СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Сфера услуг".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Сфера услуг".»

Конспект урока по географии, 9в класс.

Образовательная область: география

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Технологии: элементы проблемно – диалоговой, исследовательской технологий, ИКТ- технологии.

Оборудование: ноутбук, проектор, учебник, презентация, ОК, карточки с тестами.

Место урока в теме: 1 урок в теме «Инфраструктурный комплекс».


Тема: Состав и значение третичного сектора экономики.

Цель: сформировать представление о составе и роли третичного сектора в экономике страны.

Задачи:

  • познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;

  • развивать мышление учащихся, привлекая к анализу таблиц, диаграмм, обобщению материала и формулировке выводов;

  • развивать эмоциональную сферу личности и познавательные интересы школьников путем изложения дополнительного материала по проблемам развития инфраструктурного комплекса России;

  • воспитывать организованность, внимание учащихся, стремление рационально использовать время.

Планируемые результаты:

Предметные: определять состав и значение сферы услуг; раскрывать зависимость развития сферы услуг от экономического освоения территории.

Метапредметные: поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: сформирование ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; выполнять самоанализ полученных знаний.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение результатов самостоятельной работы по теме «Машиностроение». Раздача ОК.

  3. Актуализация знаний.

Учитель: Мы продолжаем знакомство с особенностями развития хозяйства России.

В течение нескольких уроков мы изучали отрасли вторичного сектора экономики. Чем он занимается? (переработкой сырья).

Слайд 1.

Задание: Из предложенного перечня отраслей выбрать те, которые относятся к вторичному сектору экономики: электроэнергетика, горнодобывающая промышленность, машиностроение, рыбная промышленность, нефтяная промышленность, охота, лесная промышленность.

- Кроме первичного и вторичного сектора, в экономике нашей страны есть еще один сектор.

Этот сектор называется - третичный.

  1. Изучение нового материала.

Слайд 2.

Учитель: Сегодня мы переходим к изучению третичного сектора, рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Находим нужный параграф в учебнике.

Обратите внимание, что его еще называют инфраструктурным комплексом. Термин инфраструктурный комплекс появился совсем недавно, в 40 –х годах 20 века. Это географическое понятие нам не известно. Но есть ребята в нашем классе, которые должны были найти определение понятия «Инфраструктура».


Ученики: Это понятие означает

  • Инфраструктура от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение.

  • Инфраструктура - это термин для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство.

  • Инфраструктура - отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества (Словарь Ожегова)

  • Инфраструктура – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения


Учитель: Как видим определений много, в ОК представлено одно из них прочитаем и выделим его.

Слайд 3.

Учитель: Назовите основные виды инфраструктуры.

- Чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений. Найдите в тексте учебника, каков уровень инфраструктуры на территории Центрального района и Дальнего Востока. Сделайте выводы.

Ученики: в наиболее развитом районе страны - Центральном – инфраструктурой занято10-11% территории, а на Дальнем Востоке – только 0,5% .Это можно объяснить тем, что в Центральном районе проживает больше людей, выше плотность населения и лучше развито хозяйство, чем на Дальнем Востоке.

Учитель: Действительного развитие отраслей сферы услуг во многом зависит от заселенности и экономического освоения территории. Одна из проблем в России - это слабое развитие инфраструктурного комплекса.


Слайд 4, 5.

Учитель: Третичный сектор или инфраструктурный комплекс стал преобладающей отраслью в экономике ведущих стран мира. Давайте познакомимся со статистическими данными в учебнике (табл. …). Проанализируйте их и сделайте вывод о тенденциях развития комплекса в США, Японии и России.

Ученики: Мы видим, что доля третичного сектора в экономике США и Японии очень высокая она составляет более 70%, а в России 55%, можно сделать вывод, что развитие инфраструктурного сектора в нашей стране значительно отстает от ведущих стран мира.

Учитель: Долгое время комплекс считался второстепенным подразделением хозяйства. Поэтому доля его в экономике страны на много ниже, чем в развитых странах.


Слайд 6.

Учитель: Этот жизненно важный комплекс состоит из двух взаимосвязанных групп отраслей, посмотрите на слайд и назовите их. Выделите в ОК.


