Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время |
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Личностные: - мотивация к обучению. | Здравствуйте! Прежде чем начать наш урок мы должны выполнить все пункты плана «Ты готов начать урок?» (Слайд 1) -
Приведите себя в порядок. -
Проверьте, все ли у вас есть для работы на уроке. -
Тихонечко сядьте. -
Подравняйте спинки и примите позу ученика. | Молодцы! Теперь мы может начинать наш урок. | Здравствуйте! Выполняют план. | 1 минута |
II. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Познавательные: - умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свои знания; | Давайте вспомним, что мы изучили на прошлом уроке. На интерактивной доске представлены незаконченные предложения, дополните их устно: (Слайд 2) На прошлом уроке мы изучали тему ____. Познакомились с приёмами ____ ____. Сейчас найдите значение данных выражений с помощью приемов устных вычислений: (Слайд 3) 430+70 220-120 260+40 305-5 310+90 400-250 500+200 810+20 | На прошлом уроке мы изучали тему «Сложение и вычитание трёхзначных чисел в пределах 1000» Познакомились с приёмами устных вычислений. Находят значение выражений: 500 100 280 300 400 150 700 830 | 3 мин |
III. Этап выявления места и причины затруднения |
Регулятивные: - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - высказывать своё предположение; - оценивать правильность выполнения действия на уровне. | У вас получается быстро и правильно находить значений выражений с помощью приемов устных вычислений. Попробуйте найти значение данного выражения: (Слайд 4) 534+427 Поднимите руку, если у кого-то появились затруднения. Скажите в чем проявилось ваше затруднение. Как вы думаете, если такое выражение трудно решить устно, то нужно как решать, чтобы точно не сделать ошибку? Значит с какими приемами вычислений мы познакомимся сегодня? (Слайд 5) Предлагаю определить цель урока. | Находят значение выражения. Поднимают руки дети у который появились затруднения. Сложно посчитать в устно, в уме, запутывались при счёте. Нужно решать письменно. Мы познакомимся с приемами письменных вычислений. Научиться приемам письменных вычислений. | 3 мин |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения |
Познавательные: - умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свои знания - извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | Ребята, откройте учебник на странице 70. Посмотрите на задание №2. Прочитайте задание. Вычисли, используя запись столбиком, и сделай проверку. Скажите, находили ли мы уже значение выражения с помощью приема записи в столбик? Если да, то с какими числами мы работали. Давайте вспомним алгоритм сложения и вычитания двухзначных чисел. (Слайд 6) Вернемся к нашему заданию. Запишите в тетрадь: 208+629= Из чего состоит первое слагаемое? Из чего состоит второе слагаемое? Как вы думаете, подойдет ли нам алгоритм сложения и вычитания двухзначных чисел? Верно, алгоритм сложения и вычитания двухзначным чисел нам подходит, но только мы работаем с трёхзначными, поэтому усложняется. Чтобы определить, чем он усложняется, определите, чем отличается двузначное число от трехзначного. Давайте найдем значение выражения, которое мы записали в тетрадь: 208+629 Первое действие мы уже выполнили – записали в столбик единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями Какое второе действие мы выполним? Третье действие? Четвертое действие? И последние действие – читаем ответ? Какой ответ у вас получился? | Вычисли, используя запись столбиком, и сделай проверку. Мы использовали прием записи в столбик при работе с двухзначными числами. Проговаривают алгоритм сложения двухзначных чисел: 1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками; 2. Складываю единицы; 3. Складываю десятки; 4. Читаю ответ. Проговаривают алгоритм вычитания двухзначных чисел: 1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками; 2. Вычитаю единицы; 3. Вычитаю десятки; 4. Читаю ответ. Из 2 сот. 0 дес. и 8 ед. Из 6 сот. 2 дес. и 9 ед. Подойдет. В двухзначные числа имеют два разряда десятки и единицы, а трехзначные три разряда сотни, десятки и единицы. Складываем единицы 8 и 9. Получаем 17. 7 пишем 1 запоминаем. Складываем десятки 0 и 2 и добавляем число, которое запомнили, получаем 3 Складываем сотни к 6 прибавляем 2, получаем 8. 837 | 10 мин |
V. Этап реализации построенного проекта |
