СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока с презентацией "Составное глагольное сказуемое"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тип урока: открытия новых знаний. Урок построен в соответствии с ФГОС,

Просмотр содержимого документа
«составное глагольное сказуемое »

Автор Данилова Наталья Владимировна

Место работы МБОУ «Горковская СОШ»

Должность учитель русского языка и литературы

Дополнительные сведения Урок русского языка в 8 классе по теме «Составное глагольное сказуемое»


Тема: СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ


Цель: - закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений,

о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение видеть в тексте разные типы сказуемых, сравнивать, анализиро-вать похожие языковые явления;

- развивать логику, внимание, образное мышление, умение анализировать текст, строить связное устное высказывание;

- прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.


Задачи:

1. Образовательная – повторить способы связи слов в словосочетании, тему «Предложение»; дать понятие составного глагольного сказуемого, выяснить его лексическое и грамматическое значение, повторить разбор предложения.

2. Развивающая -  развитие логического мышления, внимания, умения обобщать, сравнивать, сопоставлять.

3. Воспитательная – воспитать любовь к слову, русскому языку.

Тип урока: объяснение нового материала.

Технологии: развивающее обучение, ИКТ (презентация).

Оборудование: учебник  «Русский язык 8 класс», тетради, компьютер, проектор.


ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. Мотивирование на учебную деятельность.

  2. Актуализация знаний. Повторение сведений о предложении.

  1. Восстановите определения(слайд 2)



ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

… и … - это грамматическая основа предложения.

По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .

Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … .

Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .

Сказуемое – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы … .

Сказуемые бывают… .






  1. Представленные предложения рассыпались на части. Соедините по смыслу части предложений, объясните орфограммы.(слайд 3)


Бе…честье с чес…ностью (не) дружит.

И она и?чезла навсегда.

Искру туши до пожара.

Красоту только тронь (не)брежной рукой.

А Беду отведи до удара.

(Не) правда с правдою (не) знает(?)ся.


- Каким знаком препинания мы соединяем эти предложения? Почему?

- Давайте вспомним виды сложных предложений. Какие сложные предложения у вас получились?

- Выделите грамматические основы, в составе которых есть простые глагольные сказуемые.

- В каком наклонении употреблены глаголы?

- Чем ещё может быть выражено простое глагольное сказуемое?


  1. Рассмотрите таблицу, вспомните, что вы знаете о простом глагольном сказуемом.( слайд 4)


ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

выражается в форме

изъявительного,

условного,

повелительного наклонения

а также может быть выражено:

1) глаголом в форме сложного будущего времени:

Я буду писать тебе часто.

2) глагольным фразеологизмом

Природа так явно бросалась в глаза человеку.

3) усеченной формой глагола:

А он прыг в воду и поплыл.

4) глагольно–именным описательным оборотом:

Он принимал участие в соревновании.


ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ

ВЫРАЖАЮТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ - глаголом



  1. Целеполагание. Постановка проблемы.

  1. Проблемная ситуация:


- Выпишите грамматическую основу из предложений, представленных на доске .Поставьте недостающие знаки препинания:


Наша жизнь тесно связана с природой. Природа дает нам пищу одежду жилище. Из земли мы добываем ископаемые, на полях выращиваем урожай. Природа украшает нашу жизнь. Она несет нам много радости. Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами.


Взаимопроверка. Оцените себя.


- Какой вид сказуемого встретился почти во всех предложениях?


Чем оно выражено?


Проблемный вопрос:


- Какое предложение здесь является лишним? Почему?


Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами


  1. Формулировка темы и целей урока.(слайд 5)

- С какой ситуацией столкнулись? (сказуемое выражено двумя глаголами)

- Что это может быть? (новый вид сказуемого)

- О чем сегодня будем говорить на уроке? (О новом виде сказуемого)

- Какую цель поставим на сегодняшний урок?(познакомимся с новым видом сказуемого, будем учиться находить и узнавать его в тексте)

Сейчас мы познакомимся с еще одним видом сказуемого – Составным глагольным. Записываем тему урока в тетради.

  1. Поиск путей решения проблемы

- Где мы можем найти информацию о новом виде сказуемого?( в учебнике)


  1. Работаем с учебником.

Открываем с. 61, параграф 13.

Итак, рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.



СОСТАВНОЕ

ГЛАГОЛЬНОЕ

СКАЗУЕМОЕ




=


ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ

СЛОВО


грамматическое значение

(наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)




+


НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ

ФОРМА ГЛАГОЛА


лексическое значение

Запишите схему в тетрадь.

