Тема: «Шахматные фигуры» Цели и задачи: совершенствовать знания по терминологии игры в шахматы, развивать смекалку и воображение, уметь самостоятельно выполнять задания, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость. Оборудования: демонстративная шахматная доска, шахматы для учащихся, письмо, рисунки по теме урока, комплект шахмат для каждого ученика, по одной книге на парту И.Г. Сухина «Шахматы 1 год обучения», игра «Волшебный мешочек», разнообразные виды наборов фигур, карточки с названием фигур. Методы: наглядный, эвристический, словесные. Ход занятия: 1. Вступительная часть - Добрый день! -Ребята, какую игру мы с вами начали изучать? -С чем мы познакомились на прошлых уроках? - Что мы знаем про шахматную доску? Блиц-опрос: Сколько полей в больших диагоналях? Сколько полей в самых коротких диагоналях? Сколько на доске больших диагоналей? Сколько на доске самых коротких диагоналей? Какую форму имеет центр? Сколько полей в центре? Сколько белых полей в центре? А черных полей? 2. Актуализация опорных знаний - Ребята, недавно я повстречала Почтальона Печкина. Он все так же раздает письма, газеты, посылки, и Печкин передал мне письмо. Откуда: из страны шахмат. От кого: от Алисы из страны чудес. - Похоже, ребята, Алисе нужна помощь, раз она решила нам написать. Но мы с вами всегда готовы прийти на помощь. Письмо: «Уважаемы ученики Белоярской школы №1». Пишу вам из страны шахмат. Прошу вас, помогите, у нас пропали все шахматные фигуры. А чтобы найти их, вам придется проделать немалый путь, помогите нам вспомнить, как выглядят шахматные фигуры, их имена, как они правильно ходят. Если вы поможете нам это сделать, буду Вам очень благодарна. 3. Основная часть. - Ну что ребята, отправляемся в путь? ( Да) - Поможем Алисе. Вся в квадратах — белых, чёрных — деревянная доска, а ряды фигур точёных — деревянные войска. Люди их передвигают, коротают вечера, люди в шахматы играют — интересная игра! Тут ферзи, слоны отважны, мчатся поперёк и вдоль, и, совсем как в сказке, важный возвышается король. Тут герои в каждом войске, и выходит рать на рать хитроумно и геройски воевать и побеждать! Сегодня Вы вспомните об основных действующих лицах любой шахматной баталии. Естественно, это шахматные фигуры. - Ребята, перед вами самые разнообразные виды наборов фигур. Давайте их рассмотрим. Они бывают миниатюрные, крупные, магнитные, гигантские. - В шахматы играют два соперника: один из них - белыми фигурами, второй - чёрными. У каждого из противников по 16 фигур - один король, один ферзь, по две ладьи, по два слона, по два коня да по восемь пешек. - Ребята, некоторые шахматные фигуры сегодня пришли к нам в гости. Давайте догадаемся, как они называются. 1-й гость – шахматный король. Шахматный Король – Его Величество, он в партии самый высокий и самый заметный, еще бы нет. На шахматной доске его фигура похожа на человечка с короной на голове в виде пики или креста. А вот ручек и ножек у него не хватает! (отгадывают). Сообщение: на демонстрационной шахматной доске и на диаграммах в шахматных книгах, задачниках и тетрадях король выглядит немного иначе, обычно это изображение царской короны с крестом наверху. В каждом войске (шахматных наборах соперников) королей всего лишь по одному: чёрный и белый. В честь Шахматного Короля – Шаха игра и стала Шахматами называться. 2-й гость – шахматный ферзь. Шахматный Ферзь – фигура ростом вышла чуть меньше короля. А еще у него на голове есть небольшая круглая шапочка (корона). На демонстрационной шахматной доске у ферзя Вы увидите красивую корону с пятью остроконечными зубцами (отгадывают). Сообщение: в древние времена в Индии главного военачальника именовали визирем или ферязью. А в вот в странах Европы эта шахматная фигура приобрела имя шахматной королевы или дамы. В России же сохранилось первоначальное индийское название этой фигуры – ферзь. Нет, не привык русский народ, чтобы ими женщины управляли! Но всё же в стародавние времена к этой фигуре относились уважительно, как к женщине – Ферязь Всяческая. А прибавку к своему красивому названию ферзь получил из-за умения передвигаться по шахматной доске разными способами. В начале шахматной партии ферзей каждого соперника по одному. 