Познавательные: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свои знания; - извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | Ребята, я вам предлагаю составить алгоритм сложения трёхзначных чисел опираясь на алгоритм сложения двузначных чисел. (Слайд 6) 1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями; 2. Складываю единицы; 3. Складываю десятки; 4. Складываю сотни; 5. Читаю ответ. Откройте страницу 71. Обратитесь к заданию 2. Реши с объяснением: 456+252 Теперь составьте алгоритм вычисления трёхзначных чисел аналогично алгоритму сложения. (Слайд 6) 1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями; 2. Вычитаю единицы; 3. Вычитаю десятки; 4. Вычитаю сотни; 5. Читаю ответ. Откройте учебник на странице 72, задание 2. Вычисли, используя запись в столбик: 306-262 Физкультминутка Мы всем классом не скучаем, И задания выполняем, А теперь мы встали Руки вверх подняли. Мы шагаем, мы шагаем, Поворачиваемся. Пальцы сжали и разжали, Чтоб скорей они писали. | Проговаривают алгоритм сложения трёхзначных чисел: -
Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями; -
Складываю единицы; -
Складываю десятки; -
Складываю сотни; -
Читаю ответ. 456+252 Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Складываю единицы 6+2=8. Складываю десятки: 5+5=10, 0 пишу под десятками, 1сот. прибавляю к сотням. Складываю сотни 4+2+1=7. Читаю ответ: 708. Проговаривают алгоритм вычитания трёхзначных чисел: -
Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями; -
Вычитаю единицы; -
Вычитаю десятки; -
Вычитаю сотни; -
Читаю ответ. 306-262 Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Вычитаю единицы 6-2=4. Вычитаю десятки: из 0 дес. нельзя вычесть 6 дес. Беру 1 сот. из 3 сот. (Чтобы не забыть об этом, ставлю точку над цифрой 3.) 10-6=4, пишу под десятками. Вычитаю сотни 3-2-1=444. Читаю ответ: 444. | 15 мин |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Регулятивные: - оценивать правильность выполнения действия на уровне. Познавательные: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свои знания; - извлекать информацию, представленную в разных формах. | Давайте проверим, как же хорошо вы запомнили то, что сегодня узнали с помощью нашего светофора, у каждого на столе лежат три кружка: красный, жёлтый, зелёный. На слайде представлены утверждения, если утверждение не верно, то вы показываете красный кружок, если мы затрудняетесь ответить, то вы показываете жёлтый, если утверждение верное, то вы показываете зелёный кружок. (Слайд 7) Если значение выражение найти с помощью приемов устного вычисления найти сложно, то находим с помощью приема письменного вычисления. В составе трёхзначных чисел нет сотен. При записи в столбик числа пишутся поразрядно. Первым действием мы выполняем сложение или вычитание сотен, а потом только десятком и единиц. | Показывают зеленый кружок (утверждение верное). Показывают красный кружок (утверждение не верное). Показывают зелёный кружок (утверждение верное). Показывают красный кружок (утверждение не верное). | |
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. |
Регулятивные: - оценивать правильность выполнения действия на уровне. Познавательные: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свои знания; - извлекать информацию, представленную в разных формах. | Сегодня, вы изучили приемы письменных вычислений. Чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу, которая у каждого лежит на столе. На выполнение данной работы вам даётся 5 минут. НЕ забудьте подписать в правом верхнем углу фамилию и имя. 1 вариант: Вычислите: 328-136 521+285 608-318 263+407 | 2 вариант: Вычислите: 328+136 521-285 608+318 407-263 | Передайте работы на первую парту. | Выполняют самостоятельную работу. | 5 мин |
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения |
Познавательные: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свои знания; - извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | Давайте объединим прошлые темы с той, которую мы изучили сегодня. Я предлагаю вам восстановить рассказ, дополняя его с помощью слов: поразрядно, сложение, письменно, вычитание, столбиком. (Слайд 8) Когда устно выполнять … и … трёхзначных чисел трудно, действия выполняют ... Как и при действиях с … числами, при этом используется запись … и действия выполняются ..., начиная с первого разряда. | Когда устно выполнять сложение и вычитание трёхзначных чисел трудно, действия выполняют письменно. Как и при действиях с двухзначными числами, при этом используется запись столбиком и действия выполняются поразрядно, начиная с первого разряда. | 5 мин |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Ребята, мы сегодня с вами замечательно поработали. Вспомните, какую цель урока мы с вами ставили в начале урока? Подведем итоги нашей работы, используя «Рефлексивный экран» (Слайд 9) 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… Запишите домашнее задание: стр. 72. Задание №3. Спасибо за урок, до свидания! | Научиться приемам письменных вычислений. До свидания! | 3 мин |