СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " Семейный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

интересный урок окружающего мира 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Семейный бюджет"»





МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа №2








Номинация :



Методическая разработка урока по окружающему миру

3 класс УМК «Школа России»

Тема « Семейный бюджет»






Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Шрамкова Н.И.















С. Топчиха












Тема урока: «Семейный бюджет»

Цель урока: познакомить учащихся и создать условия для усвоения понятия «семейный бюджет».

Задачи:
1) Способствовать формированию у детей первоначального понятия о семейном бюджете. Способствовать закреплению понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”.

2) Способствовать овладению практическими навыками, распределять семейный бюджет.

3) Способствовать воспитанию бережного экономного отношения к семейному бюджету.

4) Развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.

Тип урока: Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков

Планируемый результат обучения: Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД - умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.










Ход урока :

1 Организационный момент

Прозвенел уже звонок

Нам пора начать урок!

Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.

II. Проверка домашнего задания

У древнекитайского мыслителя Конфуция есть такое высказывание:

«Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство»

Вы согласны с данным высказыванием? Почему?

Эпиграф урока

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». Слайд

Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.

Сегодня мы будем работать по группам, семьи. (Ивановых. Кузнецовых. Смирновых.) Так как наш разговор пойдет сегодня о деньгах, то за правильный ответ, семья будет получать наши символические школьные деньги- шустрики.

Распределите роли. Прикрепите бейджики.

- В каждой семье существует этикет общения. Вспомним эти правила.

Правила.  Озвучит уч-ся Слайд

1Семья должна быть дружной.

2. При принятии решения учитываются мнения каждого члена семьи.

3. Все вопросы решаются с учётом большинства голосов.

4. В семье при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом соседям.

- На прошлом уроке вы изучили тему: «Государственный бюджет» проведем блиц - опрос.

Я буду задавать вопросы, а любой член семьи, который знает ответ, поднимает руку. За правильный ответ семья получает оплату..

Блиц-опрос:

– Какое слово в переводе с греческого языка означает «правила ведения домашнего хозяйства»? (Экономика.)

– А какие темы мы с вами изучили в разделе «Что изучает экономика»?

– о чём мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? (о государственном бюджете.)

– Что такое бюджет? (Это план расходов и доходов.)слайд

– Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.) слайд

– Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы.)

– Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)

– На что расходуется государственный бюджет? (на образование, здравоохранение, на содержание армии и полиции, на науку и культуру, на охрану природы, на выплату пенсий и пособий.)

2. Тестовая работа по вариантам

– После выполнения заданий поменяйтесь работами в парах. На доске – ответы для первого и второго вариантов, проверьте работу соседа, внизу поставьте количество ошибок, если они есть. Если нет – «+» и снова поменяйтесь и проанализируйте свою работу. Самооценка. (Приложение1)


Тест

1-й вариант

1. Как называется обмен одних товаров на другие?

_________________________________________________________

2. Как называются деньги, которые откладываются на будущее?

_________________________________________________________

3. Как называется денежная единица, используемая в России?

_________________________________________________________

4. Как называется предмет, который продается и покупается?

_________________________________________________________

2-й вариант

1. Как называется плата за работу?

_________________________________________________________

2. Денежная единица, используемая в США?

_________________________________________________________

3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги? ___________________________________________________

4. Как называется самая мелкая по достоинству монета в России?

_________________________________________________________

Слайд 3. Ответы

1-й вариант. 1. бартер. 2. сбережения. 3. рубль. 4. товар.

2-й вариант. 1. зарплата. 2. доллар. 3. деньги. 4. копейка.


  1. Выявление имеющихся знаний

-Какие виды бюджета вы еще знаете или можете предположить, что такие бывают? (б. организации, бюджет школы, б. села, б. района…) ( Приложение 2 Сценка подготовленными уч-ся)

Сценка «Семейный разговор»

ПАПА

Семья, радуйтесь! Я зарплату получил, завтра куплю лодку, будем летом рыбу с лодки ловить.

МАМА

Ещё чего выдумал, я уже 2 года в одной шубе хожу, мне нужна новая!

СЫН

Мам, пап, если вы не знаете на что деньги потратить, отдайте их мне, я уже всё решил. У всех ребят в классе давно есть планшеты, а у меня нет.

ДОЧЬ

Бабушка, дедушка, а вы чего молчите. Что вам- то нужно? Вот мне, например, куклу новую и шоколадку хочется…

Дед

Нет, внученька, ничего нам не нужно. У нас всё есть.

Бабушка

Скоро пенсию получим и купим лекарство, продукты, да за квартиру заплатим,… а больше ничего и не надо.

