоритм нахождения в тексте причастных и деепричастных оборотов?
- каковы условия обособления этих смысловых отрезков?
7. Оценивание учащихся.
Перед вами листочки с итоговым заданием.
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите сначала цифры, обозначающие запятые при причастном обороте, а затем цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте.
Из стеклянного кафе вышел молодой человек и, (1) распугивая с асфальта голубей, (2) направился прямо к моей скамейке. Усевшись, (3) он достал из кармана часы, (4) напоминающие репу. Скосив глаза, (5) я глянул на часы и увидел надпись,(6) искусно вырезанную на крышке.
Цифры, обозначающие запятые при причастном обороте: ____________
Цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте: ________
-Взаимопроверка.
8. Домашнее задание.
Прочитайте высказывания лингвистов и писателей о причастии. Что особенного они видят в этих словах?
"Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного."
В.И. Даль
"Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу."
М.В. Ломоносов
"Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом."
А.С. Пушкин