СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Собака не всегда друг"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Собака не всегда друг"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЖ 6 класс

ТЕМА «Собака не всегда друг»

Цель урока: изучить общие правила поведения при встрече с собакой и оказанию первой доврачебной помощи.
Задачи:

– обучающие: формирование у учащихся практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях на улице при встрече с собакой;

- воспитательные: формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности; развитие умений учащихся соотносить свои желания и возможности.

- развивающие: создать условие для развития таких мыслительных процессов как анализ, синтез, умение обобщать, выделять главное, находить причинно – следственные связи, коммуникативных навыков: умение работать в группе.

2Предполагаемые результаты:

- личностные

– формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;

- эффективные навыки взаимодействие в различных жизненных ситуациях.

- метапредметные

– умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, формирование навыков работы с различными видами информации: текстовой, графической, символьной.

– умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;

– умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций.

- предметные

- выработка алгоритма и навыков обеспечения собственной личной безопасности и безопасности окружающей среды: знание собак, представляющих потенциальную опасность, знание причин немотивированной агрессии собак, признаков агрессивности владение правилами безопасного поведения и оказание само-и взаимопомощи при нападении собаки;



Краткий конспект урока.

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся класса, создает положительную психологическую атмосферу в классе.

2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся отвечают на вопросы теста (презентация). Производят взаимопроверку и выставление отметок.

3. Актуализация знаний (проводится с использованием видеосюжета).

В. Какая проблема поднята в видеосюжете? (Проблема агрессии собак). Почему мы сегодня заговорили об этой проблеме? (Тема урока посвящена этой проблеме.).

Учитель. Тема сегодняшнего урока «Собака не всегда друг».Запишите тему урока в тетрадь.

В. Какие же знания по данной теме важно получить? (Надо получить ответ как человеку избежать нападений собак, а если нападение произошло, как действовать. Как при укусе собаки оказать помощь.)

4. Целеполагание

В.Какова же цель сегодняшнего урока? (Изучить общие правила поведения человека при нападении собаки, и уметь оказать первую помощь при укусе собаки).

5. Изучение нового материала:

Учитель.Итогом нашего урока будет проверочная работа по тестам. Поэтому я перед вами ставлю следующую задачу: “Внимательно прослушать материал урока, сделать в тетради необходимые записи и в результате урока правильно заполнить тесты”.

В. Как люди называют собаку? (Друг).

В. Почему? (Верный страж, бесстрашный защитник, неутомимый охотник, последнее утешение, часто член семьи, спасение от холода и одиночества, даже лекарство).

Учитель.Это достаточно развернутый ответ, почему собака лучший друг человека.20000 лет назад собака пришла к человеку да так и осталась с ним. С тех пор следуют человек и собака сквозь века.

В. Но почему же наша тема урока «Собака не всегда друг? (Собаки бывают агрессивными, нападают на людей).

Учитель.Все чаще мы говорим об агрессивных собаках. Агрессия собак – проблема, которая, к сожалению, знакома многим и чаще всего от нее страдают дети. Культура воспитания собак еще довольно низка в нашей стране, поэтому даже любимый домашний пес может стать источником агрессии и опасности. И почти всегда в отсутствии социализации животного виноват его хозяин. Вспомните фразу «мы в ответе за тех, кого приручили».

Учитель. Какие собаки могут быть агрессивными?

1. Бойцовые породы собак (если ими неправильно занимаются).

Учитель.Ознакомимся с некоторыми опасными породами собак (презентация).

2. Бездомные собаки.

3. Больные собаки.

4. Здоровые собаки, чья агрессия однажды не была запрещена хозяевами и развивалась.

Учитель.Агрессию собаки можно как подавить, так и усилить соответствующим к животному отношением.

В. Кто такой кинолог? (Кинолог- это вовсе не специалист по созданию фильмов, а профессионал в сфере разведения, содержания и дрессировки собак).

Этиология– наука о поведении животных выделяет довольно много типов агрессии у собак. Мы перечислим лишь те, которые чаще всего влияют на поведение домашней собаки по отношению к хозяевам, детям и посторонним людям. Учитель предлагает учащимся перечислить причины нападения собак, фиксируя ответы на доске.

Учитель. Назовите причины нападения собак на людей.

1. Болезнь собаки.

