СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Текст как речевое произведение. Основные признаки текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Текст как речевое произведение. Основные признаки текста".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Текст как речевое произведение. Основные признаки текста"»

Тема урока: «Муки слова»

(Текст как речевое произведение. Основные признаки текста)

Русский язык. 8 класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о тексте как о произведении речи; формировать практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике;

развивать творческие и логические способности учащихся; развивать умения полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике и при составлении текстов; воспитывать повышение интереса к родному языку.

Задачи урока: Знать, что такое текст. Уметь находить тему, основную мысль текста. Знать композиционные элементы текста. Научиться выделять ключевые слова в тексте. Развивать навыки устной и письменной речи, вдумчивое чтение.

1. Мотивационный момент.

Интеллектуальная разминка.

На доске записаны слова с пропущенными буквами и звуками. Вставьте букву (или звук). Из вставленных букв (звуков) сложите слово.

гла[ ]кий

спл…тать

ко…тейль

бе…крайний

сла[ ]кий

(текст)


2. Введение в тему урока.

Работа с теоретическим материалом учебника.


Задание: определить, является ли теоретический материал в учебнике на стр. 28 в оранжевой рамочке текстом. Для этого нужно заполнить в тетради таблицу.

Текст – высказывание, обычно представляющее собой два или несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности.

Текст отражает фрагмент окружающей действительности.

Основные признаки текста – смысловая целостность и связность.

Текст может состоять и из одного предложения.



Примерные ответы учеников

Тезис

Аргументы и факты

Ключевые слова

Что такое текст? Почему употребляется выражение «фрагмент окружающей действительности»?

1.В каждом предложении повторяется слово текст.

2.Все предложения связаны по смыслу.

3.Основная мысль – что такое текст и какие он имеет признаки

Текст, высказывание, предложения, смысл, последовательность, связность

Вывод, в котором выражена идея

1.Текст – это речевое произведение.

2. Главные признаки текста:

- связность,

- единство,

- целостность,

- завершенность


Комментарии к таблице:

1) Это связное высказывание на определенную тему:

-

-

2) Единство темы. Все предложения связаны по смыслу (зачитать тезисы и аргументы). Аргументы раскрывают содержание тезиса.

3) Наличие идеи. Она содержится в…..

4) Относительная законченность текста

- начало и конец соотносятся;

- тема раскрыта, идея выражена.

5) Определенный порядок предложений в соответствии с логикой раскрытия темы и идеи.

6) Грамматическая связь предложений в тексте (зачитать ключевые слова: каждое последующее предложение и каждая микротема имеют такие слова, что становится ясной связь с предыдущими…)

Следовательно: теория, данная в учебнике на стр. 28 – это речевое высказывание, т.е. текст.


3. Работа с текстом. (Текст распечатан)


1). Прочитайте текст. Объясните знаки препинания.

2). Смысловой анализ текста.


О чем текст? Какова его тема?

О «муках слова»

Какова основная мысль текста?

Процесс создания текста – это всегда творчество, одновременно и радостное, и мучительное. (Особенно это относится к началу текста)

Какова роль цитирования?

Высказывания М.Горького, М.Осоргина и И.Бунина – это части текста, они связаны с предшествующими и последующими предложениями и помогают ярче выразить идею.

С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?

(См. памятку)

Работа с памяткой

1.Однотематическая лексика: процесс создания текста, муки слова, первая фраза, клубок мыслей, изначальный звук и т.д.

2.Контекстуальные синонимы: к началу текста (зачину) – первая фраза.

3.Местоимения: творчество – с этим, понятие – это, первая фраза – она, писатель – он…

4.Лексический повтор: с этим – это, именно – два раза

5.Видовременная соотнесенность глагольных форм: говорил, вспомнил, писал…


Текст.

Процесс создания текста – это всегда творчество, одновременно и радостное и мучительное. Именно с этим связано понятие «муки слова». Особенно это относится к началу текста (зачину). Горький говорил: «Труднее всего начало, именно первая фраза. Она, как в музыке, дает тон всему произведению, и обыкновенно ее ищешь весьма долго…» Другой писатель XX века, М.Осоргин, вспоминал, как мучительно он искал то слово, то предложение, которое помогло бы ему «развязать клубок мыслей и стать началом рассказа» (обратим внимание на точно найденный образ – клубок мыслей). Именно об этом писал и И.А.Бунин: «Первая фраза имеет решающее значение. Она определяет… звучание всего произведения в целом. И вот еще что. Если этот изначальный звук не удастся взять правильно, то неизбежно или запутаешься и отложишь начатое, или отбросишь начатое, как негодное»


Справка.

Максим Горький - русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург, журналист, публицист и общественный деятель. Начав с романтически одухотворённых новелл, песен в прозе и рассказов, в 1901 году Горький обратился к драматургии.

Михаил Осоргин - русский писатель, журналист, переводчик, автор мемуаров, эссеист, адвокат; один из деятельных и активных масонов русской эмиграции, входил в число руководителей нескольких русских масонских лож во Франции. 

Иван Бунин - русский писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года. Будучи представителем обедневшей дворянской семьи, Бунин рано начал самостоятельную жизнь; в юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал…


Памятка.

Основные средства связи между предложениями в тексте

(лексические и грамматические)

Однотематическая лексика

Лексический повтор

Синонимы (в том числе контекстуальные)

Антонимы (в том числе контекстуальные)

Союзы

Местоимения

Наречия

Видовременная соотнесенность глагольных форм

Числительные

Частицы

Вводные слова, указывающие на порядок явлений (мыслей) и связь между ними

Структурная соотнесенность предложений

Порядок слов в предложении

Неполные предложения

Интонационные связи между предложениями (особая роль вопросительных предложений в тексте)


4. Подведение итогов урока. Рефлексия.


Ответить на вопрос:

Какую новую информацию о тексте вы сегодня узнали?

Попробуйте структурировать сведения о тексте, оформив их кластером.


5. Домашнее задание: создать памятку «Как начать текст», используя советы писателей из текста, который анализировали на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!