СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Смерть ради жизни" (по рассказу И. Бунина "Лапти")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Смерть ради жизни" (по рассказу И. Бунина "Лапти")»

Тема урока: «Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Цель урока: познакомить с творчеством И. А. Бунина и рассказом «Лапти»

Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Тип урока: урок - размышление

Технология: критического мышления

Методические приёмы: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, синквейн, опережающее задание.

Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация о И.А.Бунине, запись музыки Свиридова Метель», выставка книг писателя, лапти, тетради, ручки.

Ход урока

  1.  Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души. (Рассказ ученика о писателе)

Тема нашего урока: «Смерть ради жизни».

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?(- О войне. - О смерти).

- Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»? (- смерть помогла кому-то выжить).

-А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры.

-Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. (слайд на экран «Лапти»)

-Как вы думаете будет связана тема урока с названием рассказа?


Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)

Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни»

Весь рассказ мы читать сразу не будем. А будем читать с остановками.

2. Осмысление содержания.

Чтение учителем до первой остановки. (до слов …ужас дойти!)

1-я остановка

-С какими героями вы познакомились? (-Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж).

Словарная работа.

- Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?

Открываем файл.

Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.

-В какое время года происходит действие рассказа? (Вьюжной зимой).

- Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.

(Пятый день несло непроглядной вьюгой).

- Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении?

(Эпитет – «непроглядная вьюга»).

- Что просит больной ребёнок?

(Больной ребёнок просит красные лапти).

- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?

( У крестьянских детей).

- Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.

- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?

(Нефёд был слугой).

- Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование)

(Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный…)

- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?

( Добрые. Она называет его Нефёдушкой).

- Как вы думаете пойдёт ли Нефёд в Новосёлки до которых шесть вёрст?

(Ответы детей).

- Об этом узнаем из следующего отрывка. (чтение до слов …степном море)

2 остановка.

- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? ( Да).

- Что взял с собой Нефёд? Для чего?

(Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал как средство опоры в метель).

- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?

(Догадывался).

- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём?

(Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек).

- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?

(Ответы детей).

- Об этом мы узнаем в следующем отрывке. Читает Сазонов Алексей (до слов…стук в окно)

- Переживали ли домашние о Нефёде?

(Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня).

- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно. Зачитайте из текста.

(Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака).

- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?

(Он предвещает что- то плохое).

- Так, что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка. (Чтение отрывка).

3- я остановка

- Почему автор назвал этот стук зловещим?

(Так как привезли мертвое тело Нефёда).

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?

(Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко).

- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?

(Думаю. Что он выздоровеет)

- Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?

(Да. Ради жизни мальчика).

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?

(Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям).

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?

(Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом).

Вывод: Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию.

Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброта, милосердие, сострадание, человеколюбие.

Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

3. Рефлексия.

Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова - подсказки: лапти, смерть, Нефёд, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда. (схема синквейна на экране)

Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их в слух

4. Итог урока.

- Что понравилось сегодня на уроке?

- Оценки.

5. Д/з:  1)подготовить рассказ о творчестве И.А.Бунина; пересказ рассказа «Лапти»