Методическая тема школы: «Формирование функциональной грамотности учащихся, как
условие повышения качества образования в рамках обновления содержания образования».
Методическая тема учителя: «Развитие навыков устной и письменной речи учащихся для
повышения уровня орфографической зоркости»
Информационная карта урока
Предмет: русский язык Класс: 4 «А»
Учитель: Литвинова Т.А.
Тема: Склонение прилагательных женского, мужского и среднего рода единственного числа.
обучающая: формировать умение определять падеж прилагательных; правильно писать
безударные окончания прилагательных;
развивающая: развивать устную и письменную речь; формировать навыки сотрудничества;
воспитывающая: воспитывать учебную активность.
Тип урока: обобщение
Вид урока: смешанный
Технология: ЛОТ
Методы: частично-поисковый, практический (самостоятельная работа, упражнения).
Оборудование: компьютер, индивидуальные карточки.
Технологическая карта урока
I. Орг. момент
II. Тест « Четвертый лишний»
Найти лишний фразеологизм
а) как сельдей в бочке
б) кот наплакал
г) повернуться негде
д) яблоку негде упасть
р) никуда не годится
л) все как на подбор
н) один к одному
м) молодец к молодцу
п) на краю света
с) за тридевять земель
т) не ближний свет
а) рукой подать
е) на всех парусах
ж) в мгновение ока
в) черепашьим шагом
з) во весь дух
о) сложа руки
к) засучив рукава
ф) не покладая рук
ц) работать рука об руку
браво
III. Постановка темы урока. Работа по теме.
Ребята, отгадайте, о чём мы сегодня будем говорить?
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам нужно знать, беречь.
- Почему вы так решили?
1.Найти ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?
Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.
Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?
а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый
С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".
а) проводка и) вода е) уводить
Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения е) часть речи.
-Букву, которая соответствует правильному ответу, записывайте в таблицу, которая находится в конце теста.
-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)
-Что такое склонение? (Изменение окончаний по падежам)
- Имя прилагательное обозначает… признак предмета
- Имя прилагательное изменяется: (по родам в ед.ч., по числам, по падежам)
- Имя прилагательное в предложении бывает (второстепенным членом)
- Окончания прилагательных: ж.р - , м.р. - , ср.р.
2. Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, определите и выделите окончания прилагательных
Робк.., тих.. лег на чёрную з.млю . перв.. сн.жок. Небо сер.., а сне. бел.. ,легк.. .
- Выписать словосочетания прил+ сущ., указать род , число падеж.
На чёрную землю (ж.р.,ед.ч.,В.п.) Белый лёгкий снег (м.р.ед.И п.)
3. Творческая работа.
Северный олень.
По тундре бродят огромные стада северных оленей. Удивительное животное - северный олень: крупное, сильное, неутомимое! Целый день олень работает, возит по тундре людей, грузы. А распрягут - он сам себе еду добывает.
Олений корм - кустистый ягель. Это низенькое растение светло-серого цвета. Подлунным светом кажется, что олени ходят по серебру.
Зимой серебряное пастбище занесет глубоким снегом. Теперь, чтобы добраться до любимого ягеля, северный олень дожжен разгребать копытами плотный снег, рыть глубокие ямы.
К долгожданному приходу весны у него полностью стерты копыта. Но другой лопаты для добывания необходимого корма у северного оленя нет.
- Подобрать имена прилагательные, объясните написание падежных окончаний:
животное (какое?) , ;
ягель (какой?) ;
растение (какое?) ;
цвета (какого?) ;
светом (каким?) ;
ягеля (какого?) ;
приходу (какому?) ;
корма (какого?) ;
оленя (какого?) ;
- Почему автор называет северного оленя удивительным животным?
- Чем питается северный олень?
- Опишите ягель?
- Какие трудности испытывает олень зимой?
- Выпишите из текста словосочетания прилагательное + существительное. Выделите окончания у прилагательных. Объясните написание падежных окончаний,
(т.е. определить род и падеж).
4. Вставьте недостающие слова в предложения.
1.Подул ………. ………… . 2 ……… ……….. снег. 3.Скоро …………год. 4.Все стали готовиться к празднику. 5. ……….ёлка росла в лесу. 6. ………… …………..в школу. 7……….. …….. игрушками. 8.Скоро лесная красавица засверкала.
-Кто желает прочитать получившийся рассказ?
-Послушайте, какой текст составила я.
Подул холодный северный ветер.4 Выпал пушистый снег. Скоро Новый год. Все стали готовиться к весёлому празднику. Большая мёрзлая ёлка росла в лесу. В один из зимних дней её привезли в школу. Дети нарядили ёлку разноцветными игрушками. Скоро лесная красавица засверкала.
5. Морфологический разбор – засверкала.
IV. Обобщение.
Д/з правило, с. 76- 80