Тема: Ш. Перро «Подарки феи»
Тип урока: изучение и первичное закрепление
Форма урока: комбинированный.
Цель: познакомить со сказкой Шарля Перро «Подарки феи»
Задачи:
1.Образовательные:
-Знакомство детей с творчеством Ш. Перро;
-Формирование навыков осознанного чтения;
- Формирование умения наблюдать над образами главных героев и выявлять черты характеров.
2. Развивающие:
- Развитие способности полноценно воспринимать текст;
- Развитие умения определять тему, главную мысль сказки (анализировать);
- Развитие умения связности высказываний.
3. Воспитательные:
-Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.
-Воспитание интереса к самостоятельной читательской деятельности;
-Воспитание у учащихся доброты и трудолюбия.
4. Коррекционные:
-Развитие умения находить сходные и отличительные признаки;
-коррекция восприятия;
-увеличение объема внимания;
-расширение кругозора и активного словарного запаса.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- видеозапись сказки,
- Портрет Шарля Перро,
- Выставка книг «Шарль Перро – детям»,
- Карточки для составления характеристики героев,
- Карточки для составления плана,
- Карточки-тесты.
Ход урока:
1. Организационный момент.Эмоциональная мотивация.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем,
Урок чтения начнём.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня мы снова побываем в стране сказок.
- Назовите особенности сказок. (Чудеса, волшебники, …)
- Кто создаёт сказки, сочиняет, сказывает?(народ) - Сказки, которые сочиняет народ, как называются? (Народные)
- Однако есть сказки, которые сочиняются писателями.
- Как называются такие сказки? (Литературные сказки.)
- Писали, пишут сказки не только писатели нашей страны, но и других стран.
- Назовите фамилии зарубежных писателей- сказочников, сказки которых вы уже читали.(Шарль Перро (Франция), братья Гримм (Яков и Вильгельм-Германия), Ганс Христиан Андерсен (Дания) и другие.
Игра «Знаете ли вы сказки?»
- Хорошо ли вы знаете сказки?
- Отгадайте названия сказок:
1. В какой сказке девочка носила красную шапку? (Красная шапочка).
2. В какой сказке домашнее животное помогает человеку стать маркизом? («Кот в сапогах»).
3. Как называется сказка, где девушка убиралась, мыла посуду, а в конце сказки она стала принцессой? («Золушка»).
-Кто написал эти сказки?
-Автор этих сказок –Шарль Перро.
Знакомство с автором
Биография сказочника Ш.Перро: (Рассказ учителя) На доске (экране)-портрет Ш.П.
Давным-давно (12 января 1628 г.) в одной стране, она называется Францией, жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг с другом, что даже писали одинаковым почерком. Одного из братьев звали Шарль Перро. Однажды зимним вечером уже 68-летний Ш.П. сидел у камина.
Вдруг ему вспомнилась няня и её удивительные сказки. Ему так захотелось записать их, что он тотчас же сел стол. Сказки писались так быстро, как будто за спиной стояла фея и нашёптывала слова. Несколько дней Ш.П. не отходил от стола, вспоминая всё новые и новые нянюшкины сказки.
Так появились на свет сказки, которые вошли в сборник «Сказки матушки Гусыни».
Сборник содержал 9 сказок:
Кот в сапогах
Красная Шапочка
Рике-Хохолок
Спящая красавица
Золушка, или хрустальная туфелька
Подарки феи
Ослиная шкура
Мальчик-с-пальчик
Синяя Борода
- Персонажи его сказок стали друзьями всех детей. (Выставка книг-сказок Ш. Перро)
3. Усвоение новых знаний.
-Сегодня познакомимся со сказкой «Подарки Феи».
-Что такое подарки? (ответы учащихся)
- Какие бывают подарки? (ответы учащихся)
Словарная работа:
-Фея-волшебница, сверхъестественное женское существо, способное творить чудеса.
1)Первичное знакомство с содержанием. Видео-аудио запись сказки (презентация)
-Назовите главных героев (мать, старшая дочь, младшая дочь, фея, принц)
2)Беседа по прочитанному:
-Чьи это слова?
- Пейте на здоровье, тетушка. (Младшая дочь)
- Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память. (Фея)
Двигательные упражнения
Потрудились-отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Наклониться, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
4. Чтение и анализ сказки.
1. Артикуляционная гимнастика
- А теперь настроим наш речевой аппарат.
- Выполним дыхательную и интонационную гимнастику.
1) Задуваем свечку один большой выдох, два маленьких.
2) Сдуваем с ладошки листочек.
