СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Односоставные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата:_______________________________

Класс: 5

Тема: Слово как член предложения. Главные члены предложения. Односоставные и двусоставные предложения (ознакомление).

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

  • Повторить состав простого предложения, подвести учащихся к пониманию терминов «односоставное» и «двусоставное» предложения.
  • Научить различать односоставные и двусоставные предложения.
  • Активизировать знания о распространённых и нераспространённых предложениях.
  • Активизировать знания о сложном предложении.
  • Повторить постановку знаков препинания в простом осложнённом предложении и в сложном предложении.
  • Развивать познавательные интересы, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал.
  • Развивать речь учащихся, активный словарный запас.
  • Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Материалы и оборудование.

  1. 5 класс. Учебник.  
  2. Листы с упражнениями для наблюдения над языковым материалом, с упражнениями для отработки нового материала.
  3. Презентация к уроку.
  4. Компьютер

План урока:

  1. Орг. момент – 1 мин.
  2. Языковая разминка – 3 мин.
  3. Формулирование темы урока – 1 мин.
  4. Повторение материала о главных и второстепенных членах предложения, распространённых и нераспространённых предложениях, простых и сложных предложениях – 7 мин.
  5. Постановка проблемы – 1 мин.
  6. Наблюдение над языковым материалом. Графический диктант. Решение учебной проблемы – 8 мин.
  7. Отработка нового материала с повторением ранее изученного: выполнение упр. ___________7 мин.
  8. Развитие речи: творческая работа по распространению предложений, составлению сложного предложения – 7 мин.
  9. Рефлексия. Итог урока – 4 мин.
  10. Домашнее задание – 1 мин.

 

 

 

 

Ход урока.

 

  1. Орг.момент.

(Презентация к уроку. Слайд 1)

  1. Языковая разминка.

- Запишите предложения в столбик, рядом в скобках дайте их характеристику по цели высказывания и по эмоциональной окраске. (Презентация к уроку. Слайд 2)

Но что это? (Вопр., невоскл.)

Уж не гром ли? (Вопр., невоскл.)

Да это гроза! (Повеств., воскл.)

Туча растёт. (Повеств., невоскл.)

Всё вокруг потемнело… (Повеств., невоскл.)

- Орфографическая разминка. Добавьте в каждый столбик слова с такой же орфограммой.

растёт гроза

  1. Формулирование темы урока.

 

- Определите тему урока по схеме: [ кто? что делает? ] (Презентация к уроку. Слайд 3)

Запись темы урока. (Презентация к уроку. Слайд 4)

- Прочитайте ключевые слова темы (Презентация к уроку. Слайд 5). Выскажите предположение: будем ли мы на уроке изучать что-то новое или только повторять?

  1. Повторение материала о главных и второстепенных членах предложения, распространённых и нераспространённых предложениях, простых и сложных предложениях.

 

- Знаете, как гадают на ромашке? Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: «Любит, не любит». У нас с вами необычная ромашка – электронная, и мы сейчас определим, насколько хорошо вы знаете материал о предложении.

(Презентация к уроку. Слайды 6-14)

(В презентации открываются лепестки и дети отвечают на вопросы.)

 

- На какие две группы делятся члены предложения? (Главные и второстепенные)

- Какие члены предложения составляют грамматическую основу? (Подлежащее и сказуемое).

- Может ли существовать предложение без главных членов предложения? (Нет)

- Почему? (Главные члены предложения – основа предложения)

- Может ли существовать предложение без второстепенных членов предложения? (Да)

- Как называются предложения, в которых только главные члены предложения? (Нераспространенные)

- Как называются предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены предложения? (Распространенные)

- Посмотрите на упражнение 1 (Приложение к конспекту урока 1), напечатанное на ваших листах. Есть ли в тексте этого упражнения нераспространённые предложения? Выполним синтаксический разбор этого предложения. (Выполнение синтаксического разбора в тетради.)

- Продолжим «гадать» на ромашке. Как называется предложение, в котором только одна грамматическая основа? (Простое)

- Как называется предложение, в котором две и больше грамматических основы? (Сложное)

- Найдите в тесте предложение, в котором несколько грамматических основ. Дайте ему устную характеристику.

  1. Постановка проблемы.

 

- Мы с вами сказали, что совсем без главных членов предложение существовать не может, так как это фундамент, основа предложения. А как вы думаете, может ли существовать предложение без какого-то одного главного члена предложения? (Учащиеся высказывают свои версии.)

