Тема: «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки».
Цель: Создать условия для систематизации знаний учащихся о согласных звуках и буквах, обозначающих их.
Задачи:
наблюдать за образованием согласных звуков;
определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;
наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв;
формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;
развивать умение работать с разными источниками информации (с научным текстом, со словарём, с таблицей);
формировать ценностное отношение к русскому языку;
развивать навыки сотрудничества во время работы в группах.
Ход урока
I. Психологический настрой. Мотивационное начало урока.
Пословица: «Где дружба прочна, там хорошо идут дела».
- Как вы понимаете ее смысл?
- Работать на уроке мы будем в группах. Надеюсь, вы будете помнить об этой пословице во время работы.
Тренинг на сближение «Круговое рукопожатие»
- Откройте тетради, запишите число, «классная работа».
II. Определение темы и задач урока.
- Пора определить тему урока. О чём пойдёт речь на нём вам подскажут ключевые слова, которые вы найдёте в «квадрате» из букв на доске.
- Чем отличаются звуки и буквы? Над какими звуками мы работали на протяжении нескольких предыдущих уроков?
- Мы закончили работу над темой «Гласные звуки и их обозначение буквами». А кто догадался, какую же мы будем изучать тему дальше?
- Вы определили верно: тема сегодняшнего урока: Согласные звуки.
- Какие цели вы бы определили себе при изучении данной темы?
Определите цели урока по началу фраз:
Научиться … Повторить … Развивать …
III. Стадия вызова
А) Составление кластера.
- Первое задание для ваших групп. Вспомните все, что вам известно о согласных звуках и буквах. Составьте на ватмане кластер, где вы отразите все свои знания.
По окончании работы ватманы передаются другим группам для внесения поправок и дополнений.
- Чей кластер практически не имел поправок? Молодцы!
Б) - На столах лежат оценочные листы. В них отражены основные задания, за которые вы будете получать отметки и критерии оценивания.
В) Минутка чистописания.
Приём «Да или нет»
Учащимся предлагается самим определить букву для чистописания. Для этого им необходимо задавать учителю вопросы и исходя из его ответов (да, нет) «вычислить» загаданную букву. (Буква Вв)
4. Стадия осмысления
А) - Как же отличить согласный звук от гласного? На что мы должны обратить своё внимание в первую очередь?
При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Это один из главных признаков согласных звуков, о котором мы говорили ещё в период обучения грамоте.
- А из чего состоит каждый согласный звук? (Произносится каждый звук и делается вывод)
- Итак, согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один из главных признаков согласных звуков.
Как отличить согласный звук от гласного? |
Гласные звуки | Согласные звуки |
Гласный звук состоит только из голоса. | Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса. |
При произнесении гласного звука воздух проходит свободно, без преград. | При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). |
Гласный звук образует слог. | Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком. |
Б) Проект «Страна согласных букв»
Учащимся предлагается в группах выполнить проекты, «расселяя» буквы в заданные места. Н-р, буквы в виде животных - в зоопарк и т.д.
Согласные звонкие – «Зоопарк»
Согласные глухие – «Ромашковая долина»
Парные согласные – «Город весёлых человечков»
Согласные, которые бывают только твёрдыми и только мягкими – «Королевский замок»
Согласные непарные – «Сказочное море»
По окончании работы проекты защищаются и оформляются на доску.
В) Наблюдение за «работой» букв, обозначающих согласные звуки
- Может ли один согласный звук изменить значение слова?
- Перед вами двустишие. (слайд).
Мы собираем васильки,
На головах у нас щенки.
- Что вызвало улыбку? В каком слове нужно заменить согласный звук, чтобы был верный смысл?
Мы собираем васильки,
На головах у нас венки. (слайд)
* Самостоятельная работа.
- Спишите стихотворение. Подчеркните согласные.
- Сделаем вывод: может ли один согласный звук изменить значение слова?
- Вспомните и назовите ещё слова, различающиеся одним согласным звуком.
Физминутка
- Я предлагаю вам провести тест – игру.
- Дети, если вам нравится ходить в школу – то похлопайте в ладоши.
- Если вы приходите в школу баловаться и бегать по коридорам – то поднимите одну руку.
- Если вы приходите в школу, чтобы получать знания – то поднимите вверх две руки.
- Если по утрам вы капризничаете, когда просыпаетесь – то потопайте ногами.
- Если вы всегда выполняете все домашние задания – то погладьте себя по голове.
- Если у вас много друзей в классе, и вы хотите дружить с ними и дальше, – то возьмите друг друга за руки и поднимите их вверх.
* Подготовка к восприятию рассказа «Как верблюд свою тень потерял»
- Ребята, а мне интересно, как вы понимаете слова ДРУЖБА? ДРУЖИТЬ?
- Я предлагаю поразмышлять над этим.
Метод Эдварда Де Боно «Шесть Шляп Мышления»
Работа в группах.
Вопросы:
Белая «шляпа» - Расскажите, что такое дружба?
Чёрная «шляпа»- Подумайте, какие поступки могут разрушить дружбу?
Жёлтая «шляпа» - Расскажите, хорошо ли, когда у тебя есть друзья? Почему?
Зелёная «шляпа» - Представьте, что у вашего друга плохое настроение. Расскажите, что бы вы могли предпринять, чтобы исправить его настроение.
Красная «шляпа» - Выскажите свои чувства, своё отношение к дружбе, друзьям.
- Мы думаем………… - Нам кажется…………. - На наш взгляд…………
Синяя «шляпа» - Подведите итог по данной теме.
Обсуждение.
Выступает представитель от белой «шляпы». После его выступления предлагаю учащимся одновременно мысленно «надеть шляпы» этого цвета и дополнить услышанный рассказ и т. д.
Чтение рассказа учащимися.
Работа по содержанию:
- Как вы прокомментируете сказку?
- Как понимают дружбу герои сказки?
- Почему тень не может быть верным другом?
- Какая из пословиц подходит к содержанию сказки: (слайд)
Друзья познаются в беде.
Как аукнется, так и откликнется.
Друг до поры — тот же недруг.
Дружбу надо заслужить.
- Закончи сказку словами: «Верный друг – это тот, кто …»
5. Рефлексия.
- Наш урок заканчивается. Вспомните, какую цель мы ставили для себя на этот урок?
- Как вы считаете, вы достигли её?
- А нужна ли нам эта тема вообще? Где она сможет нам пригодиться?
- Какое настроение осталось у вас после урока? Прикрепите свои стикеры к тем смайликам, которые отражают ваше настроение.
Домашнее задание: создать паспорт для согласных звуков.
- Спасибо за урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Паспорт
Выдан _____________________________________
Настоящий документ удостоверяет,
что данных букв в русском алфавите ________
Они обозначают ______________ согласных звуков
Из них парными являются ________________________________________________
Непарными являются ____________________________________________________
Звонкими ______________________________________________________________
Глухими _______________________________________________________________
В зависимости от следующей за ними буквы, они могут быть по звучанию _______________________________________________________________________
Дополнительные сведения:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источники информации:
1. И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003.