3) Повернулись друг к другу и произнесите «сказка»
- с удивлением
- с грустью
- с радостью
- загадочно
- Молодцы!
2.Чтение по плану. (План составляется на доске)
1 часть (читает ученик, остальные следят по учебнику)
Словарная работа:
-Вдова- женщина, у которой умер муж
-Грубые - недостаточно культурны, нечуткие
-Приветливая- Благожелательная, радушная, ласковая.
-Какая была старшая дочь? Младшая дочь?
- Как озаглавим 1 часть?
2 часть (читает ученик, остальные следят по учебнику)
Словарная работа:
- Источник- струя воды, выходящая на поверхность из-под земли.
- Как относилась мать к старшей дочери? (Любила ее)
- Как относилась мать к младшей дочери? (Не любила, заставляла ее работать с утра до вечера)
- Как озаглавим 2 часть?
Читаем за учителем и отвечаем на вопросы
- Кого встретила младшая дочь? (Бедную женщину)
- Что подарила фея младшей дочери? (Цветы и драгоценные камни.)
- За что она получила подарок? (За доброту и приветливость)
- Почему мать решила послать к источнику старшую дочь? (Она хотела, чтобы старшая дочь тоже получила удивительный дар)
- Старшая дочь с желанием отправилась к источнику? (Она не хотела идти)
- Что подарила фея старшей дочери? (Змей и жаб.)
- За что она получила подарок? (За злость и невежливость)
5. Закрепление новых знаний.
А) Сравнительная характеристика черт характера сестер. (на партах лежат листочки со словами-чертами характера)
- Выберите слова, которые характеризуют младшую дочь и старшую дочь (2 столбика):
Добрая, злая, грубая, вежливая, ленивая, приветливая, трудолюбивая, ворчливая, честная, невежливая, спокойная, отзывчивая, любезная.
-Какая из сестер вам понравилась? Почему?
Б) Тестовое задание:
- Чем наградила фея младшую дочь?
Укажите правильный вариант ответа:
- цветами, драгоценными камнями
- жабами, драгоценными камнями
- змеями, цветами
6.Подведение итогов.
- Ребята, как вы понимаете выражение «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок!» (Учит как правильно поступать)
- За что фея наградила младшую дочь?
(Фея награждает младшую дочь за её вежливость, доброту и трудолюбие цветами и драгоценными камнями.)
-Чему учит нас сказка?
(Это произведение учит нас быть добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми.)
7. Рефлексия.
-Ш. Перро дает нам надежду на счастье и удачу. Если вы добры, учтивы, помогаете людям, то окружающие ответят вам тоже добром.
- Говорите чаще друг другу добрые слова.
8. Оценки за урок.
- Спасибо всем за работу на уроке!
9. Задание на дом
1.с.68-71-подготовить пересказ по картинкам в учебнике, используя план.
2.рисунок (по желанию).
Добрая, злая, грубая, вежливая, ленивая, приветливая, трудолюбивая, ворчливая, честная, невежливая, спокойная, отзывчивая, любезная.
Старшая дочь | Младшая дочь |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Б) Тестовое задание:
- Чем наградила фея младшую дочь?
Укажите правильный вариант ответа:
□ цветами, драгоценными камнями
□ жабами, драгоценными камнями
□ змеями, цветами
Добрая, злая, грубая, вежливая, ленивая, приветливая, трудолюбивая, ворчливая, честная, невежливая, спокойная, отзывчивая, любезная.
Старшая дочь | Младшая дочь |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Б) Тестовое задание:
- Чем наградила фея младшую дочь?
Укажите правильный вариант ответа:
□ цветами, драгоценными камнями
□ жабами, драгоценными камнями
□ змеями, цветами
Добрая, злая, грубая, вежливая, ленивая, приветливая, трудолюбивая, ворчливая, честная, невежливая, спокойная, отзывчивая, любезная.
Старшая дочь | Младшая дочь |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Б) Тестовое задание:
- Чем наградила фея младшую дочь?
Укажите правильный вариант ответа:
□ цветами, драгоценными камнями
□ жабами, драгоценными камнями
□ змеями, цветами
Добрая, злая, грубая, вежливая, ленивая, приветливая, трудолюбивая, ворчливая, честная, невежливая, спокойная, отзывчивая, любезная.
Старшая дочь | Младшая дочь |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Б) Тестовое задание:
- Чем наградила фея младшую дочь?
Укажите правильный вариант ответа:
□ цветами, драгоценными камнями
□ жабами, драгоценными камнями
□ змеями, цветами