Заготовка слов на карточках

- О каком виде бюджета говорилось в данной сценке?(семейный бюджет)

Как вы думаете, что общего между Г/б и С/б? (доход и расход, планирование)

- А вы принимаете участие в планировании С/б? (нет, не пробовали, родители сами занимаются этим…)

Сформулируйте тему нашего урока (семейный бюджет) слайд

Какую учебную задачу вы сегодня перед собой ставите?

(научимся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он слайд складывается, как ведётся хозяйство семьи, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы).

Внимательно посмотрите фрагмент известного мультфильма , ответьте на вопрос:

-Почему Матроскин поссорился с Шариком? Просмотр фрагмента

- Почему же Матроскин поссорился с Шариком (израсходовал деньги на не нужный товар)

  • А как вы думаете, почему он это сделал? (Не знал как распределить правильно деньги.) слайд

  • Так вот сегодня мы с вами тоже поучимся распределять семейный бюджет, что бы не оказаться на месте Шарика.

  • А как вы думаете жадный был Матроскин или экономный? (прочти в карточке подсказку объяснения слов «жадный», и «экономный».


Карточка подсказка:

Дефицит-превышение расходов бюджета над доходами.

Экономия – бережливое ведение хозяйства;

Жадный –стремящийся получить побольше, но не желающий делиться тем, что имеет.

Экономный – бережливо расходующий что-либо.


IV."Открытие" нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов.

. Изучение нового материала.

– Сейчас мы приглашаем семью Ивановых и рассмотрим их семейный бюджет, из чего складываются доходы семьи.

1 Инсценировка.

По ходу подсчета доходов семьи ее членами (их роли исполняют учащиеся класса) учитель обращается к ученикам с вопросами. (Приложение 3)

Вечером собралась вся семья. Сын-первоклассник не мог сидеть спокойно, ему очень хотелось сообщить новость родителям. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним вошел отец, усталый после работы.

– А у Петьки из соседнего подъезда новый самокат. Я тоже хочу, – сообщил сын.

– Так, сейчас разберемся, – сказал отец. – Только сидите тихо. Ты – наш будущий ученый, – обратился папа к старшему сыну-студенту. – Будешь считать наш семейный доход.

Доход – это те деньги, которые мне платят на работе, то есть моя зарплата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 5 тысяч рублей. (Отдает деньги.)

Бабушка с дедушкой тоже не остались в стороне.

– Мы тоже получаем денежки, по 2 тысячи рублей. Раз нас двое, то это – 4 тысячи рублей.

Учитель. Как вы думаете, какие деньги могли получить бабушка с дедушкой? (пенсия.)

– А я тоже приношу деньги в доход семьи, – заявил сын-студент.

Учитель. О каких деньгах говорит студент? (О стипендиях.)

– Наша малышка тоже получает денежки, и они называются «пособие на ребенка», – добавила мама.

– А теперь подсчитаем доход нашей семьи, – сказал папа.

– Ура! Целых 11 тысяч 70 рублей. Можно купить несколько самокатов, – воскликнул сын-школьник.

Учитель. Как вы думаете, так ли это? на что мама потратит эти деньги? (Питание, образование.)


2 Чтобы ответить на вопросы, изучите материал ( сделайте пометки в тексте)

– Вспомним деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход). Слайд

- Скажите, кто может приносить деньги в вашу семью? И как часто?

Обсудите это в своих группах (зарплата, пенсия, стипендия, пособие по уходу за ребенком, прибыль, гонорар, проценты)

- И так, какие же доходы поступят в вашу семью? Щ

(Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу).

- Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать в семью? (Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).

- Если один из членов семьи студент. (Cmunендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу).

- Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. (То она будет получать пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей).

- С этими видами доходов нам всё понятно, но в некоторых семьях имеются еще некоторые виды доходов. Что это за виды доходов? За что их получают?

А это вы можете узнать, самостоятельно прочитав информацию на стр.77 учебника п. 1. (самостоятельная работа по учебнику)

-Если папа писатель, то за свои книги он получает авторское вознаграждение – гонорар

-Если папа предприниматель, то он будет получать прибыль от работы фирмы, магазина

-Если семья хранит свои сбережения в банке, то банк выплачивает за это определенную сумму – проценты

Подводим итог Значит деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход).

- А которые тратятся (расходуются)? (Расход).

- Откройте рабочую тетрадь стр.48, зад. 2. слайд

Покажите стрелками доходы и расходы семьи. (работают в группах) - Проверим из чего складываются доходы?

Проверка по слайду


- Однажды в одной семье брат с сестрой пришли к родителям и попросили новый велосипед и новую куклу.

– Как вы думаете, что ответили им родители? (Ответы)
– Что сначала нужно сделать, чтобы узнать смогут ли родители сделать эти покупки.

