СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Союз как часть речи"

Категория: Русский язык
Тема: Союз

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по теме "Союз" в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Союз как часть речи"»

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Союз как часть речи

Цель

Дать общее понятие о союзе как служебной части речи; показать его роль в тексте; формировать умение находить союзы в тексте; вырабатывать умение самостоятельно анализировать новый материал, воспитывать стремление к получению знаний

Тип урока

Урок усвоения новых ЗУН

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знают определение союза как служебной части речи; синтаксическую роль союза: связь однородных членов и простых предложений в составе сложного; уметь узнавать союзы, соединяющие однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложного; определять смысловые отношения, выражаемые с помощью союзов, между простыми предложениями в составе сложного; уметь пользоваться в речи союзами-синонимами.

Метапредметные: умеют самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Оборудование

Учебник, дидактический и раздаточный материал, презентация



Ход урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

1. Актуализация и пробное учебное действие.

2. Выявление места и причины затруднения

  1. Повторение изученного. Лингвистическая разминка:

(В) течени… семейного ужина, благодаря поддержк… мамы, (в)следстви… (не)большой ссоры, достать из(под) ёлки, (не)смотря на разные взгляды, поговорить на(счёт) подарка, вернуться (по)истечен… срока, остановиться (в)виду пристани, фигура (в)виде шара, надеть (в)место шляпы, отменить (в)силу обстоятельств, поступать согласно распоряжени…

Проверка выполненной работы

На вишн.. с листка на листок прыга..т и скатыва..тся дождевые капельки. А вот эти, что сид..т, как опята на пеньк.., (ни)куда (не)хотят спешить. Они гре..тся на солнышк.., красуясь собой, не зна..т, что быстро выс..хнуть мог..т. А где же другие алмазные бусины? Куда попрятались? Они, оказыва..тся, купа..тся в лужиц.. прямо в лопух.. .

(Ф. Нестеров.)

Задание 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Беседа:

– Каков тип текста?

– Как можно озаглавить текст?

– Найдите в тексте средства художественной изобразительности.

– Выполните разбор по составу слов красуясь, прямо, попрятались.

– Подберите синонимы к слову спешить.

– Выполните морфологический разбор слова могут.

– Какие орфограммы встретились вам в тексте?

– Выпишите из текста местоимения, определите их разряды.

– Назовите встретившиеся в тексте предлоги. Какую функцию они выполняют?

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад.)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

– Определение темы и целеполагание

Слово это по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со), имевшая значение "вместе" и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ.

Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

-Перечислите союзы, встретившиеся вам в этом тексте. Какова их функция?

– Какой частью речи является слово что во втором и в третьем предложениях?

– Можно ли определить лексическое значение у союзов?

– Являются ли союзы членами предложения?

– Можно ли к союзам задать вопрос?

– Где обычно находятся союзы в предложении?

Вы знаете, что предлог не отвечает на вопрос и не является членом предложения. А что можно сказать о союзе?

Союзы так же, как и предлоги, не являются членами предложения и не отвечают на вопрос в предложении.

=Установим, в чем состоит отличие союзов от предлогов: предлоги выражают зависимость одного слова от другого, а союзы употребляются для связи равноправных слов в предложении (однородных членов) и целых предложений в сложном предложении. Как итог наших наблюдений оформим таблицы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Предлоги

Союзы

в, из, на, за, под и др. употребляются
в словосочетании;


не являются членами предложения

а, и, что, чтобы, как и др. употребляются для связи однородных членов или простых предложений в составе сложного;

не являются членами предложения


4.

творческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Образец опорной схемы.

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.


6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Запись и анализ предложений, построение схем для объяснения постановки ЗП.

1.И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды, и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.

2.Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен.

- Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным?

/ союз И – сообщение заранее подготовленного ученика:

Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:

- слово И – один из самых древних союзов русского языка,

- слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,

- слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,

- слово И – было и остается исключительно частотным словом.

«Но почему?» - спросите вы. Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов, сохраняет это важное значение и в течение тысячелетий не изменяется. А различие предметов передается с помощью других союзов (а, но).

Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его,

И  царский лик его прекрасен.

- Из какого произведения эти строки? /поэма «Полтава»/

- Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом?        

    /да, т.к. предложения связаны по смыслу и грамматически/

- А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? / с помощью союза И / Вывод: Союзы могут связывать еще и предложения в тексте.

7. Включение в систему знаний и повторение

Выполните синтаксический разбор. Объясните знаки препинания. Работа в парах.

С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Снег одел и деревья, и крыши домов. Сугробы покрыли не только пригорок, но и дорогу. Каждый слой снега сначала рыхлый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу. Но сугробы постепенно растут, поэтому снежный покров становится плотным. Зима торжествует и властвует.

Какие союзы вы здесь выделили? Что они связывают? Чем отличаются эти союзы друг от друга? Вывод: Союзы бывают сочинительные и подчинительные, простые и составные, одиночные, двойные, повторяющиеся.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия. Тест

1.  В русском языке есть ___________________ и служебные части речи.

2. Служебные части речи – это_______________________________________

3. Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется

4.   Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется_______________________.

5  Союзы бывают_________________________________________

6.  В этом предложении союз соединяет однородные члены предложения:

1) Костер потух, и даже угли подернулись ртутными капельками росы.

2) Волокна серой паутины плывут и тянутся с небес.

3) С неба не падал, не сеялся, а словно оседал мелкий дождь.

 7. В этом предложении союз связывает простые предложения в составе сложного:

1) Заурчал, завизжал мотор, затряслась машина, и бешено закружились задние колеса, поднимая пыль.

2) Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли.

3) Весенний дождь хлестал кусты, и над землянкой злился ветер.

Заключение:

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

Союз не станет членом предложения:

Всегда свободен, хоть стоит в строю.

И в сочинении, и в подчинении

Незаменим и помнит роль свою.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!