СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока - смотра знаний по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Содержание предлагаемых на уроке заданий и сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной формы работы позволяют учителю глубоко проверить качество усвоения знаний обучающихся по теме "Имя прилагательное"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока - смотра знаний по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи"»

Смотр знаний по русскому языку в 4 Г классе по УМК «Школа России»


Из опыта работы учителя начальных классов

Жеребицкой Ирины Николаевны

(2019 – 2020 учебный год)


Тема урока «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное»; совершенствовать умение определять род, число, падеж прилагательных и правильно писать падежные окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе; развивать устную и письменную речь, внимание, мышление; воспитывать уважение к ветеранам ВОв и к героическому прошлому нашей страны

Формируемые УУД:

п. – структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

к. – владение монологической и диалогической формами речи при ответе и выполнении заданий в соответствии с нормами родного языка;

р. - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

л. – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами.


Ход урока

I. Организационный этап

Вот звенит для нас звонок,

Нам пора начать урок.


Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работой нашей довольны остались.

Пусть этот урок порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.


- С каким настроением вы пришли на урок?

Слайд (Весёлое, бодрое, …)

- Каким может быть наш урок?

Слайд (Интересным, увлекательным…)

- Я очень надеюсь, что наш урок именно таким и будет.

II. Актуализация знаний

- Подумайте, как могут быть связаны слова, представленные на слайде. Слайд

Восхитительное, красочное.

Изменяется, согласуется, склоняется.

Дружит с существительным.

Красота речи.

Ответы детей: Они характеризуют имя прилагательное

- Как вы думаете, какая часть речи будет сегодня хозяйкой на нашем уроке? (Имя прилагательное)

- Имени прилагательному мы сейчас и дадим слово для выступления

(Выходят две ученицы и читают стихи. На головах у них шапочки из бумаги с указанием части речи, которую они представляют)

Имя прилагательное

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

Имя существительное

Я с прилагательным живу на редкость дружно.

Изменю окончание, когда ему так нужно.

Я его не брошу в воде и на земле.

Стою в одном с ним роде, числе и падеже.

Вопросы классу:

- Какая часть речи называется именем прилагательным? (Ученики воспроизводят правило)

- Как изменяются имена прилагательные? (По числам, по падежам и по родам в единственном числе)

III. Самоопределение к деятельности

- Какова же тема нашего урока? (Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»)

Слайд с темой урока (на доске)

- Сегодня мы проводим урок «Смотр знаний». Как вы понимаете значение этого словосочетания? (Мы должны продемонстрировать свои знания по русскому языку по теме «Имя прилагательное»)

- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? (Вспомнить всё, что мы знаем об имени прилагательном, как части речи)

Слайд

Имя прилагательное

- Сколько слогов в слове «прилагательное»? (6)

- Сколько в нём букв и сколько звуков? (14 букв и 14 звуков)

IV. Работа по теме урока

- Сначала проведём небольшую разминку. Будьте внимательны.

1. Разминка (фронтальная работа)

- Сколько имён прилагательных в тексте?

Слайд

Я смотрела из окна,

Мне вся улица видна:

Деревянная скамья,

На скамье сидит семья:

Внук – красивый, молодой,

Дед с кудрявой бородой,

Папа с мамой, а у ног –

Серый, маленький щенок.

- Если будете внимательными,

Вы найдёте прилагательные. (6 прилагательных)


- Какое слово лишнее?

Слайд

  • Весеннее, ласковое, глупая, тусклое.

  • Честный, известный, доблестный, ночной.

  • Синяя, лесные, молодые, кожаные.

  • По узкой дорожке, к любимому делу, из дальней деревни.

  • Смелый, трусливый, храбрый, отважный.


- Найдите предложение с однородными определениями.

Слайд

  • Орёл взмахнул крыльями и поднялся с дерева.

  • С моря дул влажный, но холодный ветер.

  • В нашем саду ещё цветут чудесные астры, гладиолусы, маргаритки.

- Какой частью речи выражены определения? Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (Украшают нашу речь, делают её яркой и выразительной)

Слайд

Предложение без прилагательного как торт без украшения -

совсем пустое, скучное, невыразительное. Эта незаменимая часть речи
делает язык ярким, красочным, понятным для окружающих.

2. Групповая работа

Класс делится на 3 группы (по рядам). Первая группа работает с учителем, вторая группа отвечает правила членам жюри, третья группа работает самостоятельно (выполняет тест и карточку с грамматическими заданиями). После окончания выполнения заданий вторая группа будет работать с учителем, третья – отвечать правила, а первая – работать самостоятельно. Затем смена заданий между группами произойдёт ещё раз. Таким образом, каждая группа учащихся на данном этапе урока ответит правила (теоретическую часть), поработает с учителем и выполнит задания самостоятельно. Члены жюри по ходу урока будут выставлять отметки на «Экране знаний» каждому ученику за выполненные задания.