(Посчитать доходы и расходы семьи.)

Слайд 12

Я вам раздаю карточки №2 Приложение 4, на которых записаны товары и услуги, которые надо оплатить вашей семьи на 1 месяц. Выберите нужное и рядом поставьте галочки. (проставляют галочки)

- Запишите источники доходов вашей семьи в первую графу. (записывают)

Доходы

Товар или услуга

Расходы


Лекарства



Продукты



Одежда



Обувь



Бытовая химия



Транспор



Велосипед



Книги



Компьютер



Игрушки



Платежи и налоги



Диски с мультфильмами



Посещение цирка



Туристическая поездка, отпуск



Поход в кино



Мороженное, конфеты



Фрукты


Всего:

Всего:


- А теперь я вам дам карточку№3(Приложение 5) с ценами и вы проставьте суммы рядом с галочками, выбранных товаров и услуг и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. (проставляют)


Товар или услуга

Цена

Лекарства

2

Продукты

50

Одежда

10

Обувь

5

Бытовая химия

1

Транспорт

1

Велосипед

20

Книги

1

Компьютер

40

Игрушки

1

Платежи за квартиру

20

Диски с мультфильмами

3

Посещение цирка, театра

5

Туристическая поездка, отпуск

80

Поход в кино

2

Мороженное, конфеты

5

Фрукты

1

- А теперь посчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. (дети считают на калькуляторе) Запишите в нижней строчке расходов.

- Но я вас забыла предупредить, что общий доход вашей семьи в месяц составляет 100 шустриков. Запишите в нижней строчке доходов.

- У кого сумма расходов больше этой цифры?

- У кого сумма расходов меньше?

Слайд13 И так если:

Доходы

Доходы Расходы (останутся лишние, что с ними можно сделать? Отложить) (Накопления).

Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).

- Скажите, в вашем семейном бюджете образовался дефицит бюджета или экономия бюджета? Значение этих слов вы найдете в словарике (Карточке подсказке)

– Какой вариант бюджета лучший для семьи?
–Если это экономия, что можно сделать в этом случае? (отложим сбережения)

– Если это дефицит? (нужно на чем-то сэкономить)

– На чём мы можем сэкономить? 

Вывод: чтобы расходы не превышали доходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

И так, что мы сейчас составили?

(План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет.)

План доходов и расходов т.е. семейный бюджет должен быть в каждой семье.

А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство.)

– А теперь вы можете сказать, в каком случае родители смогут купить детям подарки? (когда у родителей Д. больше Р)

- У нас сегодня уже появился небольшой опыт составления бюджета, а скажите ребята, могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Какие? Узнайте из п.2 с.77


Ученики.(выигрыш в лотерее, премия на работе, подарок на день рождение) Слайд 14

Учитель.- а непредвиденные расходы?

Ученики. (поломка бытовой техники, машины, тяжелая болезнь и т. Д )

Слайд 15

- Могут ли в этих случаях пригодиться сэкономленные средства?

IV Самостоятельная работа.

- А сейчас вы поработаете в своей семье и выберете из предложенных вариантов верные утверждения – советы по экономии семейного бюджета.

Возьмите карточку№4. (Приложение 6)

Совет.

  1. Планируй семейный бюджет исходя

из доходов.

  1. экономить электроэнергию.

  2. Просите у родителей новую игрушку

к каждому празднику.

  1. Бережно относиться к своим вещам.

  2. Чаще пользоваться услугами такси.

  3. Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону.

  4. Напоминать родителям о своевременной уплате за налоги и коммунальные услуги.

-Какие же советы вы можете дать по экономии семейного бюджета.

–Замечательные ваши советы , надо помнить, что доходы семейного бюджета должны быть больше расходов.

Итог урока

- Вспомним, чему должны мы были научиться на уроке? Какие цели вы перед собой ставили?

- Что такое семейный бюджет? Слайд

- Для чего же нужен семейный бюджет?( Для того чтобы вести правильно домашнее хозяйство)

- У меня тоже есть семья, дайте мне совет. Как мне сэкономить деньги, чтобы купить новый компьютер?

-Пригодится ли вам это в жизни? (Ученики. Мы станем взрослыми и должны уметь экономно расходовать свои доходы и сейчас, чтобы знать, как мы можем принять участие в доходах и расходах своей семьи. Для того чтобы уметь экономно расходовать свои доходы)

Обобщение. Для того, чтобы семья не испытывала экономических затруднений, нужен план доходов и расходов семейного бюджета и вы тоже можете принимать участие в составление этого плана.

