Тема: Развитие речи. Обучающее изложение.
Цель урока: Научить передавать содержание текста по вопросам.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Задачи урока:
Обучающая: сформировать умения передавать текст по плану; точно употреблять слова в предложении и правильно их писать.
Развивающая: Развивать письменную речь, орфографическую зоркость через работу с изложением.
Воспитывающая: Воспитывать навыки самостоятельной работы учащихся; прививать любовь к вдумчивому чтению.
Планируемые результаты:
Личностные:
-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия;
-Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;
Метапредметные:
-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-Формирование умения осознанно строить речевое высказывание и составлять ответ на вопрос в устной и письменной форме;
Предметные:
-Развитие представления о связи между предложениями;
-Развитие умения передавать содержание текста в соответствии с поставлен-ными вопросами;
-Применение орфографических правил и правил постановки знаков препина-ния при записи собственных текстов;
План урока:
Организационный момент – 1 мин.
Чистописание – 3 мин.
Актуализация знаний – 7 мин.
Физкультминутка – 2 мин.
Изучение нового материала – 15 мин.
Закрепление изученного материала – 15 мин.
Рефлексия – 2 мин.
Ход урока
Организационный момент (1мин)
- Здравствуйте, ребята!
Приветствие учащихся.
– Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!
– Проверим готовность к уроку
Чистописание (3мин)
- Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число.
- Ребята, а теперь проведем «Минутку чистописания», вспомним написание заглавной и строчной буквы, а какую букву вы будете прописывать, узнаете отгадав загадку:
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь,
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся мягкой лапкой.
- О ком загадка? (ответы детей)
- Правильно, ребята. Это кот или кошка. (Открывается – слайд 1)
- Давайте красиво и аккуратно пропишем заглавную и строчную букву К к.
- Кого вы видите на слайде?
- Запишите слово кошка. Поставьте ударение. Поделите слово на слоги. Посчитайте сколько в этом слове звуков и сколько букв?
III. Актуализация знаний (7мин)
-Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком или о чем мы будем говорить на уроке.
«Мягкие лапки, а на лапках царапки»
- Мы будем говорить о кошках, но не только говорить, а еще и учиться писать изложение.
- Вы знаете что такое изложение и для чего мы пишем изложения?
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
- Чтобы написать изложение, нам необходимо повторить: (слайд 2).
- Давайте вспомним, что такое текст? Назовите признаки текста.
Текст – это несколько предложений связанных между собой по смыслу. Текст должен иметь вступление, основную часть и заключение.
- Также, нам с вами необходимо знать, что такое изложение и какие правила необходимо соблюдать при записи текста по памяти (слайд 3)
- Запишите посередине «Изложение»
- Сейчас я прочитаю текст, по которому мы с вами будем писать изложение. (Чтение текста, у детей тоже есть карточка с текстом – карточка с цифрой 1). Но, ребята, у нашего текста нет названия. Нужно это исправить. Как мы его назовём? «Васька» - это слово пишется с заглавной буквы потому, что это кличка кота. Название текста тоже запишите.
IV. Изучение нового материала.
Знакомство с текстом, чтение текста учителем ещё раз – слайд 5.
У нас живёт пушистый кот Васька. Он большой проказник.
Однажды Васька заметил на берёзе гнездо грача. Он быстро полез на дерево.
Грач увидел кота. Грач клюнул проказника в лоб.
Васька бросился в дом.
- Почему Ваську назвали проказником?
- Удалось ли Ваське исполнить свой замысел?
- Чем закончилась история про кота?
- У вас на партах есть карточка с цифрой 2. Эта карточка с планом и опорным словами к каждому пункту плана. Наш текст состоит из 4 частей. В каждой части есть предложения. К каждому предложению вопрос. Отвечая на этот вопрос мы составляем предложение.
Чтобы нам соблюдать правильную последовательность при написании изложения мы будем пользоваться этим планом. Давайте его разберём. (Чтение плана, дети вместе с учителем отвечают на вопросы).
Словарная работа (слайд 8) (даётся карточка с данными словами, одна на парту – с цифрой 3)
Будем внимательны при написании следующих слов: проказник, однажды, гнездо, заметил, увидел, полез.
- Все эти слова непроверяемые, их необходимо запомнить!
- Словарные слова: на берёзе, большой.
- Читаем текст ещё раз вместе и разбираем остальные орфограммы, выделяем их на карточке с текстом (слайд 9)
- План текста и опорные слова к нему у вас есть, теперь прочитаем текст ещё раз вместе, затем вы прочитаете ещё раз самостоятельно и перескажите его своему соседу по парте, даю вам 5 минут и после - карточки у вас соберу.