  1. Решение проблемы

1)Вернемся к нашему предложению, где испытали затруднения в определении сказуемого.

Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами.

- Используя полученные знания, определите сказуемое.

- Чем оно выражено?


2)Теперь обратимся к данному предложению.(слайды 6,7 )


Он начал писать сочинение.

Как вы думаете, какой из глаголов несёт основное лексическое значение, а какой – дополнительное?

- Какой глагол несёт грамматическое значение?

- Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.

- Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?

(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).

- Какой вывод можно сделать?(слайд 8)

Вывод: Если вспомогательный глагол можно заменить на другие, значит он может иметь не одно значение.


  1. Коррекция знаний. Дополнительная информация.

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений.( слайд 9)

Она дается вам как памятка( приложение 1). Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.


Основные вспомогательные слова

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

начать

стать

закончить

приняться

продолжить

прекратить

уметь

успеть

желать

мечтать

хотеть

стараться

любить

нравиться

надеяться

бояться стыдиться

готовиться

рад

должен

готов

обязан

достоин

иметь желание

сделать усилие

дать согласие


- Выпишите из таблицы по 2-3 примера вспомогательных слов разных значений.

- Запишите с новой строчки следующие глаголы:


Строить, расстаться, смотреть, приходить, учиться

  • Как вы думаете, если вставить их в предложения, какую роль они будут в нем играть?

  • Добавьте вспомогательные глаголы разных значений. Запишите получившиеся

составные глагольные сказуемые в тетрадь.

Составьте предложение, используя получившиеся сказуемые. Запись на доске с объяснением.

- Какую роль теперь играют эти глаголы в предложении?

- Сделайте вывод о роли данных глаголов в предложениях.( слайд 10)

Вывод: Если мы составим с этими глаголами предложения, то они будут выполнять функцию простых глагольных сказуемых. Если мы добавим к ним вспомогательный глагол – они станут составными глагольными сказуемыми.

  1. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

  1. Работа по учебнику.

1)Выполняем упражнение 131 устно (1-6) (инструктаж)

2) Выполняем упражнение 133 письменно у доски.

3)Выборочный диктант (слайд 11)

На другой стороне памятки (приложение 1) находится замечательное стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Давайте прочитаем его. О чем это стихотворение? Найдите в данном тексте фразеологизмы. Как вы понимаете их значение?




Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!


Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!


Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.


Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Н.Заболоцкий


- Попробуйте самостоятельно найти в отрывке из стихотворения Николая Заболоцкого составные глагольные сказуемые. Выпишите их в тетрадь.


- Проверьте себя. (слайд 12)

У кого все сказуемые выписаны правильно?


Обязана трудиться, вздумаешь дать поблажку).

(дать поблажку – уступить, ослабить, перестать контролировать)

- Назовите в каждом сказуемом глагол, который несёт основное лексическое значение.

- В каком наклонении стоят вспомогательные глаголы?

VIII. Систематизация знаний (слайд 13)

Какой вид сказуемого вы сегодня изучили?

Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

Какие значения может иметь вспомогательный глагол?

Какой компонент выражает лексическое значение сказуемого?

Какой компонент сказуемого выражает его грамматическое значение?

IX.Объяснение домашнего задания (слайд 14)

Повторить материал: с.61 параграф 13 или по памятке.

Выполнить упражнение 136, или, по желанию: написать небольшой текст с использованием СГС.



X. Рефлексия (слайд 15)

Если бы вам нужно было поставить знак препинания при оценке урока, что бы вы использовали и почему:

! – многое удивило и заинтересовало;

? – осталось много неясного;

… - было то, о чем следует поразмышлять, подумать.)


Благодарю вас за плодотворную работу на уроке.(слайд 16)

Просмотр содержимого презентации
«Составное глагольное сказуемое»

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе по теме «Составное глагольное сказуемое» учителя русского языка и литературы  МБОУ «Горковская СОШ » Даниловой Н.В

Презентация

к уроку русского языка

в 8 классе

по теме

«Составное глагольное сказуемое»

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Горковская СОШ »

Даниловой Н.В

Повторим изученное! Грамматическая основа предложения – это …. и … . По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … . Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … или … . Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . Сказуемое – это … член предложения, который обозначает… и отвечает на вопросы … . Сказуемые бывают…, …, …, …. .

Повторим изученное!

Грамматическая основа предложения – это …. и … .

По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .

Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … или … .

Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .

Сказуемое – это … член предложения, который обозначает… и отвечает на вопросы … .

Сказуемые бывают…, …, …, …. .

