СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока с презентацией "Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке предлагается вариант практической работы по усвоению знаний о подлежащем и о способах его выражения.

Просмотр содержимого документа
« ╨У╨╗╨░╨▓╨╜╤Л╨╡ ╤З╨╗╨╡╨╜╤Л ╨┐╤А╨╡╨┤╨╗╨╛╨╢╨╡╨╜╨╕╤П. ╨Я╨╛╨┤╨╗╨╡╨╢╨░╤Й╨╡╨╡»

Главные члены двусоставного предложения.

Способы выражения подлежащего


Цели урока: познакомить учащихся со способами выражения подлежащего, научить их находить подлежащее и определять способы его выражения.


      1. Грамматическая минутка

1. Выпишите словосочетания, построенные в соответствии с синтаксической нормой. Объясните свой выбор.

Оплачивать за проезд — оплачивать проезд

Прийти из школы — прийти со школы

Памятник Пушкина — памятник Пушкину

Описывает о событии — описывает событие.


  1. Воспроизведение знаний, полученных ранее


Произведи синтаксический разбор предложения.

Подлин..ые друз..я пр..обр..таются в молодости.


Какие члены предложения вам встретились?

Что вы знаете о главных и второстепенных членах предложения?

Что вы можете рассказать о подлежащем?



      1. Объяснение нового материала


Наблюдение.


СЫНОВЬЯ

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. А на камешке старичок отдохнуть присел.

Рассказывает одна женщина другой, что сын ее сильный, ловкий. Никто с ним не сладит. А другая похваляется, что ее сын поет очень хорошо. Третья женщина ничего о сыне не рассказывала.

Набрали женщины полные ведра и пошли домой. Вот бегут три мальчика. Один кувыркается, колесом ходит. Другой голосисто поет. А третий подошел к матери, взял ведра и понес их. Спрашивают женщины старика: «Кто тебе из наших сыновей понравился? Отвечает старик:

«Где они? Я только одного сына видел».

(По В. Осеевой)






Подумаем

  • О чем этот рассказ? Определите его главную мысль.

  • Найдите в каждом предложении подлежащее. Всегда ли оно выражается именем существительным?

  • Какие еще способы выражения подлежащего вы нашли?


Сделайте вывод

Подлежащее может обозначать самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия. В роли подлежащего могут выступать все части речи. Подлежащее может быть выражено словосочетаниями.


Чтение теоретических сведений о подлежащем на с. 55


      1. Тренировочные упражнения


1. В каждом предложении найдите подлежащее и определите, чем оно выражено

Мой брат играет на кларнете.

Он долго трудился над эскизом.

Смелый везде пройдет.

Провожающие долго стояли на перроне.

Семеро одного не ждут.

Летать — вот мечта Икара.

Далече грянуло ура...

Здесь всякий готов поделиться добром.

Вот и наступило наше завтра.


Чем еще может быть выражено подлежащее? (см. стр. 56)


Особое внимание следует обратить на трудные случаи согласования сказуемых с подлежащими, выраженными словосочетаниями


1) Если подлежащее выражено сочетанием собирательного существительного (большинство, меньшинство, множество, ряд, группа) с существительными в родительном падеже, то сказуемое ставится в форме единственного числа (в прошедшем времени оно согласуется в роде с первым из этих существительных): ряд заводов уже выполнил план заказов; группа спортсменов закончила тренировку.

Однако, если собирательное существительное сочетается с несколькими существительными в родительном падеже множественного числа, то и сказуемое может быть поставлено в форме множественного числа: Большинство ученых, писателей, артистов горячо приветствовали мирную инициативу Российской Федерации.

2) Если подлежащее выражено словами много, немного, несколько или числительными в сочетании с родительным падежом существительного, то сказуемое ставится в единственном числе (в прошедшем времени — в среднем роде): Несколько дней прошло в напряженном ожидании.

Однако при существительном в родительном падеже, обозначающем лицо, глагол-сказуемое ставится во множественном числе: Несколько старушек в веселых ситцевых платочках сидели на лавке.


  1. Составьте предложения, используя данные словосочетания в качестве подлежащих


около двухсот человек

много (мало, несколько) болельщиков

мы с другом

душистый горошек


3. Работа с таблицей


Согласование сказуемого с подлежащим

Подлежащее

Сказуемое

Примеры

большинство, меньшинство, множество, ряд, группа

сущ. в род п. множественного числа

Согласуется в роде с первым существительным

ряд заводов уже выполнил план заказов; группа спортсменов закончила тренировку.

большинство, меньшинство, множество, ряд, группа

несколько сущ. в род. п. множественного числа

Стоит в форме множественного числа

Большинство писателей, ученых, артистов горячо приветствовали мирную инициативу Российской Федерации.