3-й гость – шахматная ладья. Шахматная Ладья на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). Кстати, подобные боевые крепости могли не только стоять на земле, но и передвигаться (отгадывают). Сообщение: в Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались лодьями), что эта фигура в итоге и превратилась в ладью. Да и сами старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Но в шахматы сегодня играют во всём мире, и фигуры везде должны быть одинаковы. Вид фигуры в конечном результате изменился, она стала похожа на башню, название же осталось прежним. Ладей в каждом войске по две. 4-й гость – шахматный слон. Сообщение: А фигура на слона совсем и не похожа. Правда, давным-давно шахматный слон был слоном – это подтверждают старинные шахматные наборы в Эрмитаже. Но в нашей холодной стране ведь слоны не везде водятся, да и, если упадёт шахматный слон со стола, то хобот и хвост могут отвалиться, больно хрупкая фигура. Поэтому со временем на шахматной доске и появилась фигура, похожая на человечка, который и управлял этим могучим животным. Кстати, слоны перевелись не только в России. Как только не называют эту фигуру в других странах: и офицером, и стрелком, и гонцом, и епископом, и даже... шутом! Слонов в каждой армии по два. 5-й гость – шахматный конь. У каждого шахматиста есть свои предпочтения. Нынешний обладатель чемпионского титула Магнус Карлсен любит слонов. Михаил Таль отменно умел управлять кавалерией. Умел и любил это делать. Его искрометные атаки с участием конницы давно вошли в учебные пособия (отгадывают). Сообщение: во всех страна, где бы не появлялись шахматы, обязательно в состав войска входили фигурки, изображавшие коня или всадника на коне. В древнем шатранге – старинных персидских шахматах, фигурами были индийские всадники-войны, сидящие на могучих конях. Правда, когда переводчики перевели на русский язык название фигуры, то оказалось, что конь скинул всадника. Вот так и воюет гордо один конь на шахматной доске. 6-й гость – шахматная пешка. Маленький человечек в круглом шлеме (отгадывают). Сообщение: пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта шахматная фигура так называется. Шахматные пешки ходят только вперёд. Их смело бросают в бой на врага и особо не жалеют. Но части пешек доверяют особую почётную роль – охрану Его Королевского Величества. Почти во всех странах пешки – это воины, солдаты. Но в совсем не мирной когда-то Германии, пешки стали мирными крестьянами. В некоторых странах они превратились в животных. Интересно посмотреть на экспонаты петербургской Кунсткамеры. В залах Якутии около юрт-ладей лежат пешки-тюлени, а в Монголии – стадо пешек-овечек собралось атаковать врага. Пешек в каждой армии больше всего – по восемь. - Вот какие прекрасные фигуры есть в шахматной игре. Работа по учебнику. - Ребята, откройте учебник на стр. 18. Рассмотрим армию белых и черных фигур. 4. Физминутка. -Ребята, предлагаю показать движения наших фигур. Я называю шахматные фигуры, а вы показываете, как они двигаются (конь – скачет, король – сидит ровно на троне, слон – машет головой, пешка – поднимает копье и т.д.) 5. Закрепление. - Сейчас мы будем доставать фигуры из «Волшебного мешочка» и определять роль каждой фигуры в игре (из мешочка вынимаются поочередно все шахматные фигуры и расставляются на шахматной доске). Игра на закрепление «Найди и назови» Учитель раздает каждому из ребят коробочку с шахматными фигурами, дети высыпают их на парты, в беспорядке расставляют на парте. Начинается закрепление пройденного материала. Учитель по одной поднимает шахматные фигуры, просит ребят назвать их и поднять такую же. 6. Подведение итогов. - Ребята, можем ли мы написать письмо Алисе и назвать все шахматные фигуры и описать, как они ходят? (Можем). Учитель вкладывает письмо в конверт. 7. Итог Игра "Зачёркивание". - А сейчас предлагаю закрасить лишние буквы в каждой строке таким образом, чтобы оставшиеся буквы образовали слова, обозначающие шахматные фигуры: КРЕСЛОНОТЫ (Слон.) БАЛКОНДЕНЬ (Конь.) УСПЕХШКАФ (Пешка.) БАЛБАДЬЯ (Ладья.) ФЕРМАКНЯЗЬ (Ферзь.) ЛИНКОРОЛЬХА (Король.) 8. Рефлексия. - Какие фигуры существуют в шахматной игре? - Какая фигура вам понравилась больше всего? - Как выглядит король, ферзь, ладья, пешка, конь? - Как ходят эти фигуры? Как они бьют? - На этом наше путешествие в страну шахматных фигур закончено. Но мы туда еще вернемся! Литература 1.И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.) 2.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. 3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. Сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”. Сайт chessmatenok.ru |