Работа с учителем

1 ряд

  • Каким ключом нельзя открыть дверь? (скрипичным)

  • Из какого крана нельзя брать воду? (из подъёмного)

  • Какая орфограмма в прилагательном местный? (непроизносимый согласный звук)

  • Образуй от прилагательного свежий форму множественного числа (свежие)

  • Поставь прилагательное раннюю в начальную форму (ранний)

  • В каком падеже стоит прилагательное в словосочетании с верными друзьями? (Т. п.)

  • Имена прилагательные какого рода представлены на данных схемах?

  • Какая орфограмма в прилагательном смешной? (безударная гласная в корне слова)

  • Какого рода прилагательное летнее (платье)? (с. р.)

  • Подбери антоним к прилагательному лёгкий (тяжёлый)

  • Крепкий мороз (сильный), крепкая верёвка (прочная)

2 ряд

  • Подбери прилагательное к существительному вода. Вода какая? (тёплая, прозрачная)

  • Назови предмет по его признакам: крепкий, вкусный, ароматный (чай)

  • Назови предмет по его признакам: сухое, свежее, душистое (сено)

  • Имена прилагательные какого рода представлены на данных схемах?

  • Подбери синоним к прилагательному красивый (прелестный, очаровательный)

  • В каком падеже стоит прилагательное в словосочетании на морском берегу? (П. п.)

  • Подбери антоним к прилагательному узкий (широкий)

  • Какой суффикс у прилагательного сероватые? (оват)

  • Поставь прилагательное голубых в начальную форму (голубой)

  • В каком падеже стоит прилагательное в словосочетании у высокой скалы? (Р. п.)

  • Какие ворота находятся в поле? (футбольные)

3 ряд

  • Подбери антоним к прилагательному глупый (умный)

  • Имена прилагательные какого рода представлены на данных схемах?

  • В каких лесах не водится дичь (в строительных)

  • По данным признакам назови предмет: короткий, интересный, юмористический (рассказ)

  • Какая орфограмма в прилагательных ранний, длинный? (удвоенная согласная)

  • Подбери прилагательные к слову гвоздика. (душистая, алая, нежная)

  • Чем похожи прилагательные рыженькие, беленькая, серенький? (суффикс –еньк)

  • Определи род прилагательного в словосочетании интересная книга (ж.р.)

  • Какое значение имеет прилагательное крепкий в словосочетании крепкий организм? (здоровый, выносливый)

  • А крепкий орех - это какой орех? (твёрдый)

  • В каком падеже употребили прилагательное в словосочетании за дальним лесом? (Т п.)

  • Поставь прилагательное дальнюю в начальную форму (дальний)


Задания для самостоятельной работы

Тест по теме «Имя прилагательное» ФИ ……………………………..

1. Дополни предложение

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает …………………… и отвечает на вопросы …………………………………………………………….

2. Укажи верное утверждение

1) род имени прилагательного определяется по вопросу

2) род имени прилагательного определяется по роду имени существительного

3) род имени прилагательного определяется по окончанию

3. Падеж имени прилагательного определяется

1) по вопросу

2) по окончанию

3) по падежу имени существительного, к которому оно относится

4) по роду имени существительного

4. Укажи цифрами порядок выполнения действий при определении падежа имени прилагательного

…. По падежу имени существительного определить падеж имени существительного.

…. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

…. Определить падеж имени существительного.

5. Укажи верное утверждение

1) Имена прилагательные служат для связи слов в предложении.

2) Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её яркой и выразительной.

3) Имена прилагательные выражают законченную мысль.


Карточка для самостоятельной работы

Фамилия, имя ……………………………………………. Вариант 1


1. Вставь окончания прилагательных, укажи род.

Трескуч… мороз - ………… вчерашн….. газета - ……………

ближн… дорога - ………… сливочн….. масло - …………..

жарк… лето - ………… последн…….. день - …………

2. Допиши пропущенные окончания прилагательных, укажи падеж

Над гладк…. озером, в летн….. жару, по тонк….. льду, из соседн….. школы, за высок…. горами, на утренн…. прогулке, у лесн….. ручья.

3. Укажи, в окончании какого прилагательного пишется буква и

1) в бескрайн… м просторе 2) с дальн… й дороги 3) о звёздн… м небе 4) по сыпуч… м пескам

4. Произведи синтаксический разбор предложения. Укажи части речи.

На высокой сосне шустрая белка устроила уютное гнездо.


5. Разбери слова по составу: актёрскому, талантливая, заокеанских.

6. Укажи все морфологические признаки имён прилагательных в словосочетаниях

(По) берёзовой (роще) - …………………………………………….

Верным (другом) - ………………………………………………….


Фамилия, имя …………………………………………… Вариант 2


1. Вставь окончания прилагательных, укажи род.

Шутлив…. поздравление - ……… шоколадн…. масло - ……..