Много, немного, несколько, числительное

сущ. в род.п.

Стоит в форме единственного числа

Несколько дней прошло в напряженном ожидании.

Много, немного, несколько, числительное

сущ. в род. п., обозначающее лицо

Стоит в форме множественного числа

Несколько старушек в веселых ситцевых платочках сидели на лавке.


3. Работа с текстом

Из данных предложений выпишите грамматические основы, определите способ выражения подлежащих


Серия опытов ученых-биохимиков доказала, что большинство элементов присутствует в живых организмах. Множество элементов обнаружено и в клетках тела человека. Там найдены железо, марганец, йод, мышьяк. Количество этих элементов в организме ничтожно, но без них не могут обойтись ни растения, ни животные, ни человек. А сами животные и растения вызывают глубокие изменения земной коры и атмосферы. Например, масса растений на Земле вызвала появление кислорода в воздухе.

(По Б. Розену)




  1. Подведем итог

  • Что такое подлежащее?

  • На какие вопросы отвечает подлежащее?

  • Чем может может быть выражено?

  • Как отличить подлежащее от других членов предложения?



  1. Домашнее задание.

1) упр. 93

2) упр. 94 (устно)




Просмотр содержимого презентации
«╨б╨┐╨╛╤Б╨╛╨▒╤Л ╨▓╤Л╤А╨░╨╢╨╡╨╜╨╕╤П ╨┐╨╛╨┤╨╗╨╡╨╢╨░╤Й╨╡╨│╨╛»

Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего

Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего

Цели урока:

Цели урока:

  • познакомить учащихся со способами выражения подлежащего;
  • научить их находить подлежащее и определять способы его выражения.
Грамматическая минутка Выпишите словосочетания, построенные в соответствии с синтаксической нормой. Объясните свой выбор. оплачивать за проезд — оплачивать проезд прийти из школы — прийти со школы памятник Пушкина — памятник Пушкину описывает о событии — описывает событие

Грамматическая минутка

Выпишите словосочетания, построенные в соответствии с синтаксической нормой. Объясните свой выбор.

оплачивать за проезд — оплачивать проезд

прийти из школы — прийти со школы

памятник Пушкина — памятник Пушкину

описывает о событии — описывает событие

Воспроизведение знаний, полученных ранее Произведите синтаксический разбор предложения Подлин..ые друз..я пр..обр..таются в молодости. Какие члены предложения вам встретились? Что вы знаете о главных и второстепенных членах предложения? Что вы можете рассказать о подлежащем?

Воспроизведение знаний, полученных ранее

Произведите синтаксический разбор предложения

Подлин..ые друз..я пр..обр..таются в молодости.

Какие члены предложения вам встретились?

Что вы знаете о главных и второстепенных членах предложения?

Что вы можете рассказать о подлежащем?

Прочитайте рассказ СЫНОВЬЯ Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. А на камешке старичок отдохнуть присел. Рассказывает одна женщина другой, что сын ее сильный, ловкий. Никто с ним не сладит. А другая похваляется, что ее сын поет очень хорошо. Третья женщина ничего о сыне не рассказывала. Набрали женщины полные ведра и пошли домой. Вот бегут три мальчика. Один кувыркается, колесом ходит. Другой голосисто поет. А третий подошел к матери, взял ведра и понес их. Спрашивают женщины старика: «Кто тебе из наших сыновей понравился? Отвечает старик: «Где они? Я только одного сына видел». (По В. Осеевой)

Прочитайте рассказ

СЫНОВЬЯ

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. А на камешке старичок отдохнуть присел.

Рассказывает одна женщина другой, что сын ее сильный, ловкий. Никто с ним не сладит. А другая похваляется, что ее сын поет очень хорошо. Третья женщина ничего о сыне не рассказывала.

Набрали женщины полные ведра и пошли домой. Вот бегут три мальчика. Один кувыркается, колесом ходит. Другой голосисто поет. А третий подошел к матери, взял ведра и понес их. Спрашивают женщины старика: «Кто тебе из наших сыновей понравился? Отвечает старик:

«Где они? Я только одного сына видел».

(По В. Осеевой)

Подумаем

Подумаем

  • О чем этот рассказ? Определите его главную мысль.
  • Найдите в каждом предложении подлежащее. Всегда ли оно выражается именем существительным?
  • Какие еще способы выражения подлежащего вы нашли?
Вывод Подлежащее может обозначать самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия. В роли подлежащего могут выступать все части речи. Подлежащее может быть выражено словосочетаниями. Чтение теоретических сведений о подлежащем на с. 55

Вывод

Подлежащее может обозначать самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия. В роли подлежащего могут выступать все части речи. Подлежащее может быть выражено словосочетаниями.

