Тема урока: Синонимы.
Провела: Рылова Т.А.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с понятием «синонимы»;
Показать детям роль синонимов в речи;
Учить детей подбирать и правильно употреблять синонимы;
Показать детям разницу в сочетаемости синонимов;
Привести детей к осознанию того, что слова одного синонимичного ряда могут иметь большую или меньшую употребить, а также более или менее широкую сочетаемость с другими словами.
Развивающие:
Развитие умения анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса.
Продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации.
Продолжить работу по формированию у учащихся коммуникативных умений и навыков (работа в группах).
Воспитательные:
Ход урока.
Организационный момент.
Добрый день. Мы сегодня проводим наш урок в особенный день – День счастья. Давайте поприветствуем друг друга. Улыбнемся друг другу и гостям. Ведь улыбка – это свет, без нее наше сердце каменеет, а она озаряет нашу душу светом.
Садитесь на свои места.
Проверим готовность к уроку. На уроке главный – учебник, а его помощники- тетрадь, ручка и карандаш.
Каллиграфическая минутка.
- Какое время года за окном?
- Какой месяц?
- Какие праздники были в марте?
- Вспомните из уроков окружающего мира, какие изменения происходят весной?
- У меня, при подготовке к уроку, тоже было весеннее настроение. Я очень жду весну, когда распустятся листочки, ещё ярче засияет солнышко. Поэтому я захотела сделать нашу каллиграфическую минутку необычной.
- Что лежит перед вами?
- Посмотрите, какие они? А сейчас наши пальчики сотворят чудо, но для этого их нужно подготовить.
Пальчиковая гимнастика
Игра пальчиками на пианино.
Массаж пальчиков.
- Лист какого дерева лежит перед вами?
- Чтобы догадаться, вам поможет загадка.
Что за дерево стоит,
Ветра нет, а лист дрожит.
- Запишите это слово на верхней строке ОСИНА
- Поставьте ударение.
- Назовите букву безударного гласного звука.
- Ее нельзя проверить ударением. Как называются такие слова? Дома запишите это слово в словарики.
- Звуко- буквенный разбор у доски, а дети на листочках.
- На уроках русского языка мы часто обращаемся к пословицам и поговоркам. Вашим домашним заданием было найти пословицы и поговорки про осину.
- Какие нашли? Объясните смысл.
- Мы вначале урока говорили о праздниках. Много праздников готовит и апрель.
- Какие вы знаете?
- Переверните листочки. Спишите каллиграфически с образца некоторые из них.
- отложите листочки в сторону, они нам еще пригодятся.
Работа по теме.
Послушайте стихотворение и подумайте, что необычного в нем?
Мерзнет осинка,
Мерзнет на ветру,
Мерзнет на солнышке,
Мерзнет в жару.
- Что заметили?
- Красивое, звучное стихотворение?
- Почему?
- Что нужно сделать?
- Какими словами можно заменить слово «мерзнет»?
- Вот 4 слова, которые использовала в своем стихотворении автор И. Токмакова: МЕРЗНЕТ, ЗЯБНЕТ, СТЫНЕТ, ДРОЖИТ.
- Попробуйте поставить их в стихотворении.
- Что у вас получилось?
- Проверьте по учебнику стр. 59, упр. 321.
- Прочитайте его выразительно.
- Какие слова в нем близки по значению.
- А кто помнит из 1 класса, как их называют.
- Спишите стихотворение себе в тетрадь.
- Как вы думаете, что за тема сегодняшнего урока?
- Что вы знаете про синонимы?
- Что хотелось бы узнать?
- Прочитайте еще раз слова синонимы. Определите часть речи.
- Что можно добавить в наше правило?
- А где можно узнать, что обозначает слово синонимы?
- Прочитайте правило в учебнике на странице 60.
- А для чего нам нужны синонимы?
- Перед вами желтые листочки. Вам нужно внимательно прочитать и отгадать загадки, вставив подходящие по смыслу слова синонимы.
После урока непременно
Нужна ребятам ___________ (перемена).
На время что-то прекратив,
Мы объявляем _____________(перерыв).
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим ____________(передышку).
- Прочитайте, что получилось.
- Назовите слова синонимы. Определите часть речи.
- Всем нужна передышка и нам тоже.
Физкультминутка.
Закрепление.
Мы провели хорошую работу и выяснили, что слова синонимы обогащают нашу речь. Делают ее краше и точнее. Есть даже словарь синонимов, который поможет вам избежать повторов в речи, расширить свой словарный запас (лексикон).
- А сейчас попробуем убедиться, что наш язык – это богатство, это наше национальное достояние. Для этого поработаем в группах.
- Вспомните правила работы в группах.
1 группа. Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимы. Пользуйтесь словами для справок.
Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.
Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.
2 группа. Найди пару.
Родник | Лошадь |
Тропинка | Несчастье |
Друг | Неприятель |
Враг | Приятель |
Горе | Дорожка |
Конь | Ключ |
3 группа. Вставьте нужные слова в предложения, из слов данных за чертой. Читаем сначала слова: сторожить, беречь, охранять, а затем работаем с предложениями.
Нам надо ________________ школьное имущество.
Часовые____________________ вход в штаб.
Петр Васильевич ________________ сад.
4 группа. Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова. По какому признаку нужно распределить слова на группы?
Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа , дело.
5 группа. Игра «Подберите по 3 слова». Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.
Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
Пес, лошадь, собака, коза, корова, псина.
Сердиться, спать, болеть, почивать, дремать, смотреть.
Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.
Радость, радоваться, радостный, ликовать, торжествовать, ликование.
6 группа. Прочитайте стихотворение. Найдите в нем слова-синонимы, подчеркните их.
Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канетели,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они.
Отчитываемся о проделанной работе.
Итог.
- Что такое синонимы?
- Для чего они нужны?
- Какие особенности есть у синонимов?
- Сегодня мы убедились, насколько огромны синонимичные богатства русского языка и как необходимо правильное обращение со словами-синонимами.
Слова- одежда наших мыслей. И пусть же слова ваши всегда будут красивыми и ясными.
Рефлексия.
А теперь мы вернемся к нашим листочкам. Ими мы украсим наше дерево. Возьмите их в руки, подходя к доске вы будете выбирать магнит, которым прикрепите листочек. Если на уроке вам было интересно, вы хорошо работали, все поняли – зелёный.
Желтый - если испытывали какие – то затруднения.
Красный – если вам что-то осталось непонятным и вам нужна помощь.
Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось. Мы должны беречь и охранять природу.
1е, 1ж – заложили традицию нашей школы, они провели операцию «кормушка». Мы же продолжим эту традицию: объявляю операцию «скворечник».
Домашнее задание.
Упражнение 322, записать новое словарное слово себе в словарики, приготовить совместно с родителями скворечник для птиц.