 

  1. Наблюдение над языковым материалом. Графический диктант. Решение учебной проблемы.

 

- А теперь выполним графический диктант. (Один человек у доски, остальные в тетрадях.)

  1. Охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев.
  2. Медвежонок рычал и барахтался, но мать не выпускала его.
  3. Небо посинело, в нём уже зажигались первые тусклые звёзды.
  4. Алёша взял конопляное зерно, завернул в бумажку и положил в карман.
  5. Лесные звери, птицы очень любят кедровые орешки.
  6. Похолодало.

(Проверка. Ученик, выполнявший графический диктант у доски, комментирует схемы.)

- Что особенного заметили в последнем предложении? (В последнем предложении только один главный член предложения.)

- Посмотрите на схемы предложений, которые мы составили. Как вы думаете, на сколько групп можно разделить предложения по наличию главных членов предложения? (На две. Первая группа – предложения, в которых есть и подлежащее, и сказуемое; вторая – в которых только один главный член предложения.)

- Как вы думаете, если в первой группе предложений по составу два главных члена – и подлежащее, и сказуемое. Как называются такие предложения? (Двусоставные)

- А как называются предложения, в которых по составу только один главный член? (Односоставные)

Прочитаем определение в учебнике на стр. _______________.

- Как вы думаете, односоставные предложения бывают только нераспространёнными?

- Похолодало. Распространите это предложение.

 

  1. Отработка нового материала с повторением ранее изученного: выполнение упр._________________-

 

- А сейчас прочитаем текст упражнения ____________________ и найдём в нём предложение, грамматическая основа которого включает только сказуемое.

- Выпишем это предложение и выполним его синтаксический разбор.

- Как вы думаете, в каком месте в характеристике предложения мы будем говорить о том, что оно односоставное или двусоставное?

 

  1. Развитие речи: творческая работа по распространению предложений, составлению сложного предложения.

- А теперь посмотрите на предложения в упражнении 2 на ваших листах. Распространите эти предложения, составьте из получившихся простых предложений сложное. Составьте его схему.

Вечереет. Дует ветер. Шумит лес.

- Как вы думаете, выполняя характеристику сложного предложения, будем ли мы говорить про него, что оно односоставное или двусоставное? (Нет, так как в состав сложного предложения могут входить простые предложения как односоставные, так и двусоставные.)

- Верно, характеристику по наличию главных членов предложения мы будем давать только простому предложению.

  1. Рефлексия. Итог урока.

- Найдите «3-е лишнее» предложение:

  1. Весна наступила. Идёт дождь. Оттепель. (Лишнее последнее предложение, так как оно односоставное, а остальные – двусоставные.)
  2. Осень пришла. Уже пожелтели стройные берёзки. Притих лес.(Лишнее второе предложение, так как оно распространённое, а остальные нераспространённые.)
  3. Рассвет. Туман. В тумане падают листья. (Лишнее последнее предложение, так как оно двусоставное и распространённое, а остальные предложения односоставные и нераспространённые.)

- Как называются такие предложения: Оттепель. Рассвет. Туман. (Односоставные)

 

  1. Домашнее задание.

 

- Напишите небольшой рассказ, состоящий из двусоставных и односоставных предложений (распространённых и нераспространённых) на любую из тем: «Вечерний город», «Вот и осень».

 

 

 

 

 

 

Упражнение 1.

Найдите в тексте нераспространённое предложение.

Осень.

Сыплет осенний нудный дождь. До листочка вымокли кусты и деревья. Лес затих и насупился.

И вдруг тишину нарушил певчий дрозд – просвистел свою чудесную песню. И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса. Это звучат прощальные песни птиц, и в них мы слышим грусть.

 

Упражнение 2.

Распространите предложения. Составьте из получившихся простых предложений сложное. Составьте его схему.

 

Вечереет. Дует ветер. Шумит лес.

 

Домашнее задание.

Напишите небольшой рассказ, состоящий из двусоставных и односоставных предложений (распространённых и нераспространённых) на любую из тем: "Вечерний город", "Вот и осень".

 

Найдите «3-е лишнее» предложение:

А. Весна наступила. Идёт дождь. Оттепель. 

  1. Осень пришла. Уже пожелтели стройные берёзки. Притих лес.
  2. Рассвет. Туман. В тумане падают листья. 

