СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Семейный бюджет"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

интегрированный урок математики и обществознания 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Семейный бюджет"»

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение

Высшего образования



«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РОСТОВСКОЙ

ОБЛАСТИ

ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Итоговая аттестационная работа на тему:

«Интегрированный урок по математике и обществознанию на тему: «Семейный бюджет».







Разработчики:

Падафет Н.Н.

Селицкая Е.Ф.

Ильина И.В.

Куштель Г.А.



г.Ростов-на-Дону, 2020 г.

Интегрированный урок по математике и обществознанию.

Тема урока: «Семейный бюджет».

Цель урока: формирование умения правильно составлять семейный бюджет, рассчитывать и оценивать его; уметь сбалансировать доходы, расходы и потребности семьи в оптимальном варианте на основе практических и теоретических заданий по математике, обществознанию, технологии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся реализации новых способов действия.


Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.


Воспитательная цель: развитие понимания того, что экономическое состояние семьи зависит от каждого из ее членов.


Задачи:


• Способствовать самоорганизации обучающихся, развитию личностных качеств, умению вырабатывать решения, аргументировать свою точку зрения; выработке коммуникативных компетенций; развитию инициативы учащихся.

• Создать условия для воспитания обществоведческой, экономической и математической культуры школьников.


Вырабатываемые УУД:


Познавательные: формируем

• умение пользоваться добытой информацией в практических целях;

• умение на основе анализа объектов делать выводы.


Регулятивные: развиваем

• умение высказывать своё мнение на основе работы с учебным материалом;

• оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

• осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные: развиваем

• умение слушать и понимать других;

• умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

• умение работать в группе.


Личностные:

  • умения выказывать своё отношение к рассматриваемым фактам, выражать свои эмоции;

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

  • формирование осознанного понимания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношение к членам семьи; принятие ценности семейной жизни


Предполагаемый результат:


  • к концу урока учащиеся смогут свободно оперировать понятиями по теме, рассчитывать бюджет семьи и определять его тип;

  • учащиеся научатся понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций.


Организационное начало урока: учащиеся формируют 4 группы произвольным образом по 5 человек жеребьевкой. Занимают места за столами. Первая группа – семья Веселых, вторая группа – семья Красивых, третья группа – семья Счастливых, четвертая группа – семья Задорных.


Учитель обществознания: Давайте подарим друг другу свои улыбки и пожелаем хорошего настроения на сегодняшний день. Пройдет немного времени, вы окончите школу, у вас появятся свои семьи и самостоятельно придется вам решать разные семейные проблемы.

Учитель математики: Ребята, сегодня мы проводим необычный урок, т.к. это урок двух предметов – обществознания и математики, работать вам предстоит в группах.

Поэтому нам необходимо руководствоваться правилами:

Работать чётко по инструкции учителей;

В группе каждый отвечает за свою работу;

Оценка за урок будет поставлена с учетом уже проделанной работы, а также активности и включенности в работу на данном занятии.

В ходе урока вы будете выполнять различные задания на развитие вычислительных навыков, при решении которых вы будете применять свои умения выполнения различных арифметических операций (сложение, умножение, вычитание, деление) с натуральными числами и десятичными дробями.

Начинаем урок!

Определение темы урока.

Дорогие ребята, сейчас вам предстоит определить тему нашего урока, и исходя из нее, определить цели.

Кто может входить в состав семьи? (мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка…)

Как вы считаете, на всех членов семьи приходится равный доход денег?

А расход?

С чем это может быть связано?

Давайте выполним задания, которые у вас на столе на карточках. (Работа в группах):

Отец старше сына…

(варианты ответов на карточках)

Часто   Всегда

Редко   Иногда


Задание № 2. Когда моей маме было 27 лет, мне было 6 лет. Сейчас мне 12 лет. Сколько лет моей маме?

(варианты ответов на карточках)

39   33

45   32


Задание № 3. День рождение у бабушки в седьмом месяце года. Как он называется?

(варианты ответов на карточках)

май   июнь

июль   август


Следующее задание - устный счет


На карточках даны примеры. Нужно решить их, найти полученные ответы в таблице и отгадать слово.

Примеры для решения

Буква 1

Буква 2

Буква 3


126 : 3 = 42

365 : 5 = 73

73 + 7 - 40 = 40

Буква 4

Буква 5

Буква 6


160 : 4 - 20 =20

25 ·5 + 8 =133

273 : 3 = 91






(БЮДЖЕТ)


42

40

61

50

91

15

43

133

11

20

73

81

Б

Д

И

А

Т

К

М

Е

Н

Ж

Ю

С

Название нашего урока: “ Семейный бюджет”

Формулировка целей урока. Учащиеся высказывают свои предложения для постановки целей и задач урока.

Учитель обществознания:
Перед вами отдельные слоги, их нужно сложить так, чтобы получилась пословица.
 ( КОВ-КА  БОТ-РА-НИК,  ВА-ТА-КО  МУ-Е  ТА-ПЛА)  Если правильно выполнили задание, то у вас получилась  пословица. Прочитайте ее.