Соберем предложения! Бе…честье с чес…ностью (не) дружит. И она и?чезла навсегда. Искру туши до пожара. Красоту только тронь (не)брежной рукой. А беду отведи до удара. (Не) правда с правдою (не) знает(?)ся.

Соберем предложения!

Бе…честье с чес…ностью (не) дружит.

И она и?чезла навсегда.

Искру туши до пожара.

Красоту только тронь (не)брежной рукой.

А беду отведи до удара.

(Не) правда с правдою (не) знает(?)ся.

Тема урока: Составное глагольное сказуемое Цели: закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений, о простом глагольном сказуемом; -познакомить с составным глагольным сказуемым; -формировать умение видеть в тексте разные типы сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые  явления;

Тема урока:

Составное глагольное сказуемое

Цели:

  • закрепить сведения по синтаксису простого

и сложного предложений, о простом

глагольном сказуемом;

-познакомить с составным глагольным

сказуемым;

-формировать умение видеть в тексте разные

типы сказуемых,

сравнивать, анализировать похожие языковые

явления;

Он начал писать сочинение.

Он начал писать сочинение.

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СЛОВО ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА = + грамматическое значение лексическое значение Он начал писать сочинение.

СОСТАВНОЕ

ГЛАГОЛЬНОЕ

СКАЗУЕМОЕ

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ

СЛОВО

ИНФИНИТИВ

ГЛАГОЛА

=

+

грамматическое

значение

лексическое

значение

Он начал писать сочинение.

Вывод1: Если вспомогательный глагол можно заменить на другие, значит он может иметь не одно значение.

Вывод1: Если вспомогательный глагол можно заменить на другие, значит он может иметь не одно значение.

Основные вспомогательные слова  Начало, конец, продолжение действия  Желательность, возможность, необходимость действия начать стать закончить приняться продолжить прекратить  Эмоциональная оценка действия уметь успеть желать мечтать хотеть стараться  Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов любить нравиться надеяться бояться стыдиться готовиться  Глагольно-именной описательный оборот рад должен готов обязан достоин иметь желание сделать усилие дать согласие

Основные вспомогательные слова

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

начать

стать

закончить

приняться

продолжить

прекратить

Эмоциональная оценка действия

уметь

успеть

желать

мечтать

хотеть

стараться

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

любить

нравиться

надеяться

бояться стыдиться

готовиться

Глагольно-именной

описательный

оборот

рад

должен

готов

обязан

достоин

иметь желание

сделать усилие

дать согласие

Упражнение 133 (устно) Вывод2: Если мы составим с этими глаголами предложения, то они будут выполнять функцию простых глагольных сказуемых. Если мы добавим к ним вспомогательный глагол – они станут составными глагольными сказуемыми.

Упражнение 133 (устно)

Вывод2: Если мы составим с этими глаголами предложения, то они будут выполнять функцию простых глагольных сказуемых. Если мы добавим к ним вспомогательный глагол – они станут составными глагольными сказуемыми.

Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в чёрном теле И не снимай с неё узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвёт. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!  Н.Заболоцкий Упражнение 133 (устно)

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Н.Заболоцкий

Упражнение 133 (устно)

Упражнение 133 (устно) Проверь себя! обязана  трудиться,   вздумаешь  дать поблажку

Упражнение 133 (устно)

Проверь себя!

обязана трудиться,

вздумаешь дать поблажку

Итоги Упражнение 133 (устно) Какой вид сказуемого вы сегодня изучили? Что включает в себя составное глагольное сказуемое? Какие значения может иметь вспомогательный глагол? Какой компонент выражает лексическое значение сказуемого? Какой компонент сказуемого выражает его грамматическое значение?

Итоги

Упражнение 133 (устно)

Какой вид сказуемого вы сегодня изучили?

Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

Какие значения может иметь вспомогательный глагол?

Какой компонент выражает лексическое значение

сказуемого?

Какой компонент сказуемого выражает его

грамматическое значение?

Упражнение 133 (устно) Домашнее задание: Повторить материал: с.61 § 13 или по памятке. Выполнить упражнение 136, или, по желанию: написать небольшой текст с использованием СГС.

Упражнение 133 (устно)

Домашнее задание:

Повторить материал: с.61 § 13 или по памятке.

Выполнить упражнение 136, или, по желанию: написать небольшой текст с использованием СГС.

Упражнение 133 (устно) Рефлексия: многое удивило и заинтересовало; осталось много неясного; было то, о чем следует поразмышлять, подумать.

Упражнение 133 (устно)

Рефлексия:

многое удивило и заинтересовало;

осталось много неясного;

было то, о чем следует поразмышлять, подумать.

Спасибо за внимание!

Спасибо за

внимание!