Просмотр содержимого документа
«Односоставные предложения»

Дата:_______________________________

Класс: 5

Тема: Слово как член предложения. Главные члены предложения. Односоставные и двусоставные предложения (ознакомление).

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

  • Повторить состав простого предложения, подвести учащихся к пониманию терминов «односоставное» и «двусоставное» предложения.

  • Научить различать односоставные и двусоставные предложения.

  • Активизировать знания о распространённых и нераспространённых предложениях.

  • Активизировать знания о сложном предложении.

  • Повторить постановку знаков препинания в простом осложнённом предложении и в сложном предложении.

  • Развивать познавательные интересы, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал.

  • Развивать речь учащихся, активный словарный запас.

  • Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Материалы и оборудование.

  1. 5 класс. Учебник.  

  2. Листы с упражнениями для наблюдения над языковым материалом, с упражнениями для отработки нового материала.

  3. Презентация к уроку.

  4. Компьютер

План урока:

  1. Орг. момент – 1 мин.

  2. Языковая разминка – 3 мин.

  3. Формулирование темы урока – 1 мин.

  4. Повторение материала о главных и второстепенных членах предложения, распространённых и нераспространённых предложениях, простых и сложных предложениях – 7 мин.

  5. Постановка проблемы – 1 мин.

  6. Наблюдение над языковым материалом. Графический диктант. Решение учебной проблемы – 8 мин.

  7. Отработка нового материала с повторением ранее изученного: выполнение упр. ___________7 мин.

  8. Развитие речи: творческая работа по распространению предложений, составлению сложного предложения – 7 мин.

  9. Рефлексия. Итог урока – 4 мин.

  10. Домашнее задание – 1 мин.










Ход урока.



  1. Орг.момент.

(Презентация к уроку. Слайд 1)

  1. Языковая разминка.

- Запишите предложения в столбик, рядом в скобках дайте их характеристику по цели высказывания и по эмоциональной окраске. (Презентация к уроку. Слайд 2)

Но что это? (Вопр., невоскл.)

Уж не гром ли? (Вопр., невоскл.)

Да это гроза! (Повеств., воскл.)

Туча растёт. (Повеств., невоскл.)

Всё вокруг потемнело… (Повеств., невоскл.)

- Орфографическая разминка. Добавьте в каждый столбик слова с такой же орфограммой.

растёт гроза

  1. Формулирование темы урока.



- Определите тему урока по схеме: [ кто? что делает? ] (Презентация к уроку. Слайд 3)

Запись темы урока. (Презентация к уроку. Слайд 4)

- Прочитайте ключевые слова темы (Презентация к уроку. Слайд 5). Выскажите предположение: будем ли мы на уроке изучать что-то новое или только повторять?

  1. Повторение материала о главных и второстепенных членах предложения, распространённых и нераспространённых предложениях, простых и сложных предложениях.



- Знаете, как гадают на ромашке? Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: «Любит, не любит». У нас с вами необычная ромашка – электронная, и мы сейчас определим, насколько хорошо вы знаете материал о предложении.

(Презентация к уроку. Слайды 6-14)

(В презентации открываются лепестки и дети отвечают на вопросы.)



- На какие две группы делятся члены предложения? (Главные и второстепенные)

- Какие члены предложения составляют грамматическую основу? (Подлежащее и сказуемое).

- Может ли существовать предложение без главных членов предложения? (Нет)

- Почему? (Главные члены предложения – основа предложения)

- Может ли существовать предложение без второстепенных членов предложения? (Да)

- Как называются предложения, в которых только главные члены предложения? (Нераспространенные)

- Как называются предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены предложения? (Распространенные)

- Посмотрите на упражнение 1 (Приложение к конспекту урока 1), напечатанное на ваших листах. Есть ли в тексте этого упражнения нераспространённые предложения? Выполним синтаксический разбор этого предложения. (Выполнение синтаксического разбора в тетради.)

- Продолжим «гадать» на ромашке. Как называется предложение, в котором только одна грамматическая основа? (Простое)

- Как называется предложение, в котором две и больше грамматических основы? (Сложное)

- Найдите в тесте предложение, в котором несколько грамматических основ. Дайте ему устную характеристику.

  1. Постановка проблемы.



- Мы с вами сказали, что совсем без главных членов предложение существовать не может, так как это фундамент, основа предложения. А как вы думаете, может ли существовать предложение без какого-то одного главного члена предложения? (Учащиеся высказывают свои версии.)



