СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Синтаксический разбор словосочетаний"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся углубят уже имеющиеся знания о словосочетании, научатся выполнять синтаксический разбор словосочетания. Урок пройдёт в интересной фоме, с использованием цифрового и распределительного диктантов, тестовых заданий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Синтаксический разбор словосочетаний"»

8 класс Тема. Синтаксический разбор словосочетания.

Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин

Цель деятельности учителя:

Систематизировать ранее изученное о словосочетании, познакомить с порядком синтаксического разбора словосочетаний.

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать порядок разбора словосочетания; выполнять разбор словосочетаний по образцу в устной и письменной форме; находить словосочетания в тексте.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Формирование УУД

Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, определять цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы, слушать и слышать. Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач. Извлекать нужную информацию из различных источников

Основные понятия: словосочетание, главное и зависимое слово, вопрос к зависимому слову, грамматическая, смысловая связь в словосочетании, виды словосочетаний, типы связи слов в словосочетании.

1. Мотивирование (самоопределение к учебной деятельности.)

Вступительное слово:

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Посмотрите на свои парты: всё ли у вас в порядке, есть ли тетрадь, учебник, карандаш, маршрутные листы с заданиями.

2. Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.

- Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С. Пушкин). Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(Соединение слов – это есть словосочетание).

- Подберите синоним к слову «соединение»

(Сочетание слов – словосочетание)

- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о словосочетании. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Синтаксический разбор словосочетания». А теперь предположите, каких целей мы должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

(Обобщить, систематизировать, закрепить знания о типах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание ), видах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием, научиться выполнять синтаксический разбор словосочетания.

3. Актуализация знаний.

1) Посмотрите на экран, здесь вы видите репродукцию картины И.И. Левитана «Осенний солнечный день»

Слайд №1 картина И.И. Левитана «Осенний солнечный день»

Вспоминаются строки Маргариты Алигер (читает Максим)

Осень только взялась за работу,
только вынула кисть и резец, (инструмент для резки)
положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,
приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
и в смущенье отступит на шаг...
То зайдется от злости и в клочья
все порвет беспощадной рукой...
И внезапно, мучительной ночью,
обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино
все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину,
что не сможем мы глаз отвести.

- Какие словосочетания можно подобрать для описания этой картины?

Я тоже выполняла эту работу и записала словосочетания. Проверьте, правильно ли я это сделала. Объясните почему.

1) Слайд №2

(Осеннее солнце, в лесу, жёлтые листья, падают на землю, стройные березки, освещает деревья, дорога в лесу, светит солнце, жёлтые и багряные)

Давайте вспомним:

- Из чего состоит словосочетание? Как выражается смысловая связь между словами в словосочетании? Какими средствами может выражаться грамматическая связь? Какие виды словосочетаний вы знаете?

2) Цифровой диктант. Выписать только цифры словосочетаний

1. осеннее солнце

2. высокое небо

3. жёлтые и багряные

4. причудливая волшебница

5. запах свежести

6. в лучах солнца

7. лёгкий морозец

8. разбрасывает листья

9. она расстилает

10. осенние дни

11. бродить по лесу

12. осенний пожар

13. осень уходит

14. ярко-красные огоньки

15. осень-волшебница

16. на поля

17. объяты пламенем

18. прикоснулся к берёзке

19. полыхающий клён

20. мир прекрасен

Взаимопроверка по ключу: 1, 2, 4, 5, 6,7, 8, 10,11,12,14,17, 18,19

-Оцените своего товарища, нет ошибок – «5», 1-2 ошибки-«4», 3-4 ошибки «3», более 4 ошибок «2»

3). Распределительный диктант.

Задание: распределить перечисленные словосочетания в три колонки – именные, глагольные и наречные; обозначить главное слово (один учащийся выполняет работу на доске, остальные – в тетрадях; другой учащийся проверяет написанное на доске; оба получают отметки за работу).

Примчаться к тебе, увидеть неожиданно, бродить по лесу, по жёлтому ковру, запах свежести, надел пальто, слишком громко, полыхающий клён, на деревянном столе, лист берёзы, осенний лес, причудливые тени, очень горячо.

Гимнастика для глаз

4) Сценки. Выходят 2 ученика в образе главного и зависимого слов.

1сценка: Главное слово: Люблю, чтобы со мной во всем соглашались! Но одного согласия мне мало – я ценю подражание. Я говорю другому слову: «Смотри на меня и делай, как я!»

Зависимое слово: Не все так стремятся к власти. Я, например, мягкое и податливое. Мне нравится принимать такую форму, какую выбрало другое слово. Так и живём – как нитка с иголкой.

-Какой тип связи вы узнали? (согласование) (подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже, при изменении главного слова зависимое тоже изменяется)

-А какие части речи выступают в роли зависимых слов при согласовании? (прилагательные, причастия, местоимения, порядковые числительные)

2 сценка: Главное слово: Я считаю, что для самостоятельного с лова самое подходящее занятие – управлять! Но если хочешь, чтобы тебя слушались, не требуй слишком многого – только того, что могут исполнить. Меня, например, в зависимом слове интересует только падеж

Зависимое слово: Вот мной и управляй! А то я такое нерешительное! Вечно не знаю, в каком падеже стоять, а уж самому выбирать, нужен мне предлог или нет, – это всегда так сложно!