V. Закрепление изученного материала.
- Теперь прочитаем текст ещё раз вместе, затем я соберу у вас карточки .
- Теперь попробуйте написать изложение. У вас на партах есть карточки с орфограммами, с планом текста и опорными словами к нему. Помните: сколько частей в тексте – столько должно быть и абзацев. Каждое предложение пишем с заглавной буквы и в конце ставим знак препинания, у нас с вами это «точка». (Дети самостоятельно пишут изложение)
- Теперь посмотрим, что, у кого получилось. (Чтение 2-3 работ)
VI. Рефлексия.
- Кому на уроке было легко? Сложно?
- Кто может про себя сказать, что ему удалось передать содержание текста?
- Какие правила нужно соблюдать при написании изложения?
- Нарисуйте на листочках ваше настроение. Если вам понравился урок, нарисуйте весёлое солнышко, если нет, то грустное.
- Оцените свою работу на уроке.
VII. Домашнее задание
Стр 7, упр. 9.
У нас живёт пушистый кот Васька. Он большой проказник. Однажды Васька заметил на берёзе гнездо грача. Он быстро полез на дерево. Грач увидел кота. Грач клюнул проказника в лоб. Васька бросился в дом. | У нас живёт пушистый кот Васька. Он большой проказник. Однажды Васька заметил на берёзе гнездо грача. Он быстро полез на дерево. Грач увидел кота. Грач клюнул проказника в лоб. Васька бросился в дом. |
У нас живёт пушистый кот Васька. Он большой проказник. Однажды Васька заметил на берёзе гнездо грача. Он быстро полез на дерево. Грач увидел кота. Грач клюнул проказника в лоб. Васька бросился в дом. | У нас живёт пушистый кот Васька. Он большой проказник. Однажды Васька заметил на берёзе гнездо грача. Он быстро полез на дерево. Грач увидел кота. Грач клюнул проказника в лоб. Васька бросился в дом. |
У нас живёт пушистый кот Васька. Он большой проказник. Однажды Васька заметил на берёзе гнездо грача. Он быстро полез на дерево. Грач увидел кота. Грач клюнул проказника в лоб. Васька бросился в дом. | У нас живёт пушистый кот Васька. Он большой проказник. Однажды Васька заметил на берёзе гнездо грача. Он быстро полез на дерево. Грач увидел кота. Грач клюнул проказника в лоб. Васька бросился в дом. |
У нас живёт пушистый кот Васька. Он большой проказник. Однажды Васька заметил на берёзе гнездо грача. Он быстро полез на дерево. Грач увидел кота. Грач клюнул проказника в лоб. Васька бросился в дом. | У нас живёт пушистый кот Васька. Он большой проказник. Однажды Васька заметил на берёзе гнездо грача. Он быстро полез на дерево. Грач увидел кота. Грач клюнул проказника в лоб. Васька бросился в дом. |
План текста Кто у нас живёт? Какой Васька? Что однажды заметил Васька? Что сделал Васька? Кого увидел грач? Как поступил грач? Куда убежал Васька? | Опорные слова Живёт, пушистый, большой проказник. Однажды, заметил, гнездо, быстро, полез. Увидел, клюнул. Бросился. |
План текста 1. Кто у нас живёт? Какой Васька? 2. Что однажды заметил Васька? Что сделал Васька? 3. Кого увидел грач? Как поступил грач? 4. Куда убежал Васька? | Опорные слова Живёт, пушистый, большой проказник. Однажды, заметил, гнездо, быстро, полез. Увидел, клюнул. Бросился. |
План текста 1. Кто у нас живёт? Какой Васька? 2. Что однажды заметил Васька? Что сделал Васька? 3. Кого увидел грач? Как поступил грач? 4. Куда убежал Васька? | Опорные слова Живёт, пушистый, большой проказник. Однажды, заметил, гнездо, быстро, полез. Увидел, клюнул. Бросился. |
План текста 1. Кто у нас живёт? Какой Васька? 2. Что однажды заметил Васька? Что сделал Васька? 3. Кого увидел грач? Как поступил грач? 4. Куда убежал Васька? | Опорные слова Живёт, пушистый, большой проказник. Однажды, заметил, гнездо, быстро, полез. Увидел, клюнул. Бросился. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Сарыбашская школа с крымскотатарским языком обучения
Им.А.М.Типпа Первомайского района Республики Крым
Тема: «Развитие речи. Обучающее изложение»
Учитель начальных классов: Сейтаблаева Хатидже Эмир-Усеиновна