Слайд 7, 8.

Учитель: Сегодня мы рассмотрим 1-ю часть инфраструктурного комплекса - сферу обслуживания.

Отрасли это комплекса обеспечивают нормальную работу промышленности, С/Х, определяют качество жизни населения.

- Подумаем, какую продукцию производить инфраструктурный комплекс? И чем эта продукция отличается от продукции первичного и вторичного сектора.

Ученики: Инфраструктурный комплекс производит услуги.


- Что такое услуга? Найдите ответ в тексте параграфа.

Слайд 9. Ученик: Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. Выделяем ответ в ОК.

Учитель: Какие виды услуг вы знаете, и являетесь ли вы их потребителями?

Ученики: Я считаю, что являюсь потребителем услуг потому, что каждый день хожу в магазин, езжу на автобусе в школу, а сейчас я получаю образовательные услуги. Есть еще медицинские услуги, электроснабжения, теплоснабжения.

Учитель: Если бы вам предложили составить классификацию услуг, какие бы признаки, вы бы положили в основу классификации. Найдите интересующую нас информацию в таблицах учебника стр. …, табл. ….. И сделайте выводы.

Слайд 10.

- Назовите виды услуг по характеру деятельности? По широте и периодичности услуг? (анализ таблиц)

Ученики:

По характеру услуги бывают материальные и нематериальные. К материальным относятся такие как торговля общественное питание, транспорт, связь. К нематериальным образование культура, здравоохранение, оборона, государственное управление.

По периодичности получения все услуги можно с группировать в две группы. Первая группа – постоянные к ним относятся жилищное обслуживание, покупка продуктов, транспортное обслуживание и нужные иногда - парикмахерские, больницы, автосервис, ремонтные службы. Еще одна большая группа по кругу потребителей – нужные всем покупка продуктов, многим- транспортные услуги нужные немногим атосервис.


Слайд 11.

- Выполните задание: распределите данные виды услуг по группам.


Учитель: А теперь, ребята, проведем небольшую игру по этим таблицам, чтобы лучше запомнить классификацию услуг. Ваша задача определить к каким отраслям, оказывающим услуги относятся эти профессии и какие виды услуг по характеру и периодичности они производят. Начну я, вы внимательно следите.
Я - учитель. Моя профессия относится к отрасли - образование. Значит моя услуга по характеру - нематериальная, по периодичности потребления – постоянная, по широте круга потребителей – нужная немногим.

…… – ты парикмахер. Твоя профессия, к какой отрасли относится? (бытовое обслуживание)
Значит твоя услуга по характеру, какая? Материальная. По периодичности? Нужная иногда. По широте потребителей? Нужная всем.
…… – водитель автобуса. Моя профессия относится к отрасли транспорт. (По характеру - нематериальная, по периодичности получения- постоянная, по кругу потребителей –нужна многим.

…… – врач. Моя профессия относится к отрасли здравоохранение. По характеру – нематериальная, по периодичности – нужные иногда, по кругу потребителей - нужные немногим.


Учитель: Все эти отрасли объединяются в очень важную группу отраслей, которая называется сфера обслуживания. Познакомимся поближе с отдельными отраслями (просмотр слайдов 12-23).


  1. Первичное закрепление.

Самостоятельная работа. Предлагаю вам самостоятельно ответить на вопросы:

- Какие виды услуг вы можете получить в микрорайоне по месту жительства?

- За какими услугами вы вынуждены выезжать в другие районы?

Запишите ответ в ОК.

Предполагаемый ответ: На территории нашего микрорайона есть много предприятий, которые оказывают услуги населению -это школы, детские сады, библиотеки, училища, колледжи, множество магазинов, рынки, дома культуры такие. Хотелось, чтобы было больше спортивных площадок во дворах, у нас нет хорошего бассейна, недостаточно современных спортивных клубов хотелось, чтобы в нашем районе был хороший парк отдыха.


Слайд 24. Ответы на вопросы.

Слайд 25. Тестирование.


V. Подведение итогов урока (рефлексия). Оценивание ответов учащихся.


V. Домашнее задание. Изучить параграф 13, выполнить письменно тесты на карточке.