  1. Наблюдение над языковым материалом. Графический диктант. Решение учебной проблемы.



- А теперь выполним графический диктант. (Один человек у доски, остальные в тетрадях.)

  1. Охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев.

  2. Медвежонок рычал и барахтался, но мать не выпускала его.

  3. Небо посинело, в нём уже зажигались первые тусклые звёзды.

  4. Алёша взял конопляное зерно, завернул в бумажку и положил в карман.

  5. Лесные звери, птицы очень любят кедровые орешки.

  6. Похолодало.

(Проверка. Ученик, выполнявший графический диктант у доски, комментирует схемы.)

- Что особенного заметили в последнем предложении? (В последнем предложении только один главный член предложения.)

- Посмотрите на схемы предложений, которые мы составили. Как вы думаете, на сколько групп можно разделить предложения по наличию главных членов предложения? (На две. Первая группа – предложения, в которых есть и подлежащее, и сказуемое; вторая – в которых только один главный член предложения.)

- Как вы думаете, если в первой группе предложений по составу два главных члена – и подлежащее, и сказуемое. Как называются такие предложения? (Двусоставные)

- А как называются предложения, в которых по составу только один главный член? (Односоставные)

- Прочитаем определение в учебнике на стр. _______________.

- Как вы думаете, односоставные предложения бывают только нераспространёнными?

- Похолодало. Распространите это предложение.



  1. Отработка нового материала с повторением ранее изученного: выполнение упр._________________-



- А сейчас прочитаем текст упражнения ____________________ и найдём в нём предложение, грамматическая основа которого включает только сказуемое.

- Выпишем это предложение и выполним его синтаксический разбор.

- Как вы думаете, в каком месте в характеристике предложения мы будем говорить о том, что оно односоставное или двусоставное?



  1. Развитие речи: творческая работа по распространению предложений, составлению сложного предложения.

- А теперь посмотрите на предложения в упражнении 2 на ваших листах. Распространите эти предложения, составьте из получившихся простых предложений сложное. Составьте его схему.

Вечереет. Дует ветер. Шумит лес.

- Как вы думаете, выполняя характеристику сложного предложения, будем ли мы говорить про него, что оно односоставное или двусоставное? (Нет, так как в состав сложного предложения могут входить простые предложения как односоставные, так и двусоставные.)

- Верно, характеристику по наличию главных членов предложения мы будем давать только простому предложению.

  1. Рефлексия. Итог урока.

- Найдите «3-е лишнее» предложение:

  1. Весна наступила. Идёт дождь. Оттепель. (Лишнее последнее предложение, так как оно односоставное, а остальные – двусоставные.)

  2. Осень пришла. Уже пожелтели стройные берёзки. Притих лес.(Лишнее второе предложение, так как оно распространённое, а остальные нераспространённые.)

  3. Рассвет. Туман. В тумане падают листья. (Лишнее последнее предложение, так как оно двусоставное и распространённое, а остальные предложения односоставные и нераспространённые.)

- Как называются такие предложения: Оттепель. Рассвет. Туман. (Односоставные)



  1. Домашнее задание.



- Напишите небольшой рассказ, состоящий из двусоставных и односоставных предложений (распространённых и нераспространённых) на любую из тем: «Вечерний город», «Вот и осень».














Упражнение 1.

Найдите в тексте нераспространённое предложение.

Осень.

Сыплет осенний нудный дождь. До листочка вымокли кусты и деревья. Лес затих и насупился.

И вдруг тишину нарушил певчий дрозд – просвистел свою чудесную песню. И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса. Это звучат прощальные песни птиц, и в них мы слышим грусть.



Упражнение 2.

Распространите предложения. Составьте из получившихся простых предложений сложное. Составьте его схему.



Вечереет. Дует ветер. Шумит лес.



Домашнее задание.

Напишите небольшой рассказ, состоящий из двусоставных и односоставных предложений (распространённых и нераспространённых) на любую из тем: "Вечерний город", "Вот и осень".


Найдите «3-е лишнее» предложение:

А. Весна наступила. Идёт дождь. Оттепель. 

  1. Осень пришла. Уже пожелтели стройные берёзки. Притих лес.

  2. Рассвет. Туман. В тумане падают листья. 

- Как называются такие предложения: Оттепель. Рассвет. Туман. 


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!