горяч… пора - ……………… субботн…. газета - …………

ранн…. утро - ……………. крайн…. дом - ……………


2. . Допиши пропущенные окончания прилагательных, укажи падеж.

На свеж… воздухе, за дальн…. морями, в зимн…. пору, на последн…. уроке, без вкусн… обеда, со старш…. сестрой, к дальн…. роще.

____________________________________________________________________________

3. Укажи, в окончании какого прилагательного пишется буква е

1) свеж…м ветром 2) о дальн…х странах 3) с нижн…го ряда 4) по тёмн…й улице

4. Произведи синтаксический разбор предложения. Укажи части речи.

Ласковое солнце согревает холодную землю тёплыми лучами.

5. Разбери слова по составу: дошкольный, холмистым, сладенького.


6. Укажи все морфологические признаки имён прилагательных в словосочетаниях

(В) дальнюю (дорогу) - ……………………………………….

Весеннего (дня) - ……………………………………………….


Проверка правил по теме «Имя прилагательное»

1. Какая часть речи называется именем прилагательным?

2. Какая форма имени прилагательного считается начальной?


1. Как изменяются имена прилагательные?

2. Какую роль играют имена прилагательные в речи?


1. На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в И. п. и какие окончания имеют? Приведи свои примеры.

2. Что такое синонимы? Подбери синоним к прилагательному красивый.


1. На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода в И. п. и какие окончания имеют? Приведи свои примеры.

2. С какой частью речи связано имя прилагательное?


1. На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода в И. п. и какие окончания имеют? Приведи свои примеры.

2. Каким членом предложения может быть имя прилагательное?


1. Как определить падеж имени прилагательного?

2. Как различить И. п. и В. п. имён прилагательных множественного числа?


1. Как проверить безударное окончание имени прилагательного?

2. Как изменяются имена прилагательные?


1. Какого рода бывают имена прилагательные? Как определить род имени прилагательного?

2. Как определить падеж имени прилагательного?



3. Творческая работа

- Указом президента нашей страны В. В. Путина 2020 год объявлен Годом памяти и славы. Он посвящен 75летию победы нашего народа в Великой Отечественной войне (Слайд)

Война принесла много боли и страданий людям. За 4 года она унесла жизни более 27 миллионов советских людей. Победа над фашистской Германией досталась нам великой ценой.

- Давайте попробуем подобрать к существительному победа подходящие по смыслу прилагательные

Победа (какая?) долгожданная, решительная, окончательная, сокрушительная, великая.

- Кто добился этой победы? (солдаты – победители, партизаны, труженики тыла, сегодняшние ветераны)

Подберите к существительному солдат - победитель подходящие по смыслу прилагательные (мужественный, решительный, доблестный, отважный)

- Празднование Дня Победы стало традицией в нашей стране. Ежегодно 9 мая в Москве на Красной площади проходит военный парад. Во всех городах проходит акция «Бессмертный полк». В этой акции принимают активное участие и семьи нашего класса.

(Слайд) Это семья Туевых и Лазаревых.

А вечером в честь Дня победы во всех городах – героях гремит праздничный салют.

Слайд

Дети читают стихи

Чтоб день Победы наступил,

Народ наш подвиг совершил.

Слава солдатам, павшим в войне!

Души их живы в Вечном огне.


Спасибо героям, спасибо солдатам,

Что мир подарили, тогда в сорок пятом!


Написание сочинения – миниатюры «Хочу сказать спасибо»

- Сегодня мы с вами попробуем составить текст письма ветеранам Великой Отечественной войны, вашим прадедушкам, защищавшим свою Родину от фашистов.

- Как вы думаете, из каких частей будет состоять такое письмо? (Ответы детей)

Текст письма должен включать в себя:

1. Обращение к ветерану (к прадедушке)

2. Слова благодарности

3. Пожелания

- Как можно обратиться к ветерану войны? (Здравствуйте, уважаемый ветеран! Здравствуй, дорогой мой прадедушка!)

-За что нужно поблагодарить его? (За мирную жизнь, за счастливое детство)

- Что можно пожелать?

Под музыку песен военных лет дети пишут письма ветеранам.


Зачитываются 1-2 текста собственного сочинения


V. Итог

Урок подходит наш к концу

И требует оценки.

Прошу его вас оценить

Двумя-тремя словами.

Чтоб сделать вывод с вами:

Каким он был?..

Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным…? Каким?


Слайд Урок (какой?)

Дети называют, каким получился урок (Интересным, познавательным, трогательным)


VI. Рефлексия

- Как вы думаете, достиг ли наш урок цели?

- Что понравилось?

- За что бы вы себя похвалили?


Слово членам жюри.




Экран знаний


№ п/п

Ф.И. ученика

Знание правил

Тест

Карточка

Письмо (сочин.)

Итог

1

Андрюшенкова Д.






2

Асадова А.






3

Богомолова В.






4

…………. и т.д.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!