- Ребята, мы ведь с вами ученые. А ученые не хотят нанести ущерб природе, они стараются ей помочь. Давайте вспомним как с ебя нужно вести, чтобы не навредить природе. - Молодцы, ребята. – Сегодня мы с вами понаблюдаем за произошедшими изменениями и выясним, как они между собой связаны. - Обратите внимание на небо. Какого оно цвета? А какого цвета оно было зимой? - Ребята, встаньте так, чтобы солнце освещало вашу правую руку. Что вы чувствуете? - Солнце весной становится выше над горизонтом, день становится длиннее, поэтому на землю попадает больше тепла и температура воздуха весной больше, чем зимой. Давайте измерим температуру и сравним ее с температурой зимой. - Чем была покрыта земля зимой? Есть ли снег сейчас? Во что он превратился? - Как вы думаете, куда могло исчезнуть столько воды? - Большое количество талой воды стекает в водоемы, поэтому весной можно увидеть такое явление, как половодье – подъем воды в водоемах. Но не вся вода стекает в водоемы, часть ее впитывается почвой, откуда ее могут всасывать корнями растения. - Что происходило с растениями зимой? - Посмотрите, что изменилось во внешнем виде у деревьев? - На первый взгляд кажется, что в жизни деревьев не произошло никаких изменений с приходом весны. Давайте подойдем поближе к березе и посмотрим, может, мы заметим какие-нибудь, изменения. - На ветках березы почки стали больше - набухли и приоткрыли свои защитные чешуйки, из–под которых можно увидеть зеленые листочки. Многие деревья и кустарники зацветают весной: ива, ольха, орешник, тополь, клен (показываю иллюстрации цветущих деревьев). - Мы с вами посмотрели на произошедшие изменения в жизни деревьев и кустарников, у них набухли почки, у некоторых показались зеленые листочки, многие из них цветут. Чтобы пронаблюдать, какие изменения будут происходить с ними дальше, мы возьмем в класс несколько веточек ивы, березы и поставим их в воду. Так же вы должны будете продолжать наблюдения за растениями в природе по плану: 1. Начало сокодвижения (у клена и березы). 2. Набухание почек (появление у почек более светлых внутренних частей). 3. Распускание почек (становятся видны зеленые кончики молодых листочков). 4. Начало развертывания листьев 5. Зацветание раннецветущих деревьев и кустарников (ива, лещина и т. д.). - Посмотрите на травянистые растения, кого вы можете на них увидеть? - Насекомых. - Каких насекомых мы можем наблюдать рано весной? Что вы можете рассказать о них? - Молодцы. Прислушайтесь, какие звуки вы услышали? - Пение птиц? - Слышали ли вы его зимой? Каких птиц нельзя было увидеть зимой, а сейчас можно? Есть ли такие птицы, которые с приходом весны исчезли? Какие? С чем связаны такие изменения в поведении птиц? - А вы заметили, чем сейчас заняты птицы? - Строят гнезда. - Из каких материалов они строят гнезда? - И так ребята, какие же изменения в природе мы с вами уже смогли выделить? |