Чтение теоретических сведений о подлежащем на с. 55

В каждом предложении найдите подлежащее и определите, чем оно выражено

В каждом предложении найдите подлежащее и определите, чем оно выражено

  • Мой брат играет на кларнете.
  • Он долго трудился над эскизом.
  • Смелый везде пройдет.
  • Провожающие долго стояли на перроне.
  • Семеро одного не ждут.
  • Летать — вот мечта Икара.
  • Далече грянуло ура...
  • Здесь всякий готов поделиться добром.
  • Вот и наступило наше завтра.
Обратите внимание Особое внимание следует обратить на трудные случаи согласования сказуемых с подлежащими, выраженными словосочетаниями Ряд заводов уже выполнил план заказов Несколько дней прошло в напряженном ожидании

Обратите внимание

Особое внимание следует обратить на трудные случаи согласования сказуемых с подлежащими, выраженными словосочетаниями

Ряд заводов уже выполнил план заказов

Несколько дней прошло в напряженном ожидании

Чем еще может быть выражено подлежащее?  (см. стр. 56) Составьте предложения, используя данные словосочетания в качестве подлежащих

Чем еще может быть выражено подлежащее? (см. стр. 56)

Составьте предложения, используя данные словосочетания в качестве подлежащих

  • около двухсот человек
  • много (мало, несколько) болельщиков
  • мы с другом
  • душистый горошек
Согласование подлежащего со сказуемым Подлежащее большинство, меньшинство, множество, ряд, группа Сказуемое сущ. в род п. множественного числа большинство, меньшинство, множество, ряд, группа Много, немного, несколько, числительное Примеры Согласуется в роде с первым существительным несколько сущ. в род. п. множественного числа Много, немного, несколько, числительное сущ. в род.п. Стоит в форме множественного числа ряд заводов уже выполнил план заказов; группа спортсменов закончила тренировку. Большинство писателей,  ученых, артистов горячо приветствовали мирную инициативу Российской Федерации. Стоит в форме единственного числа сущ. в род. п., обозначающее лицо Несколько дней прошло в напряженном ожидании. Стоит в форме множественного числа Несколько старушек в веселых ситцевых платочках сидели на лавке.

Согласование подлежащего со сказуемым

Подлежащее

большинство, меньшинство, множество, ряд, группа

Сказуемое

сущ. в род п. множественного числа

большинство, меньшинство, множество, ряд, группа

Много, немного, несколько, числительное

Примеры

Согласуется в роде с первым существительным

несколько сущ. в род. п. множественного числа

Много, немного, несколько, числительное

сущ. в род.п.

Стоит в форме множественного числа

ряд заводов уже выполнил план заказов; группа спортсменов закончила тренировку.

Большинство писателей, ученых, артистов горячо приветствовали мирную инициативу Российской Федерации.

Стоит в форме единственного числа

сущ. в род. п., обозначающее лицо

Несколько дней прошло в напряженном ожидании.

Стоит в форме множественного числа

Несколько старушек в веселых ситцевых платочках сидели на лавке.

Из данных предложений выпишите грамматические основы, определите способ выражения подлежащих Серия опытов ученых-биохимиков доказала, что большинство элементов присутствует в живых организмах. Множество элементов обнаружено и в клетках тела человека. Там найдены железо, марганец, йод, мышьяк. Количество этих элементов в организме ничтожно, но без них не могут обойтись ни растения, ни животные, ни человек. А сами животные и растения вызывают глубокие изменения земной коры и атмосферы. Например, масса растений на Земле вызвала появление кислорода в воздухе. (По Б. Розену )

Из данных предложений выпишите грамматические основы, определите способ выражения подлежащих

Серия опытов ученых-биохимиков доказала, что большинство элементов присутствует в живых организмах. Множество элементов обнаружено и в клетках тела человека. Там найдены железо, марганец, йод, мышьяк. Количество этих элементов в организме ничтожно, но без них не могут обойтись ни растения, ни животные, ни человек. А сами животные и растения вызывают глубокие изменения земной коры и атмосферы. Например, масса растений на Земле вызвала появление кислорода в воздухе.

(По Б. Розену )

Подведем итог

Подведем итог

  • Что такое подлежащее?
  • На какие вопросы отвечает подлежащее?
  • Чем может может быть выражено?
  • Как отличить подлежащее от других членов предложения?
Домашнее задание 1) упр. 93 2) упр. 94 (устно)

Домашнее задание

1) упр. 93

2) упр. 94 (устно)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!