«Каков работник, такова ему плата».

Почему так говорят?

Учитель обществознания подводит ребят к пониманию, что работа на уроке – труд, за который «начисляется условная оплата «оценка».

Задание «Реши кроссворд»
Для этого нужно вспомнить основные понятия по теме прошлого урока. На столах кроссворды.

По горизонтали

1. Деньги, которые семья тратит за 1 месяц.

4. Доходы и расходы семьи за 1 год.

6 Набор условных знаков, букв, цифр, графических знаков или надписей на объекте, с целью его дальнейшей идентификации (узнавания), указания его свойств и характеристик.

10. Запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета.

По вертикали

2. «Урезание» запланированных бюджетом расходов

3. Под этим словом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы

5. Выгода (неизрасходованный остаток), полученная за счёт бережливого расходования.

7. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет будет назваться

8. Денежная компенсация, которую работник получает в обмен на свой труд.

9. Запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета



Попробуйте разгадать их. Если у вас возникнут сложности – не пугайтесь. Поднимите руку и вам выдадут справочный материал для решения кроссворда.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Бюджет – это учет доходов и расходов всех членов семьи за определенный период.

Доход – это денежные или материальные средства, которыми располагает семья в определённый период времени.

Расход – это траты, потребление чего-либо за определённый период времени.

Зарплата – это деньги, получаемые за работу.

Маркировкаь- это нанесение условных знаков, букв, цифр, графических знаков или надписей на объект, с целью его дальнейшей идентификации (узнавания), указания его свойств и характеристик.

Избыточный бюджет - это ситуация, при которой доходы бюджета - больше расходов.

Секвестр – это урезание государственного бюджета с целью сокращения отдельных расходных статей.

Экономия - это выгода (неизрасходованный остаток), полученная за счёт бережливого расходования.

Дефицит – это ситуация при которой расходы бюджета превышают доходы бюджета.

Профицит – это ситуация при которой доходы бюджета.

Учитель обществознания организует обсуждение вопросов.
Как, по вашему мнению, нужно составлять бюджет семьи, что нужно учитывать? Какие статьи расходов являются обязательными ?

Кто планирует бюджет семьи? Чьи потребности нужно учитывать при планировании семейного бюджета? Нужно учитывать интересы только тех членов семьи, которые работают? Из каких поступлений складывается доход семьи? Из чего складывается расходная часть бюджета семьи? Как мы определяем, что нужно купить в первую очередь?


Игра «Семейная копилка»

Сейчас мы с вами будем формировать семейный бюджет. Назовите источники пополнения семейного бюджета. Из каких доходов складывается бюджет вашей семьи?

(Ученики называют источники пополнения семейного бюджета и опускают монетку в банку с названием «ДОХОДЫ». По ходу выполнения задания на экране проектора появляется схема «Доходы семьи».)


Доходы

• Доходы от собственности

• Зарплата

• Пособия

• Стипендии

• Пенсии

• Доходы от предпринимательской деятельности

• Проценты по вкладам в банке


К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, денежный подарок на день рождение, находка, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, яблок.

Итак, мы наполнили семейную копилку благодаря вашим знаниям, эрудиции.


Проблемный вопрос. Как вы думаете, семейная копилка-бюджет у нас останется постоянно заполненной? (Ученики предполагают, что необходимо будет осуществлять расходы.)

В каждой семье есть и расходы. Какие бывают виды расходов?

Виды расходов

Обязательные — на питание, одежду, ЖКХ, транспорт, налоги

Произвольные — на приобретение дорогостоящих предметов и предметов длительного пользования (бытовая техника, туристические путевки, транспортные средства, драгоценности)

  • Непредвиденные (ремонт бытовой техники, покупка лекарств и т.п.)


Учитель математики

Давайте учиться расходовать семейный бюджет. На что обычно тратятся денежные средства?


Работа в группе по закреплению темы

Учитель математики

Ну, а так как семья маленькое общество вам сейчас необходимо в группе рассчитать доходы и расходы вашей семьи за месяц и узнать, как ваша семья расходует средства и указать вид бюджета. (Учащиеся в группах выполняют задания.)

1. Семья Веселых.

Доходы

Зарплата мамы – 9000 рублей

Зарплата папы – 14000 рублей

Детское пособие – 800 рублей

Итого:

Расходы

Коммунальные услуги – 4000 рублей

Питание – 10000 рублей

Кредит- 2800 рублей

Одежда – 3000 рублей

Прочие расходы –4000 рублей

Итого:

Бюджет:

2. Семья Красивых.

Доходы

Зарплата мамы – 15000 рублей

Пенсия бабушки – 9000 рублей

Детское пособие- 800 рублей

Итого:

Расходы

Коммунальные услуги – 5000 рублей

Продукты – 10000 рублей

Лекарства – 3000 рублей

Одежда – 5000 рублей

Игрушки – 300 рублей

Прочие расходы – 2000 рублей

Итого:

Бюджет:


3. Семья Задорных.