-А это какой тип связи? (управление)

- Расскажите о нём (подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже по отношению к главному, при изменении главного слова зависимое не меняется.

3 сценка: Главное слово: Для меня главное – быть главным! И если ко мне стремятся примкнуть всякие слова, которым вообще не дана способность изменяться, то я не возражаю.

Зависимое слово: Можно подумать, что примыкать – значит быть несчастным. Надо же понимать, что в постоянстве (неизменяемости) есть свой смысл. Мы не поддаемся чужому влиянию, и главное слово, как ни старается, ничего не может поделать с нами.

-Узнали? Это… (примыкание)

- В чём его особенность? (подчинительная связь, при которой слова связаны по смыслу, в роли зависимых слов выступают неизменяемые части речи: деепричастия, наречия, глаголы в неопределённой форме)

5) Игра «Осенние листья»: сорвать осенний лист, перевернуть, прочитать словосочетание и определить тип связи в словосочетании.

Физкультминутка

Потрудились, отдохнём, встанем, глубоко вздохнём

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть,

И в учебник посмотреть.

4. Открытие нового знания

-Итак, повторяя материал, мы вплотную подошли к синтаксическому разбору словосочетания. Давайте проверим, всё ли мы вспомнили для разбора словосочетаний, откройте учебник на стр. 64. Параграф 12. Прочитайте порядок разбора, все ли вам понятно в плане разбора? Есть ли какие-то неясные слова или термины?

Первичное закрепление нового знания (работа в парах)

Слайд №3

  1. Составьте инструкцию для учащихся, как правильно разбирать словосочетание

  • Выпишите …. из предложения

  • Назовите главное и …. слово

  • От …. слова к …слову поставьте …

  • Определите, какой частью …. выражено … слово

  • Определите, какой частью … выражено …. слово

  • Назовите средства грамматической связи (выделите окончания у главного и…. слова или предлог и окончание … слова)

  • Определите вид словосочетания ( именное, …., наречное)

  • Определите тип связи слов в словосочетании (согласование, , примыкание)

Проверьте, правильно ли вы составили инструкцию (работа с презентацией, сравнивание с эталоном)

-Когда, при каких обстоятельствах нам в жизни может пригодиться навык составление инструкции? (Это могут быть должностные инструкции, инструкции для старших членов семьи, как пользоваться компьютером или микроволновой печью, инструкции выполнения различных заданий по предметам для своих одноклассников, данный навык развивает аналитическое мышление, помогает структурировать информацию)

Слайд №4

Эталон

  • Выпишите словосочетание из предложения.

  • Назовите главное и зависимое слово.

  • Поставьте вопрос от главного слова к зависимому.

  • Определите, какой частью речи выражено главное, зависимое слова.

  • Назовите средства грамматической связи.

  • Определите вид словосочетания.

  • Определите тип связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание).

  1. Закрепление материала

Пользуясь составленной инструкцией, разберите любое словосочетание из предложения:

Слайд №5

Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки.

  1. Подготовка к ОГЭ

Работа с учебником, упр. 61 Вывод: словосочетания с разными видами связи могут быть синонимичными

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд №6

Сегодня я узнал

Мне было трудно

Я понял (поняла), что

Теперь я могу

Я научился (научилась)

Я смог (смогла)

Дифференцированное домашнее задание: 1) упр. 71, подгот. к зачёту по вопр. стр. 68; 2) сочинение-миниатюра об осени или составить кроссворд по теме «Словосочетание»

Приложение к уроку

Маршрутный лист

Формулировка задания

Материал к заданию

Ответы

Отметка

Цифровой диктант. Выписать только цифры словосочетаний

1. осеннее солнце

2. высокое небо

3. жёлтые и багряные

4. причудливая волшебница

5. запах свежести

6. в лучах солнца

7. лёгкий морозец

8. разбрасывает листья

9. она расстилает

10. осенние дни

11. бродить по лесу

12. осенний пожар

13. осень уходит

14. ярко-красные огоньки

15. осень-волшебница

16. на поля

17. объяты пламенем

18. прикоснулся к берёзке

19. полыхающий клён

20. мир прекрасен



Распределительный диктант

Задание: распределить перечисленные словосочетания в три колонки – именные, глагольные и наречные; обозначить главное слово (один учащийся выполняет работу на интерактивной доске, остальные – в тетрадях; другой учащийся проверяет написанное на доске; оба получают отметки за работу).

Именные

Глагольные

Наречные



















Примчаться к тебе, увидеть неожиданно, бродить по лесу, по жёлтому ковру, запах свежести, надел пальто, слишком громко, полыхающий клён, на деревянном столе, лист берёзы, осенний лес, причудливые тени, очень горячо.

Составьте инструкцию для учащихся, как правильно разбирать словосочетание

  • Выпишите …………………… из предложения

  • Назовите главное и …………. слово

  • От ……………. слова к …………..слову поставьте ……………….

  • Определите, какой частью …………….. выражено ………………… слово

  • Определите, какой частью ………….выражено ……………… слово

  • Назовите средства грамматической связи (выделите окончания у главного и…………... слова или предлог и окончание … ……………….слова

  • Определите вид словосочетания ( именное, ………….., наречное)

  • Определите тип связи слов в словосочетании (согласование,………………., примыкание)