2. Неправильное поведение человека (вторжение на их территорию, попытки поиграть, попытки отобрать или потрогать их пищу, попытки потрогать щенков, ставить собак в безысходное положение (загнать в угол, бить, дразнить и т.д.)).

3. Команда хозяина.

Работа в парах.

Учитель. Мы с вами сказали, что причиной нападения собак на людей часто бывает сам человек. Работая в парах, запишите в тетрадях чего делать нельзя при встрече с собакой.

Дети записывают в тетрадь. Затем зачитывают.

В. Какой можно сделать вывод? (Беспричинная агрессия только у больных собак, в остальных случаях агрессия носит мотивированный характер).


В. Можно ли по внешним признакам, позе определить настроение собаки?

Работа по книге с. 100. Затем презентация

В. Как понять, что собака собирается напасть?

1. Нервное подергивание хвоста.

2. Направленные вперед уши.

3. Ощетинившаяся спина.

4. Напряженные лапы.

5. Ворчание или предупредительный рык.

В. Какой можно сделать вывод? (по внешним признакам и позе можно увидеть, что собака собирается напасть).

В. Что нельзя делать до атаки?

1. Показывать свой страх (животное почувствует вашу боязнь и, соответственно свое превосходство).

2. Размахивать руками и смотреть собаке в глаза (воспринимает как вызов к бою).

3. Паниковать и убегать, поворачиваться к собаке спиной (инстинкт охотника).

В. Как нужно вести себя во время атаки.

1. Постарайтесь сохранить спокойствие, отойдите подальше, не теряя собаку из вида. Если есть возможность, заберитесь повыше.

2. Нагнитесь к земле как будто поднимаете камень, и замахнитесь им в сторону собаки, — это напугает ее.

3.До атаки используйте перцовый баллончик, бросьте в глаза и пасть собаки пригоршню песка или земли.

4. Примените ультразвуковой отпугиватель для собак.

5. Защищайтесь любыми вещами. Которые есть при вас (раскрывайте – закрывайте зонт и т.д.)

6. Закройте шею руками, обхватив ее. При этом руки согните в локтях и прижмите к груди.

7. Дайте псу схватить сумку. Потяните к себе. Отведите в сторону и резко ударьте собаку ступней по горлу.

8. Если собака повалила вас на землю, перевернитесь на живот, закрыв руками лицо и шею.

Учитель. Сейчас, посмотрите видеосюжет.

В. Какую помощь нужно оказать при укусе собаки?

Учитель. На слайде вы видите незаконченные предложения по оказанию первой помощи при укусе собаки. Я предлагаю вам попробовать самим продолжить предложения.

1. Промыть рану теплой водой с мылом (желательно использовать хозяйственное, так как в нем больше щелочи), обработать рану йодом.

2. Вызвать обильное кровотечение (есть шанс, что вирус. Попавший в кровь с ней и выйдет).

3. Обработать рану зеленкой или йодом.

4. Как можно быстрее обратиться за медпомощью.

В. Почему обязательно необходимо обращаться за медицинской помощью при укушенном ранении? (в рану может попасть инфекция).

Учитель. Собаки могут быть переносчиками бешенства.Бешенство – острая вирусная болезнь теплокровных животных и человека, характеризующаяся прогрессирующим поражением центральной нервной системы, смертельным для человека. Заражение происходит при укусе или ослюнении больным (бешеным) животным поврежденных кожных покровов. От человека вирус не передается. Основной источник: лисицы, волки, а также домашние животные: собаки, кошки и др.

Симптомы бешенства: угрюмость, раздражительность, пугливость, капризность, общее угнетенное состояние с отсутствием аппетита и одновременной склонностью грызть и с жадностью заглатывать несъедобные предметы (землю, камни), рвать зубами обувь и свою подстилку. Собака болезненно реагирует на световые раздражители, ее походка становится нетвердой, растет беспричинная агрессивность, стремление укусить или, напротив, убежать и спрятаться, время от времени она издает странный лай с подвыванием, постоянно текущая из пасти слюна. Кончается все это параличом задней части тела и нижней челюсти.


6. Первичное закрепление знаний.Работа с тестами по пройденной теме



7. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся ответить на итоговый контрольный вопрос «Реализована ли цель урока?» Учитель предлагает продолжить фразу «Сегодня на уроке мы узнали …»



8. Домашнее задание.1. Задание обязательное для всех с. 98-101.

2. Творческое задание: подготовить буклет или стенгазету на тему «Как вести себя при встрече с собакой»