Доходы

Зарплата мамы – 17000 рублей

Зарплата папы –15000 рублей

Стипендия дочери- 3000рублей

Итого:

Расходы

Коммунальные услуги – 4000 рублей

Продукты – 8000 рублей

Одежда – 5000 рублей

Прочие расходы – 5000 рублей

Итого:

Бюджет:


4. Семья Счастливых.

Доходы

Зарплата папы– 18000 рублей

Зарплата мамы- 10000 рублей

Пенсия дедушки – 9000 рублей

Итого:

Расходы

Продукты – 15000 рублей

Коммунальные услуги – 5000 рублей

Одежда – 6000 рублей

Лекарства – 5000 рублей

Прочие расходы – 6000 рублей

Итого:

Бюджет:

Веселые: 23800-23800=0 - сбалансированный бюджет

Красивые: 24800-25 300= - 500 недостаток (дефицит бюджета)

Задорные: 35000-22000=13000 экономия (профицит бюджета)

Счастливые: 37000-37000=0 - сбалансированный бюджет

Ответы детей.

Ребята, а почему одной семье средств не хватило? Что бы вы им посоветовали?


Самостоятельное решение задач, с последующей проверкой.

Задача №1 Доходная часть семейного бюджета состоит из заработной платы родителей и детского пособия (3 детей). Зарплата папы в среднем 15600 рублей в месяц, мамы - 11900 рублей, детское пособие на ребенка - 237 рубля. Какой размер доходной части бюджета семьи? 



Задача №2 Доходная часть семейного бюджета состоит из заработной платы родителей и детского пособия (1 ребенок), пенсии бабушки и дедушки. Зарплата папы в среднем 15000 рублей в месяц, мамы - 11000 рублей, детское пособие на ребенка - 237 рубля, пенсия – 6500 рублей. Какой размер доходной части бюджета семьи?



Задача №3 Доходная часть семейного бюджета состоит из заработной платы родителей и детского пособия (2 детей), стипендии старшего сына. Зарплата папы в среднем 10600 рублей в месяц, мамы - 13000 рублей, детское пособие на ребенка - 237 рубля, стипендия – 1500 рублей. Какой размер доходной части бюджета семьи?



Задача №4 Доходная часть семейного бюджета состоит из заработной платы родителей, стипендии сына, пенсии бабушки. Зарплата папы в среднем 10600 рублей в месяц, мамы - 13000 рублей, стипендия – 1500 рублей, пенсия - 8000. Какой размер доходной части бюджета семьи?



Задача №5 Доходная часть семейного бюджета состоит из заработной платы родителей и детского пособия (2 детей). Зарплата папы в среднем 15600 рублей в месяц, мамы - 11900 рублей, детское пособие на ребенка - 237 рубля. Какой размер доходной части бюджета семьи?

Рефлексия.

Учитель обществознания. Ребята, сегодня на уроке мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте, что Ваши родители не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что их потратить, а с чем можно подождать. Поэтому не обижайтесь на своих родителей, когда они говорят, что сейчас нет денег. Это не значит, что их нет в кошельке, просто они нужны для других целей.


Проведем тест (для индивидуальной оценки). Выберите правильные утверждения на вопрос. Проверим, как внимательны вы были на уроке.


1) Из чего складывается бюджет:

д) из заработной платы, пенсии и стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег.


2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы.


3)Как называются деньги, которые получают пожилые люди?:

а) баранки

д) пенсия

м) стипендия


4) Деньги, которые тратятся из бюджета это:

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль.


5) Лучшим считается бюджет, в котором:

е) доходы больше расходов

и) доходы равны расходам

а) доходы меньше расходов.


6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:

т) доходов;

п) расходов;


Если вы правильно выполнили тест, то должно получиться слово, связанное с темой нашего урока. Что же у вас получилось? Бюджет. Молодцы!!!


Домашнее задание. Мини-проект «Семейный бюджет».


Список используемой литературы.

  1. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. 8 класс. М.: Просвещение, 2014.

  2. Интегрированный урок по теме «Семейный бюджет. Основы проектирования». Авторы Кашина И.В., Коржова Е.А. http://festival.1september.ru/articles/532759/.

  3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М").

  4. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М.Е.Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007.

  5. Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В.Д. Симоненко, Т.А.Степченко - М.: Вита-Пресс, 2004.

  6. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В.Д., Степченко Т.А. - М.: Вита-Пресс, 2004.

  7. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. - М.: Вита - Пресс, 2006.

  8. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразоват. Учрежд. Образовательная область "Технология".- М.: Вита - Пресс, 2002.

  9. Уаттс М., Маккоркл С., Мезарос Б., Шаг М.К., Беккер С.. Экономика для старших классов. Активные формы обучения. Учебное пособие. - М.: МЦЭБО, 2003.

  10. Экономика: Методическое пособие. /Под ред. А.Я.Линькова. - М.: Вита-Пресс, 2001.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!