VI. Рефлексия

Оцените свою деятельность на уроке. Возьмите смайликов и дорисуйте их в соответствии (Доволен своей работой на уроке, всё понятно; работал неплохо, но есть вопросы; мне было трудно, надо работать ещё)

VIII. Домашнее задание с.75-78 вопросы. С. 48 -49 №1,3,4 р.т.

Составить с родителями план семейного бюджета на месяц.

- Вы хорошо потрудились, и каждая семья заработала …У кого-то их чуть больше, у кого-то чуть меньше. Желаю вам, что бы вы всегда стремились работать лучше, от этого будут зависеть ваши доходы ну и конечно ваша жизнь.























Приложение 1

Тест

1-й вариант

1. Как называется обмен одних товаров на другие?

_________________________________________________________

2. Как называются деньги, которые откладываются на будущее?

_________________________________________________________

3. Как называется денежная единица, используемая в России?

_________________________________________________________

4. Как называется предмет, который продается и покупается?

_________________________________________________________

2-й вариант

1. Как называется плата за работу?

_________________________________________________________

2. Денежная единица, используемая в США?

_________________________________________________________

3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги? ___________________________________________________

4. Как называется самая мелкая по достоинству монета в России?

_________________________________________________________

Слайд 3. Ответы

1-й вариант. 1. бартер. 2. сбережения. 3. рубль. 4. товар.

2-й вариант. 1. зарплата. 2. доллар. 3. деньги. 4. копейка.



Приложение2

Сценка «Семейный разговор»

ПАПА

Семья, радуйтесь! Я зарплату получил, завтра куплю лодку, будем летом рыбу с лодки ловить.

МАМА

Ещё чего выдумал, я уже 2 года в одной шубе хожу, мне нужна новая!

СЫН

Мам, пап, если вы не знаете на что деньги потратить, отдайте их мне, я уже всё решил. У всех ребят в классе давно есть планшеты, а у меня нет.

ДОЧЬ

Бабушка, дедушка, а вы чего молчите. Что вам- то нужно? Вот мне, например, куклу новую и шоколадку хочется…

Дед

Нет, внученька, ничего нам не нужно. У нас всё есть.

Бабушка

Скоро пенсию получим и купим лекарство, продукты, да за квартиру заплатим,… а больше ничего и не надо.



Приложение 3


Вечером собралась вся семья. Сын-первоклассник не мог сидеть спокойно, ему очень хотелось сообщить новость родителям. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним вошел отец, усталый после работы.

– А у Петьки из соседнего подъезда новый самокат. Я тоже хочу, – сообщил сын.

– Так, сейчас разберемся, – сказал отец. – Только сидите тихо. Ты – наш будущий ученый, – обратился папа к старшему сыну-студенту. – Будешь считать наш семейный доход.

Доход – это те деньги, которые мне платят на работе, то есть моя зарплата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 5 тысяч рублей. (Отдает деньги.)

Бабушка с дедушкой тоже не остались в стороне.

– Мы тоже получаем денежки, по 2 тысячи рублей. Раз нас двое, то это – 4 тысячи рублей.

Учитель. Как вы думаете, какие деньги могли получить бабушка с дедушкой? (пенсия.)

– А я тоже приношу деньги в доход семьи, – заявил сын-студент.

Учитель. О каких деньгах говорит студент? (О стипендиях.)

– Наша малышка тоже получает денежки, и они называются «пособие на ребенка», – добавила мама.

– А теперь подсчитаем доход нашей семьи, – сказал папа.

– Ура! Целых 11 тысяч 70 рублей. Можно купить несколько самокатов, – воскликнул сын-школьник.

Приложение 4

Доходы

Товар или услуга

Расходы


Лекарства



Продукты



Одежда



Обувь



Бытовая химия



Транспор



Велосипед



Книги



Компьютер



Игрушки



Платежи и налоги



Диски с мультфильмами



Посещение цирка



Туристическая поездка, отпуск



Поход в кино



Мороженное, конфеты



Фрукты


Всего:

Всего:




Приложение 5

Товар или услуга

Цена

Лекарства

2

Продукты

50

Одежда

10

Обувь

5

Бытовая химия

1

Транспорт

1

Велосипед

20

Книги

1

Компьютер

40

Игрушки

1

Платежи за квартиру

20

Диски с мультфильмами

3

Посещение цирка, театра

5

Туристическая поездка, отпуск

80

Поход в кино

2

Мороженное, конфеты

5

Фрукты

1



Приложение 6

Совет.

  1. Планируй семейный бюджет исходя

из доходов.

  1. экономить электроэнергию.

  2. Просите у родителей новую игрушку

к каждому празднику.

  1. Бережно относиться к своим вещам.

  2. Чаще пользоваться услугами такси.

  3. Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону.

  4. Напоминать родителям о своевременной уплате за налоги и коммунальные услуги.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!