Тема урока: «Муки слова»
(Текст как речевое произведение. Основные признаки текста)
Русский язык. 8 класс
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о тексте как о произведении речи; формировать практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике;
развивать творческие и логические способности учащихся; развивать умения полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике и при составлении текстов; воспитывать повышение интереса к родному языку.
Задачи урока: Знать, что такое текст. Уметь находить тему, основную мысль текста. Знать композиционные элементы текста. Научиться выделять ключевые слова в тексте. Развивать навыки устной и письменной речи, вдумчивое чтение.
1. Мотивационный момент.
Интеллектуальная разминка.
На доске записаны слова с пропущенными буквами и звуками. Вставьте букву (или звук). Из вставленных букв (звуков) сложите слово.
гла[ ]кий
спл…тать
ко…тейль
бе…крайний
сла[ ]кий
(текст)
2. Введение в тему урока.
Работа с теоретическим материалом учебника.
Задание: определить, является ли теоретический материал в учебнике на стр. 28 в оранжевой рамочке текстом. Для этого нужно заполнить в тетради таблицу.
Текст – высказывание, обычно представляющее собой два или несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Текст отражает фрагмент окружающей действительности. Основные признаки текста – смысловая целостность и связность. Текст может состоять и из одного предложения. |
Примерные ответы учеников
Тезис | Аргументы и факты | Ключевые слова |
Что такое текст? Почему употребляется выражение «фрагмент окружающей действительности»? | 1.В каждом предложении повторяется слово текст. 2.Все предложения связаны по смыслу. 3.Основная мысль – что такое текст и какие он имеет признаки | Текст, высказывание, предложения, смысл, последовательность, связность |
Вывод, в котором выражена идея | 1.Текст – это речевое произведение. 2. Главные признаки текста: - связность, - единство, - целостность, - завершенность |
Комментарии к таблице:
1) Это связное высказывание на определенную тему:
-
-
2) Единство темы. Все предложения связаны по смыслу (зачитать тезисы и аргументы). Аргументы раскрывают содержание тезиса.
3) Наличие идеи. Она содержится в…..
4) Относительная законченность текста
- начало и конец соотносятся;
- тема раскрыта, идея выражена.
5) Определенный порядок предложений в соответствии с логикой раскрытия темы и идеи.
6) Грамматическая связь предложений в тексте (зачитать ключевые слова: каждое последующее предложение и каждая микротема имеют такие слова, что становится ясной связь с предыдущими…)
Следовательно: теория, данная в учебнике на стр. 28 – это речевое высказывание, т.е. текст.
3. Работа с текстом. (Текст распечатан)
1). Прочитайте текст. Объясните знаки препинания.
2). Смысловой анализ текста.
О чем текст? Какова его тема? | О «муках слова» |
Какова основная мысль текста? | Процесс создания текста – это всегда творчество, одновременно и радостное, и мучительное. (Особенно это относится к началу текста) |
Какова роль цитирования? | Высказывания М.Горького, М.Осоргина и И.Бунина – это части текста, они связаны с предшествующими и последующими предложениями и помогают ярче выразить идею. |
С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями? (См. памятку) Работа с памяткой | 1.Однотематическая лексика: процесс создания текста, муки слова, первая фраза, клубок мыслей, изначальный звук и т.д. 2.Контекстуальные синонимы: к началу текста (зачину) – первая фраза. 3.Местоимения: творчество – с этим, понятие – это, первая фраза – она, писатель – он… 4.Лексический повтор: с этим – это, именно – два раза 5.Видовременная соотнесенность глагольных форм: говорил, вспомнил, писал… |
Текст.
Процесс создания текста – это всегда творчество, одновременно и радостное и мучительное. Именно с этим связано понятие «муки слова». Особенно это относится к началу текста (зачину). Горький говорил: «Труднее всего начало, именно первая фраза. Она, как в музыке, дает тон всему произведению, и обыкновенно ее ищешь весьма долго…» Другой писатель XX века, М.Осоргин, вспоминал, как мучительно он искал то слово, то предложение, которое помогло бы ему «развязать клубок мыслей и стать началом рассказа» (обратим внимание на точно найденный образ – клубок мыслей). Именно об этом писал и И.А.Бунин: «Первая фраза имеет решающее значение. Она определяет… звучание всего произведения в целом. И вот еще что. Если этот изначальный звук не удастся взять правильно, то неизбежно или запутаешься и отложишь начатое, или отбросишь начатое, как негодное»
Справка.
Максим Горький - русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург, журналист, публицист и общественный деятель. Начав с романтически одухотворённых новелл, песен в прозе и рассказов, в 1901 году Горький обратился к драматургии.
Михаил Осоргин - русский писатель, журналист, переводчик, автор мемуаров, эссеист, адвокат; один из деятельных и активных масонов русской эмиграции, входил в число руководителей нескольких русских масонских лож во Франции.
Иван Бунин - русский писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года. Будучи представителем обедневшей дворянской семьи, Бунин рано начал самостоятельную жизнь; в юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал…
Памятка.
Основные средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические) Однотематическая лексика Лексический повтор Синонимы (в том числе контекстуальные) Антонимы (в том числе контекстуальные) Союзы Местоимения Наречия Видовременная соотнесенность глагольных форм Числительные Частицы Вводные слова, указывающие на порядок явлений (мыслей) и связь между ними Структурная соотнесенность предложений Порядок слов в предложении Неполные предложения Интонационные связи между предложениями (особая роль вопросительных предложений в тексте) |
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ответить на вопрос:
Какую новую информацию о тексте вы сегодня узнали?
Попробуйте структурировать сведения о тексте, оформив их кластером.
5. Домашнее задание: создать памятку «Как начать текст», используя советы писателей из текста, который анализировали на уроке.