Страничка для любознательных
Цели: повторить и обобщить материал, изученный на уроках; развивать умение применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся рассуждать и делать выводы; выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные знания в измененных условиях; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока:
I. Организационный момент
(Класс делится на три команды.)
Давайте, с вами определим, чем мы займёмся сегодня на нашем занятии. Для этого вы должны разгадать ребусы.
С 3 ЖИ
О 5
7 СОТ
На обратной стороне ребусов записаны слова:
Считать
Решать
Отгадывать
Мы не просто будем решать, считать, отгадывать. Нам нужно сегодня помочь жителям леса защитить свои жилища от серого волка.
Выберите капитанов своих команд. За правильные ответы вы будете получать жетоны. Складывайте их в коробки на ваших столах, а в конце игры мы посчитаем жетоны и выявим победителей.
II. Актуализация знаний
1. Устный счет Игра «Пчелки»
Пчелки решили собрать белочке меду на зиму. Помогите им.
2. Работа над задачами
Решите задачи устно. Ответы покажите с помощью карточек.
В лесной школе 45 птиц и 39 зверей. Сколько всего учеников в лесной школе? (84.)
На уроке музыки в лесной школе 37 птиц. Из них 19 си ниц, остальные воробьи. Сколько воробьев на уроке музыки? (18.)
На уроке физкультуры белочка за прыжки получила 25 пятерок, а медвежонок — на 8 пятерок меньше. Сколько пятерок за прыжки получил медвежонок? (17.)
В первом классе учатся 33 зайчонка, а во втором — 28 зайчат. На сколько зайчат во втором классе меньше, чем в первом? (На 5.)
На уроке ворона пропустила объяснения учителя 43 раза, а сорока — на 8 раз больше. Сколько раз пропустила объяснения учителя сорока? (51.)
(Капитаны подсчитывают количество жетонов и кладут в коробки на столах.)
Теперь мы готовы помочь зверятам.
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Задание № 1
16 | 26 | 27 | 37 | 38 | | | | |
6 | 25 | 17 | 36 | 28 | | | | |
Зверята решили сделать на двери замки с волшебным шифром. Помогите им закончить коды.
(Обсуждение в группах. После этого выходит один человек: каждой команды и называет ответ. Команда, которая быстрее всех даст правильный ответ, получает три жетона, остальные - одному.)
Ответы:
числа увеличиваются сначала на 1 десяток, потом на 1 единицу;
числа уменьшаются сначала на 1 десяток, потом на 1 единицу.
Задание № 2
Теперь зверятам нужно поставить в домики волшебные окошки. Определите, кто из них какое окошко выбрал.
«
Белка, ёж и заяц начертили такие фигуры, по одной каждый. Ёж не стал чертить многоугольник, заяц не выбрал треугольник. Какую фигуру начертила белка?»
(Обсуждение в группах. После этого выходит один человек от каждой команды и называет ответ. Команда, которая быстрее всех даст правильный ответ, получает три жетона, остальные по одному. Учитель может помочь детям наводящими вопросами.)
Какое окно выбрал еж? Как вы догадались? (Круг.)
У какого прямоугольника есть свое название? (У квадрата.)
Если заяц не выбрал треугольник, то какая фигура для него осталась? (Прямоугольник.)
Какой формы будет окошко в домике белки? (Треугольника.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Задание № 3
Теперь зверята решили поставить новые двери. Помогите им, сложите дверцу для домика из геометрических фигур.
(Обсуждение в группах. Задача решается подбором. Для наглядности можно дать учащимся модели из цветной бумаги. После этого выходит один человек от каждой команды и называет ответ. Команда, которая быстрее всех даст правильный ответ, получает три жетона, остальные по одному.)
Ответ:
Задание № 4
На двери зверята хотят поставить крепкие засовы. Помогите им выбрать подходящие доски.
«Ученики лесной школы белка, заяц и ёж заготовили такие дощечки, по одной каждый. Дощечка у белки получилась короче, чем у зайца, а дощечка у ежа – короче дощечки у белки. Какой длины дощечку заготовил заяц? Белка? Ёж?»
(Обсуждение в группах. После этого выходит один человек от каждой команды и называет ответ. Команда, которая быстрее всех даст правильный ответ, получает три жетона, остальные по одному.)
Ответ: еж заготовил дощечку (красная), белка (зеленая), заяц (желтая).
Задание № 5
Итак, надежные домики готовы, лесных жителей пора расселить в них. Чтобы домики закрыть на замок, надо включить вычислительные машины. Торопитесь, к полянке подходит серый волк.
– 9 + 6
Какое число будет на выходе из машины, если в неё внести число: 11, 34, 45, 67, 78?
Какое число ввели в машину, если на выходе из машины получили число: 17, 51, 20, 44, 65?
(Обсуждение в группах. Затем выходит один ученик от каждой команды и называет ответы. Команда, которая быстрее других даст правильные ответы, получает три жетона, остальные — по одному.)
VI. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока