Автор Данилова Наталья Владимировна
Место работы МБОУ «Горковская СОШ»
Должность учитель русского языка и литературы
Дополнительные сведения Урок русского языка в 8 классе по теме «Составное глагольное сказуемое»
Тема: СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Цель: - закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений,
о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение видеть в тексте разные типы сказуемых, сравнивать, анализиро-вать похожие языковые явления;
- развивать логику, внимание, образное мышление, умение анализировать текст, строить связное устное высказывание;
- прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.
Задачи:
1. Образовательная – повторить способы связи слов в словосочетании, тему «Предложение»; дать понятие составного глагольного сказуемого, выяснить его лексическое и грамматическое значение, повторить разбор предложения.
2. Развивающая - развитие логического мышления, внимания, умения обобщать, сравнивать, сопоставлять.
3. Воспитательная – воспитать любовь к слову, русскому языку.
Тип урока: объяснение нового материала.
Технологии: развивающее обучение, ИКТ (презентация).
Оборудование: учебник «Русский язык 8 класс», тетради, компьютер, проектор.
ХОД УРОКА.
Организационный момент. Мотивирование на учебную деятельность.
Актуализация знаний. Повторение сведений о предложении.
Восстановите определения(слайд 2)
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ … и … - это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … . Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … . Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . Сказуемое – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы … . Сказуемые бывают… . |
Представленные предложения рассыпались на части. Соедините по смыслу части предложений, объясните орфограммы.(слайд 3)
Бе…честье с чес…ностью (не) дружит.
И она и?чезла навсегда.
Искру туши до пожара.
Красоту только тронь (не)брежной рукой.
А Беду отведи до удара.
(Не) правда с правдою (не) знает(?)ся.
- Каким знаком препинания мы соединяем эти предложения? Почему?
- Давайте вспомним виды сложных предложений. Какие сложные предложения у вас получились?
- Выделите грамматические основы, в составе которых есть простые глагольные сказуемые.
- В каком наклонении употреблены глаголы?
- Чем ещё может быть выражено простое глагольное сказуемое?
Рассмотрите таблицу, вспомните, что вы знаете о простом глагольном сказуемом.( слайд 4)
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ выражается в форме изъявительного, условного, повелительного наклонения а также может быть выражено: 1) глаголом в форме сложного будущего времени: Я буду писать тебе часто. 2) глагольным фразеологизмом Природа так явно бросалась в глаза человеку. 3) усеченной формой глагола: А он прыг в воду и поплыл. 4) глагольно–именным описательным оборотом: О н принимал участие в соревновании.  ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЫРАЖАЮТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ - глаголом |
Целеполагание. Постановка проблемы.
Проблемная ситуация:
- Выпишите грамматическую основу из предложений, представленных на доске .Поставьте недостающие знаки препинания:
Наша жизнь тесно связана с природой. Природа дает нам пищу одежду жилище. Из земли мы добываем ископаемые, на полях выращиваем урожай. Природа украшает нашу жизнь. Она несет нам много радости. Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами.
Взаимопроверка. Оцените себя.
- Какой вид сказуемого встретился почти во всех предложениях?
Чем оно выражено?
Проблемный вопрос:
- Какое предложение здесь является лишним? Почему?
Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами
Формулировка темы и целей урока.(слайд 5)
- С какой ситуацией столкнулись? (сказуемое выражено двумя глаголами)
- Что это может быть? (новый вид сказуемого)
- О чем сегодня будем говорить на уроке? (О новом виде сказуемого)
- Какую цель поставим на сегодняшний урок?(познакомимся с новым видом сказуемого, будем учиться находить и узнавать его в тексте)
Сейчас мы познакомимся с еще одним видом сказуемого – Составным глагольным. Записываем тему урока в тетради.
Поиск путей решения проблемы
- Где мы можем найти информацию о новом виде сказуемого?( в учебнике)
Работаем с учебником.
Открываем с. 61, параграф 13.
Итак, рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ | = | ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ С ЛОВО грамматическое значение (наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род) | + | НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ Ф ОРМА ГЛАГОЛА лексическое значение |
Запишите схему в тетрадь.
Решение проблемы
1)Вернемся к нашему предложению, где испытали затруднения в определении сказуемого.
Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами.
- Используя полученные знания, определите сказуемое.
- Чем оно выражено?
2)Теперь обратимся к данному предложению.(слайды 6,7 )
Он начал писать сочинение.
Как вы думаете, какой из глаголов несёт основное лексическое значение, а какой – дополнительное?
- Какой глагол несёт грамматическое значение?
- Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.
- Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?
(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).
- Какой вывод можно сделать?(слайд 8)
Вывод: Если вспомогательный глагол можно заменить на другие, значит он может иметь не одно значение.
Коррекция знаний. Дополнительная информация.
Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений.( слайд 9)
Она дается вам как памятка( приложение 1). Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.
Основные вспомогательные слова |
Начало, конец, продолжение действия | Желательность, возможность, необходимость действия | Эмоциональная оценка действия | Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов | Фразеологические сочетания |
начать стать закончить приняться продолжить прекратить | уметь успеть желать мечтать хотеть стараться | любить нравиться надеяться бояться стыдиться готовиться | рад должен готов обязан достоин | иметь желание сделать усилие дать согласие |
- Выпишите из таблицы по 2-3 примера вспомогательных слов разных значений.
- Запишите с новой строчки следующие глаголы:
Строить, расстаться, смотреть, приходить, учиться
Как вы думаете, если вставить их в предложения, какую роль они будут в нем играть?
Добавьте вспомогательные глаголы разных значений. Запишите получившиеся
составные глагольные сказуемые в тетрадь.
Составьте предложение, используя получившиеся сказуемые. Запись на доске с объяснением.
- Какую роль теперь играют эти глаголы в предложении?
- Сделайте вывод о роли данных глаголов в предложениях.( слайд 10)
Вывод: Если мы составим с этими глаголами предложения, то они будут выполнять функцию простых глагольных сказуемых. Если мы добавим к ним вспомогательный глагол – они станут составными глагольными сказуемыми.
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний
Работа по учебнику.
1)Выполняем упражнение 131 устно (1-6) (инструктаж)
2) Выполняем упражнение 133 письменно у доски.
3)Выборочный диктант (слайд 11)
На другой стороне памятки (приложение 1) находится замечательное стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Давайте прочитаем его. О чем это стихотворение? Найдите в данном тексте фразеологизмы. Как вы понимаете их значение?
Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в чёрном теле И не снимай с неё узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвёт. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н.Заболоцкий |
- Попробуйте самостоятельно найти в отрывке из стихотворения Николая Заболоцкого составные глагольные сказуемые. Выпишите их в тетрадь.
- Проверьте себя. (слайд 12)
У кого все сказуемые выписаны правильно?
Обязана трудиться, вздумаешь дать поблажку).
(дать поблажку – уступить, ослабить, перестать контролировать)
- Назовите в каждом сказуемом глагол, который несёт основное лексическое значение.
- В каком наклонении стоят вспомогательные глаголы?
VIII. Систематизация знаний (слайд 13)
Какой вид сказуемого вы сегодня изучили?
Что включает в себя составное глагольное сказуемое?
Какие значения может иметь вспомогательный глагол?
Какой компонент выражает лексическое значение сказуемого?
Какой компонент сказуемого выражает его грамматическое значение?
IX.Объяснение домашнего задания (слайд 14)
Повторить материал: с.61 параграф 13 или по памятке.
Выполнить упражнение 136, или, по желанию: написать небольшой текст с использованием СГС.
X. Рефлексия (слайд 15)
Если бы вам нужно было поставить знак препинания при оценке урока, что бы вы использовали и почему:
! – многое удивило и заинтересовало;
? – осталось много неясного;
… - было то, о чем следует поразмышлять, подумать.)
Благодарю вас за плодотворную